Мелкую моторику полезно развивать в любом возрасте, говорят одни. «А вот вам завязки-бантики!» — говорят другие. Послушаемся всех — завяжем себе по бантику.
Привет, друзья; Катя Штерн, подкаст Мышьяк и Кружева с вами. Говорить снова будем про всякие глупости, про несущественное с виду, про легкомысленное, точнее: а именно, про бантики. На самом деле, преувеличиваю я легкомыслие бантика, поскольку за два сезона, за зиму 2020 года и многострадальные весну-лето 2021-го года — которые кто-то из дизайнеров собирал, скребя буквально по сусекам, ну а кто-то влегкую выкатил по семьдесят луков — и нормально, итак, за два этих сезона бантик превратился из детали-украшения (украшения, которое разрослось до размеров вещмешка за спиной, как у Брэндона Максвелла, — красиво, но чересчур легкомысленно, роскошно по нынешним временам) в деталь-функцию! Став чуть ли не главной застежкой нашего нового времени. Однако не только у нас штаны спортивные на бантик завязываются, но и многое другое, давайте посмотрим.
Сначала посмотрим на сезон осень-зима 20-го: все-таки его отзвуки мы будем ловить в том, что продается на данный момент (продается — но не покупается, но нем не менее). Банты как украшение в зимних показах можно было располагать буквально по росту: так их было много и такие они были разные. Кроме Брэндона Максвелла, про которого я говорила, с его феей в зеленом с огромным бантом за спиной, огромный же бант за спиной промелькнул в коллекции Balenciaga: на красном лакированном плаще воротник-стойка переходил как раз в бант. Показ — тот самый, где люди со страшненькими глазками ходили по черной воде в глухих одеждах: Гвасалия назвал то шоу «чернейшим из всех, что он сделал» и вспомнил по случаю, что в Грузии он в церковь ходил каждую субботу исповедоваться и смотрел там на священников, на монахов в их длинных одеяниях, а став постарше, кстати, начал думать, что действительно может скрываться под этими одеяниями, и пришел к выводу, что самые разные вещи. Кого у нас еще в детстве церковь завораживала?.. Рика Оуэнса, в выпуске про отцов и детей я об этом как раз рассказывала.
Бантов поменьше было не счесть: Saint Laurent, Celine — где Эди Слиман перебрал архивы дома и нашел банты на блузках (к слову, Слиману, который выглядит и воспринимается как пацан всеми, пятьдесят два года, на секундочку, в июле исполнилось). У кого еще банты — с шеей практически неразделимы, прилипли друг к другу ближе к зиме: Annaкiki, Emporio Armani — бархат там такой изумрудный, все дела. У Адама Липпса один из шейных бантов пропускался через специальную прорезь в вязаном платье, любопытно... Липпс, к слову, прежде чем открыл собственный бренд, долго работал с Оскаром де ла Рентой, и по первому образованию он, вообще говоря, психолог, что наверняка помогает ему в общении с клиентками. У Maison Margiela были очень примечательные банты, связанные по местонахождению с шеей, но переходящие в рукав — один, с богатыми такими, привольными складами. Вообще интересно, как принципы Мартена Маржелы соединяются с жеманностью Джона Гальяно. И страшно интересно было бы узнать мнение самого Маржелы, но кто ж его скажет... А ведь говорил в каком-то интервью, что еще не все сказал и сделал в моде, — и где? И нигде.
Том Форд в показе осень-зима 20-го выпустил, можно сказать, лучших девушек Америки: раз Хадид, два Хадид, три — Дженнер! В голых так называемых платьях, с бантами кое-где. Британский бренд Shrimps теперь в каждую коллекцию, кажется, включает образ Анны Карениной, которая встречает поезд, — и в зимнем шоу у Карениной была такая шапочка из искусственного меха (искусственный мех — это как раз то, чем выстрелил бренд Shrimps). Так вот эта шапочка повязывалась неоновой розовой лентой под подбородком — ух.
Симон Роша без бантиков не обходится и не обходилась никогда, и в общем рассказывать про это уже не очень интересно. А вот на коллекцию ее соотечественника, Кристофера Кейна, стоит взглянуть поближе. Там сначала складывается впечатление, что упрощенная форма банта — то бишь два треугольника, положенные на бок и соединенные в одной точке, — взята за основной мотив коллекции. Этот упрощенный схематичный бант считывается везде: и в вытачках на белой сорочке, и в разрезах на кружевном топе, и в треугольных карманах, и в мозаике из разноцветных треугольников, эта мозаика стала основой для платьев и для пальто. Но все и проще, и сложнее одновременно: главный структурный элемент коллекции — собственно, треугольник, всевидящее око божье. Тот самый треугольник со вписанным в него глазом, что есть на долларовой купюре, например, с обратной стороны, и тот самый треугольник, который позднее стал масонским символом. Там сложная история с созданием большой печати США, на реверсе которой и расположено это всевидящее око: масоны до сих пор открещиваются от создания этой большой печати.
Тем не менее, что рассказал Кристофер Кейн, с которого начали, — что сначала у него в коллекции был просто треугольник, который он считает самой могущественной, самой мощной, сильнейшей формой на планете. И когда коллекция была уже практически готова, ему на ум пришел тот самый глаз божий (наверное, картину Кранаха Старшего они вставили на футболки тогда же, позже, по окончании — для значительности, для веса, и моделей подогнали таких, чтобы они выглядели служительницами некоего культа). Тем не менее, треугольник треугольником, но форма банта считывается моментально, да и сам упрощенный, уплощенный бант в коллекции тоже есть. Кейн вообще человек идейный и достаточно схематичный. Была у него коллекция с фотосинтезом в деталях: дизайнер тогда сравнивал, проводил параллель между выработкой кислорода и женской репродуктивной функцией. Мол, и без того и без другого человечество жить не может, не выживет, но воспринимает это все как должное! В 2014-м году коллекция была.
Кейн должен хорошо ощущать на себе и божье око, потому что когда он собирался показывать свою третью за всю жизнь коллекцию — совсем молоденький был — из нее за несколько дней до показа украли двадцать три предмета и лаптоп в придачу. Когда это выяснилось, Кейн упал в обморок. Но тем не менее он все воссоздал, восполнил и в срок успел как раз к London Fashion Week.
Чем еще у нас побывали бантики в сезоне осень-зима 20, кроме как украшением, воротником-шарфом и пропеллером за спиной? Топиками стали банты у Эшли Уильямс, например, у Каролины Эррера, у Isabel Marant банты топиками останутся и к лету 21-го года: у нее эти банты из кружевного шитья либо плиссированного металлика, красиво... У Reem Acra та же задумка — бант как топ, и тоже в летней коллекции следующего года. Это все у нас были банты как кусок ткани, как украшение, — а вот бант как функция, как завязка, фактически как застежка разыгрался в полную силу уже в сезоне весна-лето 21 года.
Тут вот какая штука. Самые быстрые застежки — это, понятно, молния и липучка: они поэтому лидируют в спортивной одежде, где все на скорость рассчитано. Застежка помедленнее — пуговицы, хотя тут все зависит от их количества, еще выскажусь по этому поводу сегодня. И, наконец, бант — это самый медленный тип застежки. Это тебе не пуговица, когда главное — попасть в правильную петельку; бант, он требует сосредоточенности и большего времени, чтобы было красиво, кокетливо, чтобы петельки там, узелок аккуратненький, хвостики... Чтобы туго было в меру, как нужно.
Понятно, что когда ты нервничаешь и торопишься, можно и с молнией полчаса провозиться, конечно. Но все-таки бант — это крупица, толика изящного мастерства, я бы сказала. И естественное замедление всего процесса одевания. Если посмотреть реконструкции исторические, как одевались в XVIII веке, то ужасаешься потраченному времени, это во-первых, и количеству завязанных бантиков — это во-вторых.
Значит, смотрите, что там: сначала ленточки, которые закрепляют чулки,— шерстяные, хлопковые, шелковые, выше колена. Соответственно, это бантик раз и два, по одному на ногу. Потом на нижнюю сорочку надо пристроить нижнюю юбку. Далее у нас идет шнуровка корсета — тоже небыстрый процесс. Накладные карманы нижние сзади на бантик закрепляются, это у нас уже бантик номер три. Панье или накладные бедра, накладки на бедра — четвертый бант. Следующее — нижняя юбка; зимой она стеганая, еще плюс бант, пятый. Косынка на плечи. Накладной корсаж — такой треугольник, который прикалывается булавками. Верхняя юбка и сложный такой крепкий бант со сложным узлом — шестой. Верхнее платье, и еще немножко булавок, и еще пара бантиков-завязок, чтобы соединить юбку верхнего платья с предыдущей юбкой и создать по элегантному объемному буфу с каждого бока. Итого минимум восемь функциональных бантиков плюс какое-то количество декоративных, по желанию, одна минимум служанка и бог знает сколько слоев одежды. И времени! Если вдруг вас мучил вопрос, почему сейчас не одеваются как раньше, то вот вам ответ.
Однако бантики, возникшие сейчас в роли завязок, застежек, — это все-таки ответ на желание хоть как-то замедлиться, притормозить, уделить себе время... Бантики позавязывать медитативно... Так что давайте посмотрим поближе. Сесиль Бансен, лето-весна 21-го года: много-много бантиков-шнурков на нежных таких верхних платьицах, закрепляют они сборку переда, спинки, рукавов. У Джейсона Ву, хедлайнера нью-йоркской недели моды, который осмелился на живой показ, завязки-бантики держат вырез у платьев-кафтанов, сборку под талией на более открытом платье нежно-лимонного цвета — красивое, разрезы на рубашке, лямки сарафанов, опять же, бантиками завязаны, и на матерчатых сандаликах тоже бантики. Улла Джонсон — посмотрите пожалуйста фильм-показ, который посвящен коллекции весна-лето 21 года, следующего года: там красиво, показывают Нью-Йорк, и бантиков-завязок много! Они фиксируют сборку топов, американскую пройму, американскую горловину, манжеты фиксируют; и платье, в котором девушка валяется на такой бетонной плите, оно вообще все в бантиках (где-то в финале появляется). На пояса и баски там еще стоит обратить внимание и выдающиеся совершенно платья кроше!
Но самый замечательный фильм, равно как и идея летней коллекции, на мой взгляд, принадлежит бренду Beautiful People. Не пожалейте 6 минут 40 секунд своего времени: там мультяшная совершенно музыка, и даже титры выключать не хочется; пусть оно и дальше плямкает и брямкает — такие вкрадчивые как капельки звуки. И одежда, из которой сыпется песок — ну не песок, конечно, а разноцветный наполнитель.
В чем там идея: за время изоляции мы все стали в чем-то мебелью, правда ведь? И тогда почему бы не сделать одежду как мягкую мебель, например, подушку на голову, например, вшитое под юбку кресло-мешок, чтобы сесть/лечь можно было, где захочется, болстер под поясницу тоже, в общем, еще никогда никому не мешал. Фильм начинается с того, как наполнитель закачивают в одежду, но когда все закончится, то есть когда пройдет эпидемия, как рассказал дизайнер бренда Хиденори Кумакири, наполнитель можно просто высыпать — и у вас все равно останется обычная одежда: носибельная и уже не лежабельная и не сидебельная. Да, и про бантики забыла сказать: бантиков, как на всех уважающих себя мебельных подушках, много.
"Замедляющие" бантики использовали в Issey Miyake: топ и юбку платья сшили отдельно и соединили их через петельки — через петельки пропустили веревочку, протянули, и завязали ее на бантик. Это уже прямо-таки посыл такого платья — мол, вы из тех, кто любит помедленнее. В общем, тоже не новость — платье, распадающееся на части при желании: Элизабет Херли еще когда вышла в платье Versace, скрепленном булавками! Еще когда Хью Грант был совсем молоденьким и рядом с ней.
Однако снова давай прикреплять одно к другому всем, чем можно, всем, что под руку попадется: и веревочками, и ленточками розовыми с бантиками, как у бренда Super YAYA — там штанины по боковому шву скреплены ленточками и бантиками, и крючочками, как у бренда Rokh. И еще пуговичками. Много-много маленьких пуговичек — это еще один прием, который отсрочит ваше появление на публике, если не отложит его на неопределенное время (если вы перепутаете хоть одну из пуговиц).
С другой стороны, вы можете быть поклонником Глена Мартенса и его бренда Y/Project! У Мартенса вообще всю одежду можно поперезастегивать, поперезавязывать, поперепросовывать как душе твоей угодно. Посмотрите пару видео обучающих — и вы уже не будете к себе столь строги, не будете подбирать к определенной пуговичке определенную петельку, все это ерунда, конечно... Но для тех людей, для которых это важно, Джозеф Альтузарра, например, увлекся пуговичками еще прошлой зимой — и не вполне отошел от них и к лету. Дизайнер делает трикотажные платья с такими изысканными линиями, вырезами, и можно эти линии подрасстегнуть, а можно застегнуть наглухо.
Бренды Coperni, Mazarine, Proenza Schouler, Shrimps, Uma Wang — у всех у них сотни совершенно пуговичек суммарно получается. Но даже если сложить их пуговички вместе, то получится все равно меньше, чем было на костюме Франциска I, который встречался с Генрихом VIII в 1520 году: тринадцать тысяч шестьсот пуговиц там было. Даже при условии, что большая часть пуговиц была чистым декором, Франциска I должны были одевать человек десять, и еще человека четыре — нести на встречу с Генрихом VIII!
Считается, что пуговицы занесли в Европу крестоносцы. Но вообще, как бы ни были полезны эти самые пуговицы, есть один момент в истории человечества, который не слишком приятен, не слишком хорош, и связан он тоже с пуговицами. Европейцы, исследуя мир и всякие богатые территории, им не принадлежавшие, выменивали у аборигенов меха, кость, всякое ценное на куда менее стоящие предметы: на иголки, на бусины, на ложки, наперстки — и пуговицы в том числе.
Вы знаете, вот эти россыпи, которые поражали неискушенных местных жителей неисследованных земель, очень напоминают отделку коллекции бренда No. 21: там россыпи одежных кнопок или узоры, выложенные из булавок, украшают вещи... И сделано все так искусно, что ты даже не заподозришь, из чего это, пока не начнешь рассматривать поближе! Честно, обожаю Алессандро дель Аква, который является креативным директором бренда. И хотя его сложно назвать голью, но «голь на выдумки хитра» тут как нельзя кстати. Великолепно сделано.
Ну что же, с грядущим замедлением всех, судя по всему; но я буду очень рада ошибиться! Очень. Прослушиваниям, лайкам, комментариям тоже буду очень рада на любой платформе, где вы нас слушаете. Ну и до следующей недели, до свидания, ваша Катя Штерн.
Подкаст вышел 9 октября 2020 года; свежие выпуски – здесь!