10 сентября 1976 года в небе над хорватской столицей (Загреб) в результате столкновения двух пассажирских авиалайнеров погибло 176 человек. Эта катастрофа стала первым и единственным инцидентом с большим количеством жертв для британского перевозчика "British Airways" и на данный момент остается самой смертоносной авиакатастрофой произошедшей в Хорватии.
Воздушное судно
Рейс "476" ("British Airways") выполнялся лайнером Trident Hawker Siddeley по маршруту Лондон(Англия) - Стамбул(Турция). На борту находилось 54 пассажира и 9 членов экипажа. За штурвалом британского борта был Денис Танн (10781 летных часов), а помогал ему первый офицер Брайан Хелм.
Рейс "550" ("Inex-Adria Aviopromet") выполнялся лайнером Douglas D-9 и следовал из Сплита (Хорватия) в Кельн (Западная Германия). На борту находилось 108 пассажиров и 5 членов экипажа. Управляли рейсом "550" Йоже Крампак (10157 часов налета) и Душан Ивануш.
Обстоятельство трагедии
Рейс "476" покинул аэропорт "Heathrow"(Лондон) в 08:32 UTC. Чуть более часа спустя (09:48 UTC) рейс "550" поднялся в воздух с ВПП аэропорта Сплит (Хорватия). Полет обоих рейсов проходил в штатном режиме до подхода к воздушному коридору, контролируемому центром управления полетов Загреба (Хорватия).
В середине 70-х годов загребский центр управления воздушным движением являлся одним из самых загруженных в Европе, был весьма плохо оснащен и испытывал острую нехватку персонала. Загребский "VOR" был пунктом пересечения множества воздушных магистралей, соединяющих северную и юго-восточную Европу как между собой, так и со странами Ближнего Востока.
Воздушное пространство в небе над Загребом было разделено на три сектора:
- нижний сектор (высота ниже 7600 м.);
- средний сектор (высота от 9400-7600 м.);
- верхний сектор (высота свыше 9400м.).
Рейс "476" вошел в зону действия загребского центра воздушного управления из воздушного пространства Австрии в 10:04, сообщив диспетчеру верхнего сектора Градимиру Тасичу свою высоту (10050 м) и ожидаемое время вхождение в VOR (10:14). Тасич приказал выбрать код транспондера "2312" и выйти на на связь по достижению границ "VOR".
Примерно в это же время в эфир вышел рейс "550" и попросил у диспетчера среднего сектора (Боян Эрявек) разрешение на увеличение высоты - на тот момент борт занимал эшелон "7900". Диспетчер предложил свободный эшелон "10650", но предупредил, что перед набор высоты необходимо согласовать маневр с Тасичем, который контролировал верхний сектор. Эрявек попробовал жестами привлечь внимание Тасича, но тот был занят и на данный момент находился за мониторами один (его помощник Младен Хохбергер отправился на поиски сменщика Тасича Ненада Тепеша, который опаздывал на дежурство). Тогда контролеру среднего сектора Градимиру Пелину было поручено помочь Тасичу координировать подъем рейса "550".
Далее, исходя из показаний Пелина, он подошел к консоли верхнего сектора и спросил Тасича, может ли рейс "550" подняться на эшелон "10650"? В ответ Тасич поинтересовался о текущем местоположении борта. Пелин указал на эхосигнал рейса "550" - борт приближался к Костайнице. Тасич разрешил набор высоты, но в этот момент на экране отразился самолет летящий со стороны Метлики. Набор высоты был отложен до момента безопасного расхождения двух бортов. Как только самолеты миновали друг друга Тасич разрешил борту "550" занять эшелон "10650" (10:07 UTC).
В 10:12 состоялся переход рейса "550" с среднего сектора на верхний. Согласно протоколу Эрявек информировал борт "550" о необходимости связаться с диспетчером верхнего сектора на частоте 134,45 МГц и получить от него код транспондера. Однако, передача борта между диспетчерами затянулась - экипаж рейса "550" не смог оперативно связаться с Тасичем, который был занят другим трафиком. При процедуре передачи эхосигнал самолета перестает выделяться на экране среднего сектора и должен быть идентифицирован на экране диспетчера верхнего сектора. В противном случае эхосигнал самолета просто растворяется в общем потоке многочисленных целей на радаре.
Только в 10:14:04 экипаж рейса "550" смог связаться с Тасичем и доложить о вхождении в "VOR" на высоте "9900". В этот момент Тасич оценил ситуацию и запретил борту дальнейший набор высоты. Радиообмен между диспетчером и экипажем в этот момент, вопреки правилам, произошел на сербо-хорватском языке. Экипаж рейса "476" хоть и слышал радиобмен верхнего уровня, но так и смог понять, что диспетчер пытается предотвратить развитие опасной ситуации. К тому времени как борт "550" прекратил набор высоты он уже вышел на эшелон борта "476".
В 10:14:41 произошла катастрофа.
Столкновение произошло над городом Врбовец, к северо-востоку от Загреба. Рейс "550" краем левого крыла рассек кабину и переднюю часть салона борта "476".
Через пол минуты Тасич попытался связаться с бортом "476" и проинструктировать его о следующей путевой точке в Нашице - безуспешно.
Между тем на связь с контролером среднего сектора вышел капитан самолета "Boeing 737" ("Lufthansa") Ойзеф Крезе и взволновано сообщил о том, что они видели яркую вспышку и два падающий авиалайнера. Крезе повторил свое сообщение несколько раз.
К полудню того же дня все контроллеры были задержаны для допроса. Позже все, кроме Тасича (который оставался под стражей до суда) были отпущены. Судебный процесс начался 11 апреля 1977 года. Тасич был приговорен в 7 годам тюрьмы.
Однако, защита настояла на невиновности своего подзащитного и выступила с аппиляцией, которая вскоре была удовлетворена и Тасич вышел на свободу 29 ноября 1978 года отсидев в тюрьме два года и три месяца.