Найти тему
Звенимир

А был ли период забвения в творчестве Л.М. Гурченко?

"Человек ниоткуда". 1961 г. Роль Лены
"Человек ниоткуда". 1961 г. Роль Лены

В творческой биографии Людмилы Марковны Гурченко принято считать, что у неё был тяжелый и долгий период простоя, когда от неё отвернулась фортуна популярности, и она чуть ли не стояла с протянутой рукой на паперти, всеми отвергнутая и забытая. Считается что в этот период её не снимали режиссёры, что даже был против нее заговор и завистливое окружение гасило нашу так высоко взлетевшую в «Карнавальной ночи» звезду.

Конкретно речь идёт о периоде съёмок от фильма «Девушка с гитарой» (1958 год) до фильма «Старые стены» (1973 год).

Что же было на самом деле? Таким ли ужасным периодом творческой невостребованности были эти 15 лет?

После съёмок в «Карнавальной ночи» у актрисы были проблемы. Это факт. Левые концерты и выступления, денежные поездки, так называемые «творческие халтуры» с бригадами артистов в фестивальный год наделали шуму. Биографы пишут о том, что травлю актрисы устроили сотрудники КГБ, за её отказ с ними сотрудничать. Вышла, изобличающая хищническую суть молодой Гурченко, статья «Чечётка налево».

Молодая актриса как раз в этот момент снималась в фильме «Девушка с гитарой», где писали сценарий специально под нее. Но фильму дали очень плохую прессу. Почему-то его назвали провальным. Хотя странно. Фильм-то вышел неплохой. Вполне добротная музыкальная комедия.

В целом, согласен, годик (1958) у Людмилы Марковны получился весьма драматичный. К тому же она еще была беременная. Слава Богу, что её еще не посадили на пару лет. Популярность топ-персон не должна была возвышаться над популярностью членов правительства. Советские люди глотнувшие воздуха свободы после московского фестиваля, немного распустились и нужно было провести публичные акции отрезвления и устрашения. История с Эдуардом Стрельцовым тогда многих урезонила и заставила быть скромнее и менее заметнее.

Но что дальше? Никакого «периода забвения» как сама актриса и певица называет последующие 10-15 лет своей жизни, не обнаруживается.

Достаточно просто обратиться к её фильмографии, и мы увидим, что наша выдающаяся актриса в период своего забвения снялась ровно в тридцати картинах!

И не просто снималась в ролях типа «кушать подано», а у нее насчитывается 6-7 главных ролей в кино и немалое число солидных ролей второго плана.

1960 год. Удачная роль Сони Быстровой в «Балтийском небе» В. Венгерова. Роль не главная, но очень яркая, и запоминающая. Фильм был лидером проката, и его номинировали на главный приз на венецианском фестивале. Венгеров в 1965 году перенёс удачно сыгранную пару Л. Гурченко-О. Борисов в свой фильм «Рабочий посёлок». Л. Гурченко прекрасно играла у Венгерова драматические роли.

В том же 1960 году выходит на экраны фильм «Роман и Франческа». Молодая, красивая Гурченко там исполняет главную роль. Фильм как-то не запомнился. А если и запомнился то скорей тем, что в этой картине её явно переиграла Т. Бестаева, которая была в то время близкой подругой Гурченко.

"Роман и Франческа". 1960 г.
"Роман и Франческа". 1960 г.

В 1961 году Л. Гурченко снимается в украинской классике по П. Мирному, в кинокартине «Гулящая». Что-то автобиографическое невольно проскальзывает у актрисы с её Христей. Впрочем, это только мнение автора. Киностудию Довженко у нас в стране не сильно любили знатоки киноэкрана и считали, что там априорно снимают второсортное кино. Но Людмила Гурченко в фильме показана во всей своей красе. Камера буквально не сходит с нее, показывая все прелести её лица и фигуры с осиной талией. Её героиня Христя там бесконечно меняет наряды от крестьянских до господских, и предстаёт в совершенно разных лицах. Кончается фильм драматично. Людмила Марковна тянет весь фильм. Трудно сказать почему картина опять же не запомнилась.

"Гулящая". 1961 г.
"Гулящая". 1961 г.

1963 год. Людмила Гурченко снимается в главной роли в фильме «Укротители велосипедов». Её героиня Рита Лаур не только изобретатель, но еще и исполнитель песен. В общем фильм очень добротный. Главным партнером актрисы опять же стал Олег Борисов. В этой прибалтийской комедии участвуют российские звёзды – Р. Зеленая, А. Смирнов, С. Мартинсон. Фильм пользовался успехом, но потом был подзабыт.

"Укротители велосипедов". 1963 г. . Гурченко и О. Борисов
"Укротители велосипедов". 1963 г. . Гурченко и О. Борисов

Самый таинственный фильм с участием нашей звезды - это «Нет и да». Эта музыкальная комедия была снята на Мосфильме в 1966 году. И как-то сразу куда-то пропала. И сейчас все с собаками ищут копию фильма. Ищут, но пока она не всплыла. Молодая, чертовски хорошенькая Гурченко в этой картине продолжает дело, начатое в «Карнавальной ночи» и «Девушке с гитарой». Сценарий написан под неё. Весь фильм крутится вокруг главной героини. В картине задействованы известные актеры и спортсмены. Лев Яшин, Альберт Шестернёв, Эдуард Малофеев.

Иванушка-дурак. Плохое качество. Запись редкая.

Из передачи на ЦТ, где Л.М. Гурченко поёт песню из фильма "Нет и да"

Героиня фильма случайно выиграла в лотерею на футбольном матче пианино, и вокруг этой истории разгорается сюжет. Музыку написал Никита Богословский. Гурченко в фильме поёт много песен. В общем фильм должен был стать звёздным для актрисы, но зрители приняли его как-то прохладно. Единственная радость была, что картина была стереоскопическая и многие его шли смотреть только ради такой технической новинки.

В 1970 году в Баку сняли прекрасную картину «Мой добрый папа». У Л. Гурченко там главная роль. Другую главную роль в фильме играет А. Демьяненко. (Еще один кандидат на растожествление стереотипа. Ибо сыграл в куче интереснейших фильмов после Шурика, но до сих пор считается жертвой образа сотканного Л. Гайдаем). Гурченко в фильме такая мягкая и заботливая мать. Она там прекрасно поёт. Картина просто великолепная.

Песня из фильма "Мой добрый папа". Вам кого? Мне надо Колю.

Л. Гурченко, А. Демьяненко, А. Корнаков. 1970 г. "Мой добрый папа"
Л. Гурченко, А. Демьяненко, А. Корнаков. 1970 г. "Мой добрый папа"

Опять "девушка с гитарой" с О. Ефремовым. Фильм "Строится мост". 1965 г
Опять "девушка с гитарой" с О. Ефремовым. Фильм "Строится мост". 1965 г

А еще была у нее главная роль в комедии «Пойманный монах» (1960), роль Лены в рязановском "Человек ниоткуда" (1961), роскошная Устинька с раковинками на ушах в «Женитьбе Бальзаминова» (1964). Яркая роль Жени в «Строится мост» (1965), в фильме-бенефисе ефремовской тусовки. Людмила Марковна тогда была актрисой «Современника». Грета во «Взорванном аде» (1968). И сильная драматичная роль Веры Арсеновой в говорухинском «Белом взрыве» (1968). Опять же роль главная.

"Белый взрыв". 1968 г.
"Белый взрыв". 1968 г.

Вот тебе и «период забвения»! Гурченко в этот период забвения снималась по 1-3 картины в год.

С 1970 по 1973 годы уже были «Тень» и «Дорога на Рюбецаль», «Дача», «Летние сны», роль Нуниш в «Табачном капитане», Аграфена Заволжская в "Неуловимых". Это уже был предзвёздный заход по 3 картины в год. И вот только потом были знаменитые «Старые стены» В. Трегубовича, которые вдруг открыли драматический талант Гурченко (а то его раньше не было видно), и по словам критики вернули её в статус звезды.

Музыкальный советско-германский фильм "Музыка в нотах". 1969 г.
Музыкальный советско-германский фильм "Музыка в нотах". 1969 г.
Аграфена Заволжская. "Новые приключения неуловимых". 1970 г.
Аграфена Заволжская. "Новые приключения неуловимых". 1970 г.

Из этого списка видно, что актриса много снималась, будучи женой И. Кобзона, который якобы держал её домохозяйкой при себе, готовящей украинские борщи (1967 - 1970). В целом 60-е годочки для Людмилы Марковны были бурными. Романы, браки (аж три), уход из студии киноактера, уход из "Современника", работа в Москонцерте с Бернесом, но при этом её кинокарьера не останавливалась ни на минуту и всё время двигалась вперёд. Так что делайте выводы сами, господа.