Минфин России на фоне коронавируса и прочих кризисов, решил поискать деньги в силовых структурах, а также в армии. Во всяком случае, в прессу «утекли» предложения финансового ведомства о том, как можно оптимизировать расходы за счет доблестных российских военных.
В первую очередь, ведомство намерено сократить штатную численность армии на 10% – за счет медиков, кадровиков, преподавателей и даже (о,боже) интендантов. Учитывая, что в последние десятилетия армия постоянно сжималась, сейчас она составляет около миллиона человек, то есть погон лишится около 100 тысяч человек.
Но и тех, что останутся, ждет сюрприз. Если говорить о тех, кто сознательно выбрал эту стезю, чтобы стать офицером, то, в случае, если Совбез России, где сейчас на рассмотрении находится документ, одобрит предложения, служить им до пенсии придется гораздо дольше – выслуга до пенсии будет увеличена с 20 до 25 лет, при этом срок обучения в военном вузе в зачет не пойдет. Другими словами, выход на пенсию для офицеров откладывается на 10 лет.
Возникнут проблемы и с денежным обеспечением. Военная ипотека начнет «капать» только через пять лет после окончания вуза, а не сразу, как действует сейчас, а пенсия перестанет индексироваться с опережением инфляции.
Для контрактников тоже есть несколько «новостей». Отсрочка военной ипотеки коснется и их – до начала вступления в программу придется «оттрубить» восемь лет, а не три, как было ранее. Кроме того, в предложениях – оставить контрактников без питания, за исключением случаев несения боевого дежурства и полевых выходов, а также продлить срок службы одежды, вплоть до компенсации комплекта при досрочном расторжении контракта.
Минфин надеется получить за счет подобных инициатив десятки миллиардов рублей в бюджет, но со стороны есть ощущение других последствий. Во-первых, военные эксперты отмечают, что дальнейшее сокращение армии может стать причиной недокомплектования подразделений, что крайне негативно сказывается на боеспособности армии. Во-вторых, учитывая, насколько выросли контракты на продажу вооружений и военной техники за последние годы, особенно после демонстрации новейших систем в Сирии, ВПК окупает себя гораздо эффективнее, чем сокращение военных медиков.
И в конце концов есть еще одна важная для обороноспособности страны вещь – престиж армии и военной службы. Начиная с перестройки и до конца чеченских войн имидж армии, ее престиж и желание служить были на уровне где-то ниже плинтуса. В последующие годы, особенно после Пятидневной войны в армии вновь стали появляться деньги – стали расти зарплаты, появились механизма поддержки, вроде той же военной ипотеки, стало появляться новое обмундирование, современная техника, а военные почувствовали уверенность, а мальчишки после вузов охотнее стали связывать себя с контрактной службой. Но есть опасение, что росчерк пера Минфина всю эту работу откатит назад лет на 10, а молодые ребята, заметив что перспектив стало гораздо меньше, пока не поздно, могут и передумать.
Фото: Минобороны РФ