Найти в Дзене
Политрук не лжёт!

Шифровать на поле боя

Оглавление

Кто владеет информацией - тот владеет не только миром, но и полем боя. Нет большего помощника командиру, чем надёжные сведения о противнике.

Радиоперехват стал известен ещё во время Первой Мировой Войны, но именно ко Второй Мировой стал интересен. Бои на криптофронте были не менее жесткими, чем на передовой. У каждой страны в разработке свой подход - а стран участвует немало, всё таки война мировая.

Несмотря на различия в технологиях и подходах к сокрытию и перехвату информации, общее направление развития можно отследить. У каждого участника в разработке было 2 типа машин:

  • тактические компактные модели, использующиеся на поле боя
  • стратегические, используемые штабами высшего руководства.

К любой шифровальной машине в комплект предполагалось ношение взрывчатки для её уничтожения в случае угрозы захвата.

Архивное фото шифровальной машины. Не нужно ничего высчитывать - настрой и печатай. Вес - 19 кг.
Архивное фото шифровальной машины. Не нужно ничего высчитывать - настрой и печатай. Вес - 19 кг.

СССР во время войны использовал чуть меньше 250 шифровальных машин. Можно представить, насколько большой ответственностью обладал офицер, назначенный оператором шифромашины.

Чтобы понять принцип работы шифровальной машины противника, неплохо для начала захватить её и повертеть в руках хороших математиков. СССР использовал 3 модели таких машин: К-37, М-100 и М-101. К несчастью, образец К-37 был захвачен уже в 1941 году во время масштабного наступления немецкой армии.

А вот М-100 и М-101 так и не были взломаны вплоть до начала холодной войны. Как этого удалось достичь? Дело не в сложности шифра, а в крайне ответственном использовании редкой техники. Есть документы, свидетельствующие о героическом уничтожении машины и документов операторами.

Но не дать противнику расшифровать свои данные - только полдела. Как же обстояли дела при расшифровке машин противника?

Специалисты СССР успешно расшифровали японские машины - так называемые Red и Purple. Говорят, что именно этот успех позволил установить, что в начале войны в Японии не планировалось наступление на Советский Союз. Эта информация позволила командованию снять 16 полнокровных дивизий с дальневосточных границ и отправить их под Москву в начале войны.

Без этой информации результат войны мог быть совершенно иным.

Переписку японского МИДа расшифровали другим способом.

Сотрудник японского посольства Идзуми Кодзо был женат на Елене Перской, используя которую СССР смог завербовать Идзуми, который впоследствии снабжал Союз ценнейшими сведениями.

Советскому разведчику Арнольду Дейчу ещё в 30-х годах в Кембрижском университете удалось завербовать агентов, которых позже назвали "Кембриджской пятёркой". Все они занимали высокие посты в различных структурах Британии. Сам Аллен Даллес (да, тот, с планом) называл эту группу «самой сильной разведывательной группой времён Второй мировой войны»

Благодаря широкой агентурной сети Советам не было необходимости во взломе британских и немецких шифровальных машин, все сведения поступали в свежем виде и в достаточных количествах.