• Реализм* - эстетическая и художественная позиция, согласно которой, задачей искусства является отражение правдивой и объективной реальности. Направление в искусстве.
Более точная формулировка Реализма затруднена, т.к. каждое из направлений в искусстве стремится отобразить реальность так, как оно его видит. Не всякое изображение внешних факторов реалистично, ведь мы не знаем, что такое истинная реальность, к примеру "..Я вижу это так.." - говорит художник-абстракционист и возразить ему нечего..", В.П. Руднев, философ.
Запечатлеть нравы, идеи и облик эпохи, согласно моей оценке". Манифест реализма, Г.Курбе.
🔸Реализм, в любой из сфер искусства, подразумевает полную достоверность и правдивость сюжета или образов, которые достигаются в абсолютном единстве с действительностью.
🔸В мировом изобразительном искусстве реалистичные приемы отчётливо видны в работах художников разного времени: в работах барочного Караваджо, у гениального А.Дюрера, у достоверного Я.Вермеера, в работах Ж.Л.Давида и Ж.О.Д.Энгра, у Э.Мане и А.Сислея в отображении воздуха и света, в работах Дж.Констебла, пейзажи которого словно "промыты бесконечным английским дождём"..
🔸Формы и приемы отражения действительности в реалистичном искусстве различаются, даже если это один и тот же вид искусства или жанр. Так например, реализмы А.Дюрера и О.Домье существенно различны. Это подчеркивает исторически изменяющийся мир и глубокое изучение и постижение его средствами художественной выразительности.
🔸В п.п. XIX в., когда утверждался романтизм, в изобразительном искусстве укрепляли реалистические тенденции художники Т.Жерико и Э.Делакруа. Они обращались к живой действительности, отражали её кипение, драматизм, конфликты. Во вт.п.XIX в. черты реализма начинают проявляться в сельских пейзажах на картинах "барбизонцев", демонстрирующих миру реальную жизнь.
🔸В российском искусстве п.п. XIX в. черты реализма очевидны в портретах О.А. Кипренского, в жанре работают В.А.Тропинин и А.Г. Венецианов. Принципам реализма следует П.А. Федотов, "родоначальник критического реализма в русской живописи", детально показывающий жизнь и характер человека.
Выдающимися примерами российского реализма также признаны художники И.Н.Крамской, И.И.Шишкин..
..И.Е.Репин, который был учеником И.Н. Крамского.
Стили реализма
🔸Реализм, как наиболее известное из направлений, проникшее не только в жанры изобразительного искусства, но и в литературу, музыку, стал уверенной основой для развития новых стилей.
В к. XIX - н. XX вв. затяжные политические события в мире вынуждали художников пересматривать смыслы изобразительного искусства и в итоге подтолкнули к формированию новых школ живописи, в которых реализм постепенно расслоился на стили:
🔸 Веризм
зародился в Италии в к. XIX- н.XX вв. Картины достоверно передавали явления и объекты окружающей действительности без необходимости их интерпретации. Стиль веризм проявился также в музыке, в литературе.
🔸Прецизионизм
или пресижинизм,
развился в США в 1920-е гг. Художники изображали преимущественно индустриальный город, применяя черты футуризма и кубизма. Стиль был также известен как «острый фокус-реализм». Наиболее известными представителями направления были Ч.Шиллер, Дж. О’Киф, Ч.Демут.
🔸Соцреализм
Возник во времена эпохи строительства государства СССР, окончательно утвердившись в 1934 г. Стиль наделён футуристическим вектором - он устремлен в будущее, прославляет человека-труженика, его трудовую энергию, отражает всеобщее ликование и процветание в советском социалистическом обществе.
🔸Школа Юстон-роуд сформировалась в 1938 г. из группы художников-реалистов, выпускников или преподавателей Школы живописи и рисования в Юстон-роуд (Лондон). Возражая авангардному искусству, художники провозгласили свою основную задачу - изображать традиционные предметы в реалистической манере. Представители: Г.Белл, У.Колдстрим, Р.Мойнихан, К.Роджерс.
🔸Beaux Arts Quartet (1952-1955)
или Изящный творческий Квартет.
На персональных выставках в Лондоне были представлены картины четырех художников, выпускников Королевского колледжа искусств: Дж.Смита, Д.Мидлдитча, Э.Гривза, Дж.Брэтби.
🔸Американский современный, возник в 1960 -н.1970 гг. Сравнительно простой реалистичный подход искусству, распространенный в среде художников периода пост-абстрактной эры. Представители стиля предпочитают творить в более традиционной манере. Среди известных Ф.Перлстайн, Н.Уэлливер.
🔸Фотореализм, Суперреализм, Гиперреализм
Возник в 1960-1970-е гг. как направление реализма, характеризующееся особой техникой в живописи, в которой художник использует фотографию для воспроизведения изображения настолько реалистично, насколько это только возможно. Живопись создаваемая с помощью техники.
🔸Сюрреализм
Стиль, основанный на теории психоанализа З.Фрейда и интересе к подсознанию, оккультизму, в котором художники окончательно отошли от канонов в живописи. Один из ярких представителей стиля С. Дали.
🔸Магический реализм
художественный метод, в котором магические (мистические) элементы включены в реалистический мир. Картины отображают действительность с фантазийными деталями, призывающие поверить в правдивость происходящего.
🔸Китайский
Реализм в китайской живописи 1990-х гг. отличается остросоциальной направленностью с нотками иронии, сатиры.
Безграничного реализма не бывает и возможности реалистических методов в искусстве тоже не безграничны. Реализм заканчивается в момент отрыва художника от реальной действительности, когда он уходит в субъективизм.
Несмотря на то, что каждая из разновидностей реализма имеет свой смысл и особенности, всем им присущи единые признаки: достоверность в отображении действительности, внимательное исследование разнообразий мира, ценность повседневной жизни и человеческий характер. И совершенно очевидно, что художественное творчество зависит от мировоззрения его автора.
Источники:
🔸artchive.ru,
🔸artrecept.com
🔸booksite.com
🔸Реализм в искусстве,
Г.А Недошивин,
А.А.Аникст,
А.Н.Сохор,
🔸dist-tutor.info
🔸impressionism.su
🔸wikiart.org
Уважаемые Читатели!
Ставьте 👍, если публикация интересна, пишите комментарии и пожелания для следующих публикаций.
Примечание
- В данной статье "реализм" рассматривается как направление в искусстве в его историко-культурном значении.