Найти в Дзене
Иерей Георгий Максимов

Священное Предание - что это такое?

Православные христиане называют Священное Предание - вторым источником Божественного Откровения наряду с Библией (Священным Писанием). Расскажем коротко, что это такое.

Одна истина

В любой хорошей семье есть семейное предание, - когда люди из поколения в поколение с любовью передают рассказы о чём-то важном из жизни своего предка и благодаря этому память о нём сохраняется даже у тех потомков, которые никогда его лично не видели. Например, рассказы участника Великой отечественной войны.

Церковь тоже в определённом смысле большая семья, потому что объединяет тех, кто через Христа был усыновлён Богу и стал сыном или дочерью Отца Небесного. Неслучайно поэтому в Церкви люди обращаются друг к другу со словом “брат” или “сестра”.

И в Церкви также существует передаваемое из поколения в поколение Священное Предание, восходящее к апостолам. Святые апостолы общались с Самим воплощённым Богом Иисусом Христом, и от Него узнали истину непосредственно. Эту истину они передавали другим людям, в которых была любовь к истине. Что-то апостолы записали, и это стало Священным Писанием, но что-то передавали не записывая, а устно, либо самим примером своей жизни, - как раз это и сохраняется в церковном Священном Предании.

И об этом говорит в Библии апостол Павел: “итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2Фес 2.15); “хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держитесь предания так, как я передал вам. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал” (1Кор 11.2;23).

В Священном Писании апостол Иоанн пишет: “многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна” (2Ин. 12).

И вот у православных христиан эта радость полна, потому что в церковном Предании мы слышим живой и вечный голос апостолов, устами к устам. Православная Церковь сохраняет истинное предание, которое прямо, как сын от отца, приняла от святых апостолов.

Для примера можно привести слова древнего православного святого - Иринея, епископа Лионского. Он писал уже в конце II века после Рождества Христова, но в юности был учеником святого Поликарпа Смирнского, который лично знал апостола Иоанна и других учеников и свидетелей жизни Иисуса Христа. Вот как об этом пишет святой Ириней:

"Тогдашнее я помню твёрже, чем недавнее; ибо что мы узнали в детстве, то укрепляется вместе с душой и укореняется в ней. Так, я мог бы описать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп; могу изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своём обращении с апостолом Иоанном и с прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его чудесах и учении. Так как он слышал всё от самовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По Божией милости ко мне, я и тогда ещё внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моём сердце, - и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти".

Вот почему, читая книги, написанные святыми отцами, мы видим в них изложение той же истины, которая была изложена апостолами в Новом Завете. Таким образом Священное Предание помогает правильно понимать Священное Писание, отличая истину от лжи.

Фото автора (иерея Георгия Максимова)
Фото автора (иерея Георгия Максимова)

Одна жизнь

Даже семейное предание включает не только рассказы, но и определённый образ действий, основанный на жизненных примерах. Давно известно, что дела учат лучше, чем слова, и что любые слова получают силу лишь если не расходятся, а подкрепляются жизнью того, кто говорит. Нередко можно видеть, что дети в своей жизни поступают так же, как на их глазах в этой ситуации поступали родители. Итак, семейное предание – это не только передача определённой информации, но и передача определённого образа жизни и действий, которая воспринимается лишь при личном общении и совместной жизни.

Точно так же и Священное Предание Православной Церкви – это не только передача слов и мыслей, но и передача святого образа жизни, угодного Богу и согласного с истиной. Первые святые Православной Церкви, как, например, святой Поликарп, были учениками самих апостолов и восприняли это от них, а последующие святые отцы, как, например, святой Ириней, были их учениками.

Вот почему, изучая описание жизни святых отцов, мы видим в них те же подвиги и выражение той же любви к Богу и людям, какие видно в жизни апостолов.

Один дух

Всякий знает, что когда обычное человеческое предание пересказывается в семье, то с течением времени нередко что-то забывается, а что-то наоборот, придумывается новое, чего не было на самом деле. И если кто-то из старшего поколения, услышав, как молодой член семьи неправильно пересказывает историю из семейного предания, может его поправить, то когда умирают последние очевидцы, такой возможности уже не остаётся и с течением времени семейное предание, передаваемое из уст в уста, постепенно теряет какую-то часть истины.

Но Священное Предание как раз и отличается от всех человеческих преданий именно тем, что никогда не теряет ни одной части истины, полученной вначале, потому что в Православной Церкви всегда существует Тот, Кто знает, как всё было и как есть на самом деле – Бог Святой Дух.

Во время Прощальной беседы Господь Иисус Христос сказал Своим апостолам: “Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины… Он с вами пребывает и в вас будет… Утешитель, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 14:16-17, 26; 15:26).

И Он исполнил это обещание, и Дух Святой сошёл на апостолов, и с тех пор все две тысячи лет пребывал в Православной Церкви, и пребывает в ней доныне. Древние пророки, а позднее апостолы могли изрекать слова истины потому что общались с Богом и Дух Святой вразумлял их. Однако после апостолов это вовсе не прервалось и не исчезло, ибо апостолы как раз и трудились ради того, чтобы приобщить к этой возможности других людей. Поэтому совсем неудивительно, что преемники апостолов – святые отцы, - также общались с Богом и были вразумляемы Тем же Самым Святым Духом, что и апостолы. И поэтому, как свидетельствует святой Иоанн Дамаскин, один "отец не противоборствует [другим] отцам, потому что все они были общниками одного Святого Духа".

Итак, Священное Предание – это не только передача определённой информации об истине и примера жизни по истине, но и передача общения с Духом Святым, Который всегда готов напомнить об истине и восполнить всё, что человеку недостаёт.

Священное Предание это вечная, не стареющая память Церкви. Святой Дух, всегда действующий через верно служащих Богу отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения. Оно имеет не меньшую силу, чем Священное Писание, потому что источник того и другого есть один и тот же Святой Дух. Поэтому живя и учась в Православной Церкви, в которой преемственно продолжается устная апостольская проповедь, человек может изучать истину христианской веры и стать святым.

В чем выражается Священное Предание видимым образом?

Итак, Священное Предание – это полученная от Бога истина, передаваемая из уст в уста от апостолов через святых отцов вплоть до нашего времени, сохраняющаяся живущим в Церкви Духом Святым.

В чём конкретно можно узнать выражение этого Предания? Прежде всего авторитетнейшими выразителями его для православных христиан являются постановления Вселенских и Поместных соборов Церкви, а также писания святых отцов, их жития и древние общепризнанные богослужебные тексты.

Как точно определить Священное Предание в тех или иных конкретных случаях? Обращаясь к упомянутым источникам и держа при этом в уме принцип, выраженный святым Викентием Лиринским: “то, во что верили все, всегда и всюду в Православной Церкви”.

Отношение к Священному Преданию

Святой Ириней Лионский пишет: “В Церковь, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни”.

Православие не имеет нужды искать истину – оно ею обладает, ибо Церковь уже содержит всю полноту Истины, преподанную нам Господом Иисусом Христом, и Духом Святым через апостолов и учеников их – святых отцов.

Обращаясь к свидетельству, которое они явили словом и жизнью, мы постигаем истину и вступаем на тот путь Христов, по которому святые отцы прошли вслед за апостолами. А путь этот ведёт к соединению с Богом, к бессмертию и блаженной жизни, свободной от всех страданий и всякого зла.

Поэтому, как свидетельствовал святой Викентий Лиринский, “наш долг - не религию вести, куда захотели бы, но следовать, куда она поведет, и христианскому достоинству свойственно не свое передавать потомкам, но хранить принятое от предков”.

Фото автора (иерея Георгия Максимова)
Фото автора (иерея Георгия Максимова)

Святые отцы были не просто древними интеллектуалами, а носителями духовного опыта, святости, из которой питалось их богословствование. Все святые пребывали в Боге, и поэтому имели одну веру, как Дар Божий, как священное сокровище и вместе с тем норму, идеал, путь.

Добровольное, благоговейное и послушное следование святым отцам, просвещённым Духом Святым, избавляет нас от рабства лжи, и даёт подлинную духовную свободу в Истине, по слову Господа: “познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин 8:32).

О пренебрегающих Священным Преданием

К сожалению, не все люди оказываются готовы так поступить. Ведь для этого нужно смириться, то есть, преодолеть свою греховную гордыню и самолюбие.

Современная западная культура, основанная на самолюбии, нередко учит человека считать себя мерилом всего, на всё смотреть свысока и мерять узкими рамками своего рассудка, своих представлений и вкусов. Но такой подход служит плохую службу тем, кто его воспринимает – ведь с таким подходом невозможно стать лучше, совершеннее, добрее, и даже попросту умнее. Невозможно расширить рамки своего рассудка, если не признать, что существует нечто большее, лучшее, и совершеннейшее, чем мы сами. Необходимо смирить своё “я” и признать, что для того, чтобы стать лучше, мы должны не это истинное, святое и совершенное оценивать по себе, а, наоборот, себя оценивать в соответствии с ним, и не только оценивать, но и менять.

Так что всякому христианину надлежит подчинить свой ум Церкви, ставить себя не выше и не вровень, а ниже святых отцов, верить им больше, чем самому себе – такой человек никогда не собьётся с пути, ведущему к вечной победе.

Поэтому, когда православный христианин открывает духовную книгу, он молится Господу, чтобы Он благословил это чтение и дал уразуметь то, что полезно, и при самом чтении старается быть расположенным с открытостью и доверием.

Вот что пишет святой Феофан Затворник: “Вера искренняя - отрицание своего ума. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений. Когда в уме остаются свои положения, тогда, по написании на нем положений веры, окажется в нем смесь положений: сознание будет путаться, встречая противоречие между действиями веры и мудрствования ума. Таковы все, со своими мудрованиями вступающие в область веры… Они путаются в вере, и ничего из них не выходит, кроме вреда”.

Те, кто не хочет смиряться, нередко желают внести в веру Церкви что-то новое, чего она не получала от Господа, чего не было в ней изначально, внести свои идеи, представления и взгляды.

Но Церковь имеет совершенство и полноту истины. А раз так, то любая “новая” для неё идея является по сути отступлением от этого совершенства и привнесением ущерба в эту полноту. Разумеется, Церковь Христова не может и не должна воспринимать такие “новшества” и следовать за грешными самолюбивыми людьми, потому что она следует за Христом, и ничто не собьёт её с этого пути. Но для самих подобных людей их образ действий приносит огромный вред.

Ведь человек, который тому, что сказано в Писании и у святых отцов, предпочитает собственные размышления, тем самым помещает себя вне живой духовной традиции, которая идёт от Писания через святых отцов. Такой человек пытается подогнать Евангелие и Предание под себя вместо того, чтобы себя изменить в соответствии с Евангелием и Священным Преданием. Он хочет не учиться от Церкви, а учить Церковь. Такой человек из света истины отходит в сумрачное болото человеческих точек зрения, так что и само Священное Писание и Предание желает сделать своего рода вешалкой для развешивания собственных мыслей. Такого рода страсть к собственной “новизне” означает отвращение к древней и непреложной Истине, желание привнести ложь в открытую Богом истину.

Именно таким людям напоминает святой Викентий Лиринский: “Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал… дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым”.

Именно про таких людей говорит святой Августин: "Кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви".

Именно такие люди, желающие собственные мысли смешать с истиной и таким образом свои идеи выдать за христианство, в разные времена уходили из Православной Церкви, создавая свои общества, которые исповедовали их заблуждения.

Напротив, православные христиане, с доверием воспринявшие Священное Предание, утверждались в истине и богопознании.