В творческой биографии Людмилы Марковны Гурченко принято считать, что у неё был тяжелый и долгий период простоя, когда от неё отвернулась фортуна популярности, и она чуть ли не стояла с протянутой рукой на паперти, всеми отвергнутая и забытая. Считается что в этот период её не снимали режиссёры, что даже был против нее заговор и завистливое окружение гасило нашу так высоко взлетевшую в «Карнавальной ночи» звезду.
Конкретно речь идёт о периоде съёмок от фильма «Девушка с гитарой» (1958 год) до фильма «Старые стены» (1973 год).
Что же было на самом деле? Таким ли ужасным периодом творческой невостребованности были эти 15 лет?
После съёмок в «Карнавальной ночи» у актрисы были проблемы. Это факт. Левые концерты и выступления, денежные поездки, так называемые «творческие халтуры» с бригадами артистов в фестивальный год наделали шуму. Биографы пишут о том, что травлю актрисы устроили сотрудники КГБ, за её отказ с ними сотрудничать. Вышла, изобличающая хищническую суть молодой Гурченко, статья «Чечётка налево».
Молодая актриса как раз в этот момент снималась в фильме «Девушка с гитарой», где писали сценарий специально под нее. Но фильму дали очень плохую прессу. Почему-то его назвали провальным. Хотя странно. Фильм-то вышел неплохой. Вполне добротная музыкальная комедия.
В целом, согласен, годик (1958) у Людмилы Марковны получился весьма драматичный. К тому же она еще была беременная. Слава Богу, что её еще не посадили на пару лет. Популярность топ-персон не должна была возвышаться над популярностью членов правительства. Советские люди глотнувшие воздуха свободы после московского фестиваля, немного распустились и нужно было провести публичные акции отрезвления и устрашения. История с Эдуардом Стрельцовым тогда многих урезонила и заставила быть скромнее и менее заметнее.
Но что дальше? Никакого «периода забвения» как сама актриса и певица называет последующие 10-15 лет своей жизни, не обнаруживается.
Достаточно просто обратиться к её фильмографии, и мы увидим, что наша выдающаяся актриса в период своего забвения снялась ровно в тридцати картинах!
И не просто снималась в ролях типа «кушать подано», а у нее насчитывается 6-7 главных ролей в кино и немалое число солидных ролей второго плана.
1960 год. Удачная роль Сони Быстровой в «Балтийском небе» В. Венгерова. Роль не главная, но очень яркая, и запоминающая. Фильм был лидером проката, и его номинировали на главный приз на венецианском фестивале. Венгеров в 1965 году перенёс удачно сыгранную пару Л. Гурченко-О. Борисов в свой фильм «Рабочий посёлок». Л. Гурченко прекрасно играла у Венгерова драматические роли.
В том же 1960 году выходит на экраны фильм «Роман и Франческа». Молодая, красивая Гурченко там исполняет главную роль. Фильм как-то не запомнился. А если и запомнился то скорей тем, что в этой картине её явно переиграла Т. Бестаева, которая была в то время близкой подругой Гурченко.
В 1961 году Л. Гурченко снимается в украинской классике по П. Мирному, в кинокартине «Гулящая». Что-то автобиографическое невольно проскальзывает у актрисы с её Христей. Впрочем, это только мнение автора. Киностудию Довженко у нас в стране не сильно любили знатоки киноэкрана и считали, что там априорно снимают второсортное кино. Но Людмила Гурченко в фильме показана во всей своей красе. Камера буквально не сходит с нее, показывая все прелести её лица и фигуры с осиной талией. Её героиня Христя там бесконечно меняет наряды от крестьянских до господских, и предстаёт в совершенно разных лицах. Кончается фильм драматично. Людмила Марковна тянет весь фильм. Трудно сказать почему картина опять же не запомнилась.
1963 год. Людмила Гурченко снимается в главной роли в фильме «Укротители велосипедов». Её героиня Рита Лаур не только изобретатель, но еще и исполнитель песен. В общем фильм очень добротный. Главным партнером актрисы опять же стал Олег Борисов. В этой прибалтийской комедии участвуют российские звёзды – Р. Зеленая, А. Смирнов, С. Мартинсон. Фильм пользовался успехом, но потом был подзабыт.
Самый таинственный фильм с участием нашей звезды - это «Нет и да». Эта музыкальная комедия была снята на Мосфильме в 1966 году. И как-то сразу куда-то пропала. И сейчас все с собаками ищут копию фильма. Ищут, но пока она не всплыла. Молодая, чертовски хорошенькая Гурченко в этой картине продолжает дело, начатое в «Карнавальной ночи» и «Девушке с гитарой». Сценарий написан под неё. Весь фильм крутится вокруг главной героини. В картине задействованы известные актеры и спортсмены. Лев Яшин, Альберт Шестернёв, Эдуард Малофеев.
Иванушка-дурак. Плохое качество. Запись редкая.
Из передачи на ЦТ, где Л.М. Гурченко поёт песню из фильма "Нет и да"
Героиня фильма случайно выиграла в лотерею на футбольном матче пианино, и вокруг этой истории разгорается сюжет. Музыку написал Никита Богословский. Гурченко в фильме поёт много песен. В общем фильм должен был стать звёздным для актрисы, но зрители приняли его как-то прохладно. Единственная радость была, что картина была стереоскопическая и многие его шли смотреть только ради такой технической новинки.
В 1970 году в Баку сняли прекрасную картину «Мой добрый папа». У Л. Гурченко там главная роль. Другую главную роль в фильме играет А. Демьяненко. (Еще один кандидат на растожествление стереотипа. Ибо сыграл в куче интереснейших фильмов после Шурика, но до сих пор считается жертвой образа сотканного Л. Гайдаем). Гурченко в фильме такая мягкая и заботливая мать. Она там прекрасно поёт. Картина просто великолепная.
Песня из фильма "Мой добрый папа". Вам кого? Мне надо Колю.
А еще была у нее главная роль в комедии «Пойманный монах» (1960), роль Лены в рязановском "Человек ниоткуда" (1961), роскошная Устинька с раковинками на ушах в «Женитьбе Бальзаминова» (1964). Яркая роль Жени в «Строится мост» (1965), в фильме-бенефисе ефремовской тусовки. Людмила Марковна тогда была актрисой «Современника». Грета во «Взорванном аде» (1968). И сильная драматичная роль Веры Арсеновой в говорухинском «Белом взрыве» (1968). Опять же роль главная.
Вот тебе и «период забвения»! Гурченко в этот период забвения снималась по 1-3 картины в год.
С 1970 по 1973 годы уже были «Тень» и «Дорога на Рюбецаль», «Дача», «Летние сны», роль Нуниш в «Табачном капитане», Аграфена Заволжская в "Неуловимых". Это уже был предзвёздный заход по 3 картины в год. И вот только потом были знаменитые «Старые стены» В. Трегубовича, которые вдруг открыли драматический талант Гурченко (а то его раньше не было видно), и по словам критики вернули её в статус звезды.
Из этого списка видно, что актриса много снималась, будучи женой И. Кобзона, который якобы держал её домохозяйкой при себе, готовящей украинские борщи (1967 - 1970). В целом 60-е годочки для Людмилы Марковны были бурными. Романы, браки (аж три), уход из студии киноактера, уход из "Современника", работа в Москонцерте с Бернесом, но при этом её кинокарьера не останавливалась ни на минуту и всё время двигалась вперёд. Так что делайте выводы сами, господа.