Очень краткая история.
Спорить об "исторических корнях" современной бронетехники можно бесконечно. Иногда "прадедушками" танков называют даже боевых слонов. Честно говоря, не вижу сходства. Посмотрите на картинки из статьи о боевых слонах:
Вот слон:
Вот танк:
Заметили разницу?
Правильно, танк сидеть не умеет!
Кому-то больше нравится "Троянский конь":
Про броневелосипед Леонардо напоминать не буду, его и так все знают.
По-моему, на роль прародителей современных танков больше подходят разные осадные башни ассирийско-месопотамских царей и вагенбурги средневековых Евро-генералов. Кто не слышал про вагенбурги? Это то, что у нас называлось гуляй-город.
Идеи покрыть броней разного рода новинки технического прогресса рождались по мере появления этих новинок. Давным-давно пеший воин вскочил верхом на лошадь и отправился удивлять соседей. Удивленные соседи приветствовали его градом стрел. Но льняная рубаха с пришитыми к ней металлическими пластинами превратила храброго всадника в бесстрашного рыцаря. За пару сотен лет и сама рубаха стала сплошным доспехом.
Вполне возможно, что какой-то мудрый рыцарь даже мечтал поставить собственный за́мок на колёса. Чтобы ездить воевать, не выходя из дома. Вот это был бы всем танкам главный танк! Но такую идею не одобрили лошади.
Прошли века, лошадь устала и вконец обленилась, ей на смену приехал автомобиль. Теперь удивлять соседей стало значительно веселее. Но угрюмые соседи веселиться не хотят и зачем-то заряжают пулемёт...
Турецкие солдаты первыми "насладились" плодами европейской военно-технической мысли, когда на поля сражений итало-турецкой войны 1911-1912 года выехали бронеавтомобили. Итальянские боевые дирижабли и аэропланы развлекали воинов султана с воздуха...
Прогрессивной Европе новинка понравилась. Ещё бы: сиди себе, постреливай, а злая вражеская пуля тебя и тронуть не моги!
Между прочим, наша страна стала одним из пионеров внедрения автоброни в широкие армейские массы. Российских генералов в необходимости этого вида вооружения убедили японские солдаты где-то под Мукденом.
В начале ХХ века бронёй, снабженной мотором и колёсами, вооружились все уважаемые армии: Россия, Франция, Великобритания, Германия и др.
В первые дни Первой мировой войны страны-участники, прогрев моторы своих бронеавтомобилей, ринулись в бой.
Однако, военные действия стали развиваться совершенно не так, как мечтали генералы. Вместо стремительных атак и триумфальных побед армии воюющих стран стали всё глубже зарываться в землю, окружая свои позиции рядами колючей проволоки и всевозможными полевыми укреплениями.
Артиллерия и пулемёты тех лет стали непреодолимым препятствием для любой попытки наступления. При невиданных потерях во всех без исключения армиях, боевые успехи практически оставались нулевыми.
Крайне низкая проходимость бронеавтомобилей того времени не позволяла им обеспечить серьёзную поддержку атакующей пехоте. Но сама идея "подвижной брони" продолжала жить.
Попытки создания неуязвимого стального монстра предпринимались во всех воюющих странах. Были они и в России.
Проект Менделеева.
Конструктор подводных лодок и минных заградителей Василий Дмитриевич Менделеев в инициативном порядке занялся разработкой бронированной гусеничной боевой машины ещё в 1911 году. Слово "танк" к подобной технике тогда ещё не применялось, поэтому автор назвал проект... Да ни как он его не называл, бронированный автомобиль, и всё! Хотя, слово "Бронеход" могло бы подойти.
24 августа 1916 года в канцелярию военного министерства были представлены тщательно проработанные рабочие чертежи и детальное описание машины, вплоть до рекомендаций по транспортировке железнодорожным транспортом.
Во всей конструкции явно просматривалась "корабельная" конструкторская мысль.
В устройстве угловатого корпуса длиной 11 метров и шириной 4,4 метра использовались шпангоуты и стрингеры. На каркас при помощи сварки и заклёпок планировалось установить стальные закалённые бронелисты: лоб 150 мм; борт и корма по 100 мм; днище 8—10 мм; крыша 76 мм. Бронирование выдвижной башни значительно слабее, всего 8 мм.
Корабельная пушка Канэ калибром 120 мм имела боекомплект в 51 выстрел. Пулемёт «Максим» дополнял вооружение.
Трансмиссия — механическая. Пневматическая подвеска с вертикальными цилиндрами должна была обеспечить машине необходимую плавность хода. Согласно расчетам, удельное давление гусениц на грунт составляло 2,78 кг/см².
Боевую машину массой 173 тонны планировалось приводить в движение карбюраторным четырехцилиндровым двигателем мощностью в 250 л.с. от подводной лодки. Вести в бой этого монстра долен был экипаж из восьми человек: командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира.
Могла ли бронемашина Менделеева достичь заявленной скорости по шоссе в 24,8 км/ч, а по пересечённой местности 10-15 км/ч, имея при этом запас хода по шоссе ~ 50 км? Мы этого никогда не узнаем, т.к. до опытного образца дело не дошло. Вероятно, военное ведомство посчитало проект утопией...
Проект Пороховщикова.
В отличии от Василия Дмитриевича Менделеева, который детально проработал свой "Бронеход", в 1914 году мастер Русско-Балтийского завода в Риге Александр Александрович Пороховщиков, обращаясь в ставку Верховного главнокомандования русской армии с обещанием создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу, никаких документов не предоставил.
Лишь 9 января 1915 года были подготовлены чертежи и денежная смета. Проект одобрили, деньги в сумме 9660 рублей 72 копейки дали. "Вездеход" Пороховщикова не был полноценной боевой машиной, т.к. бронирования и вооружения опытный образец не имел, хотя возможность их установки оговаривалась. По сути, на испытательный полигон вышла лишь ходовая часть перспективного изделия.
В "безбашенном" корпусе длиной 3,6 м, шириной 2 м и высотой 1,5 м установили карбюраторный 2-х цилиндровый двигатель «Volt» жидкостного охлаждения мощностью 10 л.с. Масса машины составила около 3,5 тонн, управлял ею один человек.
Испытания показали, что проект требует коренной переработки. Единственной гусеницы оказалось мало для нормального управления машиной, к тому же она легко слетала с барабанов. Матерчатая лента в качестве гусеницы совершенно непригодна. Словом, разработка Пороховщикова была признана несовершенной.
Помимо ходовой части конструктор предложил идею многослойной брони, которая для своего времени оказалась весьма прогрессивной. Несмотря на последующие доработки, до полноценного образца проект Пороховщикова доведен не был.
Однако, к имени этого инженера-изобретателя мы еще вернемся, когда речь пойдет о самолетах. Не пропустите!
Проект Лебеденко.
С военным ведомством России Николай Николаевич Лебеденко был хорошо знаком. Говорят, именно он помог превратить четырёхмоторный самолёт "Илья Муромец" в полноценный бомбардировщик, разработав для этого гиганта бомбосбрасыватель. Имея в своем арсенале столь удачный авиапроект, Николай Николаевич сумел увлечь профессора Н. Е. Жуковского,"отца русской авиации", своей новой идеей. Лебеденко предложил построить боевую машину колоссальных размеров. Профессор даже рекомендовал конструктору в качестве помощников двух своих племянников.
Готовый проект был представлен "пред ясные очи" Николая II. Тому картинки понравились, и он щедро отстегнул на постройку опытного образца 210 тыс. собственных царских рублей.
Так родился бронированный монстр на двух колёсах диаметром по 9 метров. Общая длина машины составляла 17,8 м., ширина 12 м. Броня толщиной 10 мм защищала 15 членов экипажа от вражеских пуль. Вооруженный двумя трёхдюймовыми пушками и 8-10 пулемётами "Максим", этот агрегат массой в 60 тонн должен был уничтожить врага не только огнем орудий, но и своим чудовищным видом. Приводить в движение эту громаду планировалось двумя двигателями «Майбах», снятыми с подбитого немецкого дирижабля.
В Росси "Царь-пушка" и "Царь-колокол" — дело обычное. А вот сейчас ещё "Царь-танк" запустим в серию, и будет полный "кайзер-капут".
Однако, планам двух Николаев не суждено было сбыться. Вывезенный на испытания опытный образец прокатился по лесу, наломав немало дров, и безнадежно увяз в грунте. Вытащить его смогли лишь в 1923 году, и то разобрав по частям. Только царскую корону не нашли.
Так уж в России повелось: "Царь-колокол" не звонит, "Царь-пушка" не стреляет, "Царь-тряпка" пол не моет, "Царь-танк" не воюет. Короче, ленивые нам достались "Цари". По этому первые танки нам пришлось заказывать у союзных буржуев.
Родиной первых боеспособных танков стала Великобритания. Надо отметить, что к созданию нового класса боевых машин приложил руку хорошо нам известный сэр Уинстон Черчилль.
Понимаю недоумение читателя: трудно представить, что герцог Мальборо, вооружившись сигарой и циркулем, лично корпел над чертежами и макетами, обильно сбрызгивая их добрым шотландским виски.
Спешу успокоить: нет, сэр Уинстон этого не делал. Будучи Первым лордом Адмиралтейства, он занимался вопросами флота.
В это самое время, начиная с 1914 года, британский военный корреспондент полковник Эрнест Суинтон пытался продвинуть свою идею. Он предлагал создать на базе американского трактора Холта бронированный "истребитель пулемётов".
Однако, руководитель британского военного ведомства лорд Г. Китченер проект не одобрил и средства на его разработку не выделил.
Но когда предложение Эрнеста Суинтона дошло до морского ведомства, Первый лорд создал "Комитет по сухопутным кораблям", который и стал главным финансистом настойчивого полковника.
Полковник Суинтон привлёк к работе лейтенанта Уолтера Вильсона из морской авиации и Уильяма Триттона из компании по производству сельскохозяйственной техники.
Задача парням обозначена конкретная: в обстановке строгой секретности создать малюсенький наземный корабль. Ну вы же знаете: что бы англичане ни делали, у них всегда получается крейсер. Вот и с танком вышло так же. Правда, словом «танк» эти машины всё ещё не называли. Но, как поётся в старинной морской песне: "Кораблю, как человеку, имя нужно позарез!" Поэтому рабочие на заводе дали ему имя: «Маленький Вилли». Очевидно, в честь Уильяма Триттона.
9 сентября 1915 года «Маленький Вилли» впервые пробежался по двору, проявив своё несовершенство. Устранив целый ряд недостатков, конструкторы получили вполне работоспособную машину. Использование в ней деталей и механизмов от уже выпускавшегося артиллерийского тягача позволяло быстро запустить "корабль" в боевое плаванье.
Машину планировали вооружить пушкой «Виккерс» и двумя пулеметами Мадсена, но потом решили: пусть пулемёты будут тоже «Виккерс». «Маленький Вилли» не имел полноценной брони, но 6-мм броневое покрытие предполагалось.
Зачем готовый образец показали французским генералам, я не знаю. Вероятно, хотели удивить. Но не вышло.
Французы пояснили британцам: если новая супермашина не сможет форсировать ров шириной 2,44 м и стенку высотой 1,37 м, то на поле боя ей делать нечего. Для шасси от трактора это оказалась невыполнимо.
«Маленький Вилли» со своей задачей не справился. "Как вы лодку назовёте, так она и поплывет" – поётся в той же морской песне. И Триттон с Вильсоном переделали «Маленького» в «Большого Вилли», спроектировав корпус и ходовую часть ромбовидной формы.
В таком виде машина и стала первым в истории настоящим танком по имени «Марк I».
Его конструкцию и опыт боевого применения мы и рассмотрим в следующей статье. А ещё узнаем, чем смогли ответить англичанам немецкие инженеры и какой танк стал лучшим в Первой мировой войне.
Возможно, Вам будет интересно:
Восьмиствольный пулемёт Слостина. 🔘 жми
Поддержи автора, он старался! Ставьте пальчики, предлагайте новые темы, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.
Не забывайте делиться в соц.сетях, это поможет продвижению канала!
Не пропустите самое интересное!
Внимание! Комментарии, содержащие оскорбления в адрес других читателей, будут немедленно удаляться, их авторы — блокироваться.