«Янтарный соловей» взялся за перо
Если вы считаете, что народный артист Башкортостана Вахит Хызыров в представлении, как обычно пишут, не нуждается, то глубоко ошибаетесь. Знакомьтесь: Вахит Хызыров — автор (правда, молодой, начинающий) только что вышедшей книги «В деревне так…».
В издание вошли 62 рассказа, основанных на реальных событиях. Кроме сказок и уже растащенного на цитаты «Монолога Майки» (коровы, кто не знает).
Мероприятие под сухим названием «презентация» прошло, на самом деле, как встреча старых друзей: самого автора, преподавателей, родных, поклонников таланта. Собственно, им-то книга и обязана появлением на свет: в течение 30 лет Вахит Галибаевич баловал друзей забавными рассказами из жизни — своей, своих родителей, односельчан. До тех пор, пока не стало ясно: своей любовью к родной земле, деревне и ее обитателям и добрым юмором нужно делиться — и не только с близкими. Ведь, будучи свидетелями его рассказов, друзья считают их безумно смешными, очень трогательными и человечными.
Сам виновник торжества и вовсе превратил официальное мероприятие в импровизированный концерт. И хотя стоял у пианино (сказал, что так ему привычнее), не пел, а читал свои же рассказы, причем не хуже драматических артистов. Кстати, поддержать «новорожденного» собрата почему-то не пришел ни один писатель, видимо, решив, что певцу — певцово, а писателю — писателево, и нечего лезть в чужой огород, будь ты хоть трижды талантлив.
Но аплодисментов, смеха и доброй поддержки хватало и без них. Книга удалась — и не только по содержанию. Первые слова благодарности достались иллюстратору издания — студентке Уфимского училища искусств Марине Перегуд. Верный себе, Хызыров и тут не удержался от того, чтобы не поведать, как ему повезло с художником: «Впервые рассказы вышли в журнальном варианте, а мне нужно было художественное оформление моих трудов. Уговаривал я, уговаривал наших именитых-то, но они — народ занятой. Уговаривал, пока не встретился с Ринатом Миннебаевым. «Есть человек, чтобы мои рассказы проиллюстрировать?» — спрашиваю. «Вот она сидит», — отвечает мне художник и указывает на Марину. Девочка совсем, а у меня же планы! «Мне нужна корова», — говорю. — «Пожалуйста». — «Мне нужна умная корова». А она раз — и очки нарисовала. «А мне нужно, чтобы она писала». — «Пожалуйста», — и ручку между копыт пристроила. «В общем, золотая девочка», — считает Вахит Галибаевич. Кстати, рассказов у него много, имеются и стихи, так что иллюстрировать есть что.
Поведал автор и о тайнах писательской кухни, конечно, в свойственной ему забавной манере. «Еду я в деревню к папе — он уже лежачий был. А около аэропорта голосует красивая такая девушка. Дай, думаю, подвезу, что ж одному ехать. Едем, а у меня в голове все монолог моей коровы Майки крутится. Она же у меня умная — о развале Советского Союза рассуждает, об охране окружающей среды. Сижу и сам себе улыбаюсь. А потом вообще рассмеялся: я Майку в это время мысленно с женихом знакомил — с Банзаем. И тут девушка, которая и без того притихшая сидела, испуганно ойкнула: «Что с вами»? — «Корова у тебя есть?» — спрашиваю. — «Да». — «Как зовут?» — «Светлана». — «Коров с такими именами не бывает!» — «Это я Светлана». — «Да я не о тебе. А сколько лет?» — Двадцать восемь». — «Коровы столько не живут!» — «Дяденька, а можно, я выйду?» — «Подожди, вот за этим лесом, за поворотом…» — «Что, коровы?!» — «Да нет, остановка».
Вообще же, как рассказывает Хызыров, которому весь вечер признавались в том, насколько легко читаются его рассказы, пишутся они так же легко. «Самое трудное для меня — это корректура, — ну не знаю я, куда запятые рассовать», — не смущаясь, объясняет сочинитель.
Есть у него темы для новых сочинений: земляки из Таштимерово, по словам автора, не в обиде за то, что их жизнь оказалась на виду, напротив, в обиде что не про всех успел написать — и требуют продолжения.
А брата не буди
«Улым, приезжай домой. Сам попробуй переговорить с братом. Говорят, он в Михайловке. Уже три дня дома не ночует, — мама вздохнула, — пьет…»
Итак, два свободных дня у меня есть, соскучился, да и картошка кончилась. Быстренько собравшись, купил пачку индийского чая со слоном и поехал на вокзал. Сел на Уфа — Сибай «башкировоз». Я привык в общем вагоне, народу много, тепло, а главное — дешево. Билет 2 рубля 50 копеек. В Магнитке еле протолкнулся в переполненный «Икарус». Сам себя поймал на том, что улыбаюсь, увидев родную деревню. Легко выпрыгнув из автобуса, добежал до картофельного огорода. Издалека слышу голос отца: «Бестолковый ты! Есть у тебя капля стыда? Дома у тебя нет, что ли, поесть, попить. Обжора ты, ненасытное горло. Прошлый раз я тебя искал три дня. Хайдар мне так и сказал, что ты прошел через мост и направился в сторону Тупаково. Прямо, говорит, бежит. Мне что бегать за тобой легко? Ты же знаешь тупаковских, ноги переломают, до дому не доползешь. В глаза мне смотри! Если еще раз увижу, что куда-то пропал, только попробуй! Твай мат! Если меня не уважаешь, о маме подумай! Все волосы у нее из-за тебя побелели, поседели. Чего голову склонил?! В глаза мне смотри!».
Брата мне стало жалко, и чтобы папа скорее меня увидел, я, потопав специально и покашляв, зашел во двор, громко хлопнув калиткой. А там мой папа стоит и ругает нашу кобылу. Она голову склонила, как будто понимает свою вину, чуть не плачет. «Папа, — говорю, — здравствуй» А он мне ничего!
— Три дня искал! Ну да ладно, сын вернулся. А ты будешь таскать навоз, — сказал папа кобыле. А мне: «Пошли, чашку чая выпьем. Рабочая одежда в чулане. Лопаты есть, вилы целых две. Брат твой спит. Вернулся только под утро, не буди его».
Ромашки
После сенокоса пришел я домой усталый, по пути в поле сорвал три ромашки. В пустую водочную бутылку налил чистой воды и поставил три светлых цветочка на стол. Все-таки культур-мультур!
Тут в дом и отец зашел. Руки вымыл и сел за стол, с наслаждением вытянув под столом уставшие ноги. Увидел на столе цветы. Спрашивает с изумлением: «Что это такое? Зачем?». Я говорю: «Да вот для твоей снохи цветы принес». Отец удивленно: «А почему три штуки? Зачем?». Я говорю: «Да так положено».
Отец молча вышел из-за стола, запряг во дворе лошадь и куда-то поехал. Через минут 10 — 15 возвращается с полной телегой скошенных ромашек. Упираясь черенком вил в свой живот, скинул во дворе гору ромашек и позвал Маришу: «На, сноха, там их еще много, мне не жалко. Бери!».
Досье
Вахит Хызыров родился в cеле Таштимерово Абзелиловского района в музыкальной семье. Окончил Уфимский институт искусств (класс Миляуши Муртазиной). Руководил вокальным ансамблем ДК «Авангард» УАПО, с 1991 года — артист хора театра оперы и балета, с 1994 года — вокалист Башкирской филармонии, одновременно преподавал в Уфимском училище искусств, в 1998 году — в Уфимском институте искусств.
В репертуаре артиста — музыка зарубежных, отечественных, башкирских, татарских композиторов, старинные романсы, народные песни. Вахит Хызыров — народный артист РБ, лауреат международного фестиваля эстрадных и народных песен тюркоязычных народов «Тюрковизион», дипломант международного конкурса камерного пения «Янтарный соловей».
Мнение
Константин СКВОРЦОВ, сопредседатель правления Союза писателей России, поэт:
— Будучи замечательным певцом, он любим зрителями, и общение с ними естественно. Но выход его первой книги — это победа над самим собой. Ведь очень непросто человеку, обремененному житейским опытом и артистической славой, прекрасному и остроумному от природы, переложить рождающиеся в душе слова на бумагу. Я знаю много талантливых людей. Далеко не каждый способен написать хотя бы одну страницу того, что только что рассказал. Талантливый рассказчик пасует перед листом бумаги. Что это за река, которую нужно переплыть с одного берега, где ты только умелый рассказчик, на другой — где ты уже писатель? Рад, что Вахиту удалось переплыть эту магическую реку. Наверное, это было нелегко. Но тем радостнее ступать на берег, где тебя ждут благодарные читатели. Первые места в литературе всегда свободны. Дерзай!
Вячеслав АБРОЩЕНКО, депутат Госсобрания — Курултая РБ:
— Рассказы Вахита Хызырова надо читать, когда ты устал, когда хочешь отдохнуть — так просто они читаются, так легко написаны.
Автор: Елена ШАРОВА