По многочисленным просьбам трудящихся, озвученным в ходе обсуждения моей статьи "Автоматчики: наши и чужие", провожу сравнение данных моделей пистолетов-пулемётов.
MP.38/40 стал самым массовым образцом этого типа оружия по факту, несмотря на то, какое техзадание его конструктор Фолмер получил на его разработку, этих ПП было выпущено порядка 1 миллиона 200 тысяч штук, что намного больше, чем всех остальных моделей вместе взятых. Об этих образцах, закупавшихся германским правительствах в незначительных количествах и никогда не поставлявшихся в Вермахт, имеется моя статья "Швейные машинки Гитлера". ППШ-41 было выпущено более шести миллионов, поэтому он вне конкуренции, как основной образец ПП в Красной армии. Но, хотя ППС-43 было выпущено в 10 раз меньше, чем ППШ-41, но только лишь в два раза меньше чем MP и поэтому, а так же потому, что он по своим характеристикам был ближе к MP.38/40, чем ППШ-41, то имеет прямой смысл их сопоставить друг с другом. ППС-43 я уже рассматривал в сравнении с современным ПП "Витязь", как предлагавшийся в 90-х годах вариант ПП для МВД в своей статье "Пушки разные нужны".
А прежде, чем повторять пройденное, позвольте, в виде бонуса, привести вам отрывок из старого моего боевичка "Русские идут!", где я, между прочим, предсказал Русскую Весну задолго до её начала:
"Назавтра всё прошло гладко. Запасы группы пополнились двадцатью ящиками АКСМов, не считая патронов и ТэТэшников. Да ещё «Рыжий» прихватил для себя ППС-43. Какого только антиквариата не найдёшь на забытом богом складе. С охраной проблем не было – ни кто не хотел умирать.
* * *
Через пару недель они испытали АКМС с патронами для «Сайги», добытыми из «разбомблённого» ими вагона. Надрезанные оболочки пуль, как им и положено, рвались в коробках с тряпьём.
Разглядывая на ладони останки пули, Стас сожалел: «Нам бы такие в Боснии, а, Лёха? Любой фанатик сдох бы махом от шока, получив такую хоть в ляжку».
Выкарабкавшись из оврага «Рыжий» достал из под сиденья ППС. Загнав в приёмник магазин, он сбежал вниз, проехав на каблуках часть пути. Не раскладывая приклада, оттянул затвор и прямо от живота размёл длинной очередью остатки мишеней.
«И охота тебе с музейной рухлядью баловаться»,- отреагировал на это явление Лёха.
«Это не рухлядь. Это лучший пистолет-пулемёт Второй Мировой войны»,- обиделся за своё оружие «Рыжий»: «С таким мой дядька всю Литву и часть Польши облазил, когда в СМЕРШе служил. Немало тамошней сволочи замочил. Жаль не всю».
Вильнюсский омоновец Стас, с пониманием кивнул.
- Вот смотри,- продолжал «Рыжий», приёмник магазина у него работает за переднюю рукоятку. Румыны с венграми специально делают цевьё с рукояткой для своих АКМов, чтобы удобнее было их при стрельбе удерживать. И дульный тормоз, чтобы ствол не задирало, у него есть, и кожух, чтобы руку о раскалённый ствол не обжечь, тоже. А теперь гляди – беру его рукой за середину и хоть перебежками, хоть через изгородь сигай. Жиды, когда наш «калаш» испортили и «Галилом» обозвали, для этого специально к нему откидную рукоятку приделали.
«Дай шмальнуть»,- бросив недокуренную сигарету, попросил Лёха… .
«Для меня это оружие нашей победы в той войне. А «калаш»… он конечно хорош … . Но Второй Империи он не защитил!»,- объяснял «Рыжий» когда они уже карабкались по склону. «Мы не защитили»,- резонно заметил Лёха."
Модераторам Яндекса отдельно поясняю, что употребляют различные эпитеты персонажи художественного произведения, а не автор данной статьи.
ППС-43 многие специалисты, включая М.Т. Калашникова, считали лучшим пистолетом-пулемётом Второй Мировой войны. И не зря — он был и эргономичен и технологичен.
При его производстве широко использовались листовая штамповка и точечная сварка, при минимуме обработки на металлорежущих станках. Поэтому он был дешёв.
Кожух ствола был продолжением крышки затворной коробки и защищал руки от ожога о перегретый интенсивной стрельбой ствол. В передней его части был приварен дульный тормоз, уменьшающий отдачу за счёт использования энергии пороховых газов, вылетающих из дульного среза. На современных образцах оружия для удобства его удержания делают порой специальную переднюю рукоятку. Приёмник же магазина на ППС-43 позволял удобно удерживать оружие левой рукой, а также не глядя вставлять в него магазин. В случае необходимости столь устойчиво зафиксированный в приёмнике магазин можно было использовать и как сошку.
Длинный ход затвора при стрельбе, конечно удлинял оружие, но при этом снижал темп стрельбы до 600 выстрелов в минуту и не только уменьшал расход патронов, но и, при отсутствии переводчика огня, при соответствующей тренировке, позволял отсекать выстрелы по одному патрону. Кроме того, между приёмником магазина и спусковой скобой оказывалось, при этом, достаточно пространства, чтобы удобно переносит оружие в одной руке, держа его близко к центру тяжести. На ряде зарубежных образцов стрелкового оружия сделаны для этого специальные откидные рукоятки. Да и удлинение прицельной линии улучшало точность стрельбы.
Складной приклад, наоборот, делал оружие более компактным при переноске.
Затвор удалось сделать легче за счёт принципа его «выбега» - он разделён на две массы и когда одна его часть уже разбивает капсюль патрона в патроннике, то другая - ещё продолжает своё движение вперёд и, соответственно, её кинетическая энергия сопротивляется отдаче.
В целом, эта конструкция очень удачна и остроумна и я полностью согласен с Михаилом Калашниковым в её высокой оценке.
Теперь о его "визави". Часто ещё можно слышать, как MP-38/40 называют "шмайсерами", хотя создал эту систему не он, а конструктор Фолмер из фирмы "Эрма".
И это не единственное широко распространённое заблуждение насчет этих германских пистолетов-пулемётов.
Режиссерам фильмов о войне нравится снимать немецких солдат с автоматами висящими поперёк груди. На практике же так никогда не делалось, так как затворные рукоятки у этих моделей располагались слева и очень бы неприятно упирались в грудную клетку, если повесить это оружие на шею. Их носили на плече стволом вниз.
Второе заблуждение, распространяемое кинематографом, - это то, что чуть ли не каждый германский солдат был вооружён пистолетом-пулемётом. Это тоже далеко не так - фирма "Эрма" создавала свои модели для десантников и экипажей бронетехники. Отсюда такие их особенности, как, например, складные приклады. В пехоте же ими вооружались унтер офицеры и, во фронтовых условиях, офицеры - в дополнение к их статусному оружию - пистолету, поскольку они нуждались в более эффективном оружии.
Всего обе модели MP-38/40 были выпущены в количестве один миллион двести тысяч штук.
Прицел ППС-43 имел два положения 100 и 200 метров, хотя настильность полёта пули позволяли вести прицельный огонь и на 300 метров. Для сравнения, у MP.38/40 прицельная дальность 200 метров, а эффективная - 100 метров. Это и понятно при начальных скоростях пули 500 м/сек. у ППС-45 и для MP.38/40 - это 320-400 м/сек. (в зависимости от массы пули - были специальные облегчённые пули из металлопорошка, которые нельзя было использовать в пистолетах). К тому же пуля большего калибра испытывала и большее сопротивление воздуха, что делало её траекторию ещё менее настильной.
Скорострельность: у ППС-43 - 600 выстрелов в минуту, у MP - 500 - 600 выстрелов в минуту. Низкая скорострельность помогает экономить боеприпасы, облегчает контроль оружия при стрельбе (меньше разброс пуль). Высокая скорострельность нужна только для стрельбы по высокоскоростным целям и для подавления огнём при штурме.
Переводчиков огня обе сравниваемые образца не имеют.
Слышал я высказывания "экспертов", что, дескать, особенность расположения возвратно-боевой пружины у MP в телескопическом кожухе из трубок служит для защиты её от загрязнения. А зачем? Эти же трубки быстрее затрёт-заклинит от грязи. Нет, эта конструкция предназначалась для снижения темпа стрельбы, создавая пневматический тормоз-демпфер.
Вот такое, с одной стороны, усложнение конструкции у MP, а, с другой стороны, отсутствие у него переводчика огня и вместо нормального предохранителя - использование "Г"-образного выреза под рукоятку затвора в затворной крышке. Прогрессивное использование пластмассы - бакелита и алюминия в конструкции, что её облегчало, но, при этом, отсутствие кожуха на стволе для защиты рук при его перегреве стрельбой. Всё это говорит о том, что фирма "Эрма" конструировала максимально облегчённое оружие для военнослужащих, для которых оно не основное, например для танкистов.
С точки зрения технологичности и себестоимости, то о MP я уже говорил, что там достаточно примитивная конструкция, как, впрочем, и у всех классических пистолетов-пулемётов стреляющих с открытого затвора (включая ППС-43). Я так же отметил, что немцы использовали в нём прогрессивные материалы: бакелит и алюминиевый сплав (для шины под стволом), хотя, в основном, это стальная конструкция.
ППС-43 ещё более технологичная конструкция, при производстве которой широко использовались листовая штамповка и точечная электросварка. Его производство смогли освоить даже в блокадном Ленинграде.
ППС-43 имел секторный магазин на 35 патронов с двухрядным их выходом, что облегчало его заряжание. Но он был не взаимозаменяем с магазинами для ППШ-41, которые имели однорядный выход патронов.
У германских MP.38/40 магазины, в основном, были на 32 патрона, хотя встречались и на 20, 25, 40 и 50 патронов.
Бросается в глаза наличие у ППС-43 кожуха ствола и дульного тормоза на нём. Германские же автоматчики были вынуждены носить перчатки даже летом, чтобы не получить ожогов о раскалённый интенсивной стрельбой ствол. Дульный тормоз же уменьшал воздействие отдачи и, соответственно, задирание ствола при стрельбе.
У MP же имелась под стволом специальная алюминиевая шина с зацепом - для стрельбы через борт бронетранспортёра.
У обоих образцов в конструкции использовался принцип выбега затвора, для уменьшения его массы. Это, когда часть массы затвора ещё продолжает своё движение вперёд - навстречу отдаче.
Немцы старательно собирали на поле боя советские пистолеты-пулемёты и самозарядные винтовки Токарева, чтобы использовать их в своих частях. Так, ППС-43 числился у них на вооружении под индексом MP719(r) и был весьма популярен у их военнослужащих.
В Красной армии же трофейные MP использовались по необходимости во время тяжёлых боёв, когда не хватало своего оружия, а также разведчиками, чтобы не выдавать своего местоположения характерным звуком выстрелов из ППШ.
Надеюсь, что вопрос по сравнению ППС-43 и MP.40 на первый раз закрыт?