Православные христиане называют Священное Предание - вторым источником Божественного Откровения наряду с Библией (Священным Писанием). Расскажем коротко, что это такое.
Одна истина
В любой хорошей семье есть семейное предание, - когда люди из поколения в поколение с любовью передают рассказы о чём-то важном из жизни своего предка и благодаря этому память о нём сохраняется даже у тех потомков, которые никогда его лично не видели. Например, рассказы участника Великой отечественной войны.
Церковь тоже в определённом смысле большая семья, потому что объединяет тех, кто через Христа был усыновлён Богу и стал сыном или дочерью Отца Небесного. Неслучайно поэтому в Церкви люди обращаются друг к другу со словом “брат” или “сестра”.
И в Церкви также существует передаваемое из поколения в поколение Священное Предание, восходящее к апостолам. Святые апостолы общались с Самим воплощённым Богом Иисусом Христом, и от Него узнали истину непосредственно. Эту истину они передавали другим людям, в которых была любовь к истине. Что-то апостолы записали, и это стало Священным Писанием, но что-то передавали не записывая, а устно, либо самим примером своей жизни, - как раз это и сохраняется в церковном Священном Предании.
И об этом говорит в Библии апостол Павел: “итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2Фес 2.15); “хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держитесь предания так, как я передал вам. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал” (1Кор 11.2;23).
В Священном Писании апостол Иоанн пишет: “многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна” (2Ин. 12).
И вот у православных христиан эта радость полна, потому что в церковном Предании мы слышим живой и вечный голос апостолов, устами к устам. Православная Церковь сохраняет истинное предание, которое прямо, как сын от отца, приняла от святых апостолов.
Для примера можно привести слова древнего православного святого - Иринея, епископа Лионского. Он писал уже в конце II века после Рождества Христова, но в юности был учеником святого Поликарпа Смирнского, который лично знал апостола Иоанна и других учеников и свидетелей жизни Иисуса Христа. Вот как об этом пишет святой Ириней:
"Тогдашнее я помню твёрже, чем недавнее; ибо что мы узнали в детстве, то укрепляется вместе с душой и укореняется в ней. Так, я мог бы описать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп; могу изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своём обращении с апостолом Иоанном и с прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его чудесах и учении. Так как он слышал всё от самовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По Божией милости ко мне, я и тогда ещё внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моём сердце, - и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти".
Вот почему, читая книги, написанные святыми отцами, мы видим в них изложение той же истины, которая была изложена апостолами в Новом Завете. Таким образом Священное Предание помогает правильно понимать Священное Писание, отличая истину от лжи.
Одна жизнь
Даже семейное предание включает не только рассказы, но и определённый образ действий, основанный на жизненных примерах. Давно известно, что дела учат лучше, чем слова, и что любые слова получают силу лишь если не расходятся, а подкрепляются жизнью того, кто говорит. Нередко можно видеть, что дети в своей жизни поступают так же, как на их глазах в этой ситуации поступали родители. Итак, семейное предание – это не только передача определённой информации, но и передача определённого образа жизни и действий, которая воспринимается лишь при личном общении и совместной жизни.
Точно так же и Священное Предание Православной Церкви – это не только передача слов и мыслей, но и передача святого образа жизни, угодного Богу и согласного с истиной. Первые святые Православной Церкви, как, например, святой Поликарп, были учениками самих апостолов и восприняли это от них, а последующие святые отцы, как, например, святой Ириней, были их учениками.
Вот почему, изучая описание жизни святых отцов, мы видим в них те же подвиги и выражение той же любви к Богу и людям, какие видно в жизни апостолов.
Один дух
Всякий знает, что когда обычное человеческое предание пересказывается в семье, то с течением времени нередко что-то забывается, а что-то наоборот, придумывается новое, чего не было на самом деле. И если кто-то из старшего поколения, услышав, как молодой член семьи неправильно пересказывает историю из семейного предания, может его поправить, то когда умирают последние очевидцы, такой возможности уже не остаётся и с течением времени семейное предание, передаваемое из уст в уста, постепенно теряет какую-то часть истины.
Но Священное Предание как раз и отличается от всех человеческих преданий именно тем, что никогда не теряет ни одной части истины, полученной вначале, потому что в Православной Церкви всегда существует Тот, Кто знает, как всё было и как есть на самом деле – Бог Святой Дух.
Во время Прощальной беседы Господь Иисус Христос сказал Своим апостолам: “Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины… Он с вами пребывает и в вас будет… Утешитель, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 14:16-17, 26; 15:26).
И Он исполнил это обещание, и Дух Святой сошёл на апостолов, и с тех пор все две тысячи лет пребывал в Православной Церкви, и пребывает в ней доныне. Древние пророки, а позднее апостолы могли изрекать слова истины потому что общались с Богом и Дух Святой вразумлял их. Однако после апостолов это вовсе не прервалось и не исчезло, ибо апостолы как раз и трудились ради того, чтобы приобщить к этой возможности других людей. Поэтому совсем неудивительно, что преемники апостолов – святые отцы, - также общались с Богом и были вразумляемы Тем же Самым Святым Духом, что и апостолы. И поэтому, как свидетельствует святой Иоанн Дамаскин, один "отец не противоборствует [другим] отцам, потому что все они были общниками одного Святого Духа".
Итак, Священное Предание – это не только передача определённой информации об истине и примера жизни по истине, но и передача общения с Духом Святым, Который всегда готов напомнить об истине и восполнить всё, что человеку недостаёт.
Священное Предание это вечная, не стареющая память Церкви. Святой Дух, всегда действующий через верно служащих Богу отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения. Оно имеет не меньшую силу, чем Священное Писание, потому что источник того и другого есть один и тот же Святой Дух. Поэтому живя и учась в Православной Церкви, в которой преемственно продолжается устная апостольская проповедь, человек может изучать истину христианской веры и стать святым.
В чем выражается Священное Предание видимым образом?
Итак, Священное Предание – это полученная от Бога истина, передаваемая из уст в уста от апостолов через святых отцов вплоть до нашего времени, сохраняющаяся живущим в Церкви Духом Святым.
В чём конкретно можно узнать выражение этого Предания? Прежде всего авторитетнейшими выразителями его для православных христиан являются постановления Вселенских и Поместных соборов Церкви, а также писания святых отцов, их жития и древние общепризнанные богослужебные тексты.
Как точно определить Священное Предание в тех или иных конкретных случаях? Обращаясь к упомянутым источникам и держа при этом в уме принцип, выраженный святым Викентием Лиринским: “то, во что верили все, всегда и всюду в Православной Церкви”.
Отношение к Священному Преданию
Святой Ириней Лионский пишет: “В Церковь, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни”.
Православие не имеет нужды искать истину – оно ею обладает, ибо Церковь уже содержит всю полноту Истины, преподанную нам Господом Иисусом Христом, и Духом Святым через апостолов и учеников их – святых отцов.
Обращаясь к свидетельству, которое они явили словом и жизнью, мы постигаем истину и вступаем на тот путь Христов, по которому святые отцы прошли вслед за апостолами. А путь этот ведёт к соединению с Богом, к бессмертию и блаженной жизни, свободной от всех страданий и всякого зла.
Поэтому, как свидетельствовал святой Викентий Лиринский, “наш долг - не религию вести, куда захотели бы, но следовать, куда она поведет, и христианскому достоинству свойственно не свое передавать потомкам, но хранить принятое от предков”.
Святые отцы были не просто древними интеллектуалами, а носителями духовного опыта, святости, из которой питалось их богословствование. Все святые пребывали в Боге, и поэтому имели одну веру, как Дар Божий, как священное сокровище и вместе с тем норму, идеал, путь.
Добровольное, благоговейное и послушное следование святым отцам, просвещённым Духом Святым, избавляет нас от рабства лжи, и даёт подлинную духовную свободу в Истине, по слову Господа: “познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин 8:32).
О пренебрегающих Священным Преданием
К сожалению, не все люди оказываются готовы так поступить. Ведь для этого нужно смириться, то есть, преодолеть свою греховную гордыню и самолюбие.
Современная западная культура, основанная на самолюбии, нередко учит человека считать себя мерилом всего, на всё смотреть свысока и мерять узкими рамками своего рассудка, своих представлений и вкусов. Но такой подход служит плохую службу тем, кто его воспринимает – ведь с таким подходом невозможно стать лучше, совершеннее, добрее, и даже попросту умнее. Невозможно расширить рамки своего рассудка, если не признать, что существует нечто большее, лучшее, и совершеннейшее, чем мы сами. Необходимо смирить своё “я” и признать, что для того, чтобы стать лучше, мы должны не это истинное, святое и совершенное оценивать по себе, а, наоборот, себя оценивать в соответствии с ним, и не только оценивать, но и менять.
Так что всякому христианину надлежит подчинить свой ум Церкви, ставить себя не выше и не вровень, а ниже святых отцов, верить им больше, чем самому себе – такой человек никогда не собьётся с пути, ведущему к вечной победе.
Поэтому, когда православный христианин открывает духовную книгу, он молится Господу, чтобы Он благословил это чтение и дал уразуметь то, что полезно, и при самом чтении старается быть расположенным с открытостью и доверием.
Вот что пишет святой Феофан Затворник: “Вера искренняя - отрицание своего ума. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений. Когда в уме остаются свои положения, тогда, по написании на нем положений веры, окажется в нем смесь положений: сознание будет путаться, встречая противоречие между действиями веры и мудрствования ума. Таковы все, со своими мудрованиями вступающие в область веры… Они путаются в вере, и ничего из них не выходит, кроме вреда”.
Те, кто не хочет смиряться, нередко желают внести в веру Церкви что-то новое, чего она не получала от Господа, чего не было в ней изначально, внести свои идеи, представления и взгляды.
Но Церковь имеет совершенство и полноту истины. А раз так, то любая “новая” для неё идея является по сути отступлением от этого совершенства и привнесением ущерба в эту полноту. Разумеется, Церковь Христова не может и не должна воспринимать такие “новшества” и следовать за грешными самолюбивыми людьми, потому что она следует за Христом, и ничто не собьёт её с этого пути. Но для самих подобных людей их образ действий приносит огромный вред.
Ведь человек, который тому, что сказано в Писании и у святых отцов, предпочитает собственные размышления, тем самым помещает себя вне живой духовной традиции, которая идёт от Писания через святых отцов. Такой человек пытается подогнать Евангелие и Предание под себя вместо того, чтобы себя изменить в соответствии с Евангелием и Священным Преданием. Он хочет не учиться от Церкви, а учить Церковь. Такой человек из света истины отходит в сумрачное болото человеческих точек зрения, так что и само Священное Писание и Предание желает сделать своего рода вешалкой для развешивания собственных мыслей. Такого рода страсть к собственной “новизне” означает отвращение к древней и непреложной Истине, желание привнести ложь в открытую Богом истину.
Именно таким людям напоминает святой Викентий Лиринский: “Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал… дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым”.
Именно про таких людей говорит святой Августин: "Кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви".
Именно такие люди, желающие собственные мысли смешать с истиной и таким образом свои идеи выдать за христианство, в разные времена уходили из Православной Церкви, создавая свои общества, которые исповедовали их заблуждения.
Напротив, православные христиане, с доверием воспринявшие Священное Предание, утверждались в истине и богопознании.