Найти тему
ПРОБЕЛ

Главная ошибка начинающего учителя

Почему я не знала эту простую вещь, когда начинала преподавать? Это же очевидно! Занятие сразу выстраивается по-другому.

Я всегда очень любила преподавать и ... очень боялась. Даже когда расписание было забито под завязку индивидуальными уроками, я боялась вести занятия в большой аудитории. Этого бы не произошло, если бы я знала о главной ошибке, которую совершает большинство начинающих учителей.

Когда вы готовитесь к уроку, скорее всего, вы думаете о том, что и как скажете ВЫ. Что нарисуете на доске, что будет в раздаточных материалах, с чего вы начнёте урок, какие приведёте примеры, чем закончите, какое задание зададите на дом. Но урок длится минимум 45 минут (в моем случае он может длиться 120 минут) - один человек не может заполнить все это время, даже если начнёт показывать фокусы (просто начитывать теорию - не лучший вариант). Самый одаренный класс уснёт минуте эдак на 15-той вашего сольного выступления.

Подобная концепция урока не предполагает наличия самого главного звена в этой цепи - ваших учеников.

Когда вы готовитесь к занятию, думайте не только о том, что будете делать вы, но и о том, что будут делать ваши ученики.

Да, вот так просто!

К сожалению, именно эту ошибку мне приходится чаще всего исправлять как преподавателю и репетитору. Ученик знаком с теорией по определенной теме, возможно, у него даже есть конспекты и упражнения. Но он совершенно не понимает, как решать задания.

Я убеждена, что эту проблему можно решить в рамках 45-минутного урока, даже если в классе 30 человек, придерживаясь простого правила: планировать урок, думая не только о том, что делаете вы, но и о том, что делают во время занятия ваши ученики.

Вот что пишет Дуг Лемов (именно из его книги "Мастерство учителя" я узнала об этом важнейшем принципе построения каждого занятия):

Все начинается с элемента «Я» – учитель максимально четко знакомит класс с ключевой информацией или моделирует процесс, который предстоит освоить ученикам, после чего детям предлагаются примеры или соответствующие практические упражнения. На этапе «Мы» учитель сначала просит у детей помощи в ключевые моменты, а затем постепенно предоставляет возможность решать новые задачи того же типа, все меньше и меньше помогая им. И наконец, на этапе «Ты» учащимся предоставляется возможность на практике выполнить всю работу совершенно самостоятельно. Практика должна быть активной и многосторонней.

Руководствуясь этими принципами, вы тоже можете столкнуться с трудностями. Но именно этот подход помог мне понять, что объем информации, который я могу дать за единицу времени, сам по себе ничего не решает.

Моя ошибка заключалась как раз в том, что мне хотелось дать ученикам как можно больше полезной информации. Полезной для меня, но не для них (пока).

Все станет намного проще (и, что важнее, эффективнее!), если вы поймете, что на занятии главные - не вы, а ваши ученики. Я давно преподаю, и вопрос, что буду делать на занятии я, уже не вызывает тревоги: у меня есть примерно тысячу и один сценарий ведения урока (я не шучу). Но каждый раз, готовясь к занятию, я задаю себе один и тот же вопрос: а что будут делать мои ученики?