Вы заметили?
Одно время я "подсел" на Говарда нашего Лавкрафта. Прочёл практически всё его, про него и даже изучил графические адаптации его произведений (см. ссылки в финале публикации). Мне было интересно. Лавкрафт, правда, зануда тот ещё ;).
Изучая "биографию" Лавкрафта от Лайона Спрэга Де Кампа, я обнаружил массу параллелей со схожими, известными мне фактами из жизни мэтра нашей научной фантастики Сергея Ивановича Павлова, с которым был достаточно близко знаком на протяжении десятка лет [1]. Итак.
Павлов vs Лавкрафт
1. Лавкрафт написал около ста тысяч бесконечно длинных и пространных писем: родственникам, друзьям, коллегам по цеху, незнакомым людям, издателям... Тратил на это массу времени и сил, в ущерб своему творчеству - на рассказы времени уже не оставалось...
Десять лет мы, луннорадужники (почитатели творчества фантаста Сергея Ивановича Павлова и участники интернет-проекта "Лунная радуга", что он считал своим официальным сетевым представительством) ждали от мэтра обещанного нам в 2005 году нового фантастического романа цикла "Внеземелье". Романа, связующего события многим полюбившейся "Лунной радуги" и многими же не понятого "Волшебного локона Ампары". Роман должен был рассказать об освоении землянами Марса и о том, как и почему земляне после изгнания "экзотов" деградировали и превратились в то, что мы увидели уже в "Волшебном локоне". Роман имел рабочее название "Белый всадник". Павлов обещал и, вроде бы, начал работать. Не дождались. Всё это время Сергей Иванович вёл обширную переписку электронной почтой, спорил на форумах, что-то пытался доказать в газетах и журналах, пространно отвечал на вопросы читателей, порой уходя далеко в сторону... Многие из тех его рассуждений я облекал в форму статей и публиковал на своём ресурсе "Лунная радуга", позже намеревался (Павлов, естественно, был в курсе этой моей работы, даже давал мне советы) издать как публицистику в планируемом многотомнике собрания его сочинений. Потом был непонятный скандал, инициированный вдруг самим мэтром и раздутый в сети его коллегами, писателями-фантастами. Практически подготовленный мной к печати семитомник, конечно же, не состоялся. Свой, ставший достаточно известным интернет-проект "Лунная радуга" (а в сердцах и все остальные свои проекты, так или иначе, как это оказалось, затрагивавшие творчество Сергея Павлова) я закрыл по настоянию мэтра.
Обидно, что роман так и не был написан, а публицистика последнего десятилетия так и не будет издана на бумаге. Десять лет фантаста и футуролога Сергея Ивановича Павлова как незаурядного автора потеряны навсегда [2].
2. Лавкрафт всю свою жизнь был националистом и расистом по убеждению. К концу жизни все эти "евреи, итальяшки, монголоиды, финны, поляки, черномазые и узкоглазые" неанглосаксонцы в Америке настолько его раздражали, что он повсеместно демонстрировал своё презрение к ним и даже призывал изгонять их из страны...
Если в мире "Лунной радуги" Сергея Павлова мир и дружба между народами помогают осваивать космос, то уже в "Волшебном локоне Ампары" сквозит обеспокоенность автора вопросом вытеснения "белой расы" европеоидов пришлыми с востока народами. Ещё сильнее эта тема развита в его нефантастической книге "Богу-парус, кесарю-флот. Опыт палеолингвистики". У Сергея Ивановича целая теория о неизбежной гибели нашей техногенной цивилизации из-за вытеснения её носителей пришлыми мигрантами. На эту тему он постоянно соскальзывал на встречах с читателями, в пылу полемик на форумах, в своих публичных и литературных выступлениях. В частности, меня поразил его рассказ о родной сочинской школе [3]. Каждую осень Сергей Иванович традиционно гостил у своей сестры в Сочи - "Море, заряд бодрости на предстоящий год!" (с). Он всегда заглядывал в свою школу - его приглашали на встречи и чтения. Там оборудован мемориальный уголок, посвящённый двум, ставшим известными на весь мир, их ученикам - космонавту Виталию Севастьянову и фантасту Сергею Павлову. Они учились в одном классе, дружили и потом через всю жизнь пронесли эту дружбу. Не секрет, что многим, о чём писал Павлов, делился с ним "по секрету" Севастьянов, занимавшийся космосом ещё в эпоху искусственных спутников Земли. Так вот. Сергей Иванович в личной беседе мне как-то сказал примерно следующее: когда я в очередной раз пришёл в мою родную сочинскую школу и увидел сплошь черноглазых детей в классе, я понял, что в Сочи европеоидов не осталось... С тех пор он эту школу уже не посещал.
3. В произведениях Лавкрафта практически нет персонажей-женщин.
Вот и у Павлова. Ну, очень их мало. И они - далеко не главные. Это сразу же отметили его читатели на нашем проекте. В "Лунной радуге", в книге первой: сестра оперативника МУКБОПа Фрэнка Полинга и впоследствии жена космодесантника Дэвида Нортона - Сильвия, жена погибшего на Обероне космодесантника Бакулина - Людмила Быстрова. Во второй книге: жена пилота Андрея Тобольского - Валентина (позже ставшая Гуляковской, и это - отражение личной жизни Павлова. Они были дружны с Евгением Гуляковским, к которому ушла жена Павлова) и дочь Лилия, а также медиколог Светлана Фролова. В "Волшебном локоне Ампары": увлечение Кир-Кора певица Вината (кстати, она - расорг -- косметически-генетически переделанная - не помню из кого - в европеоида) и оказавшаяся "спящим" грагалом (гражданином галактики - звёздным потомком землян-экзотов, по сути изгнанных в космос землянами) Морсана Гай.
Примерно та же ситуация и в других произведениях Павлова - женские персонажи, если и присутствуют, то они нужны автору, чтобы спровоцировать и заставить раскрыться персонажей-мужчин - главных героев Сергея Павлова. Я не говорю, что это плохо, нет. Я просто отмечаю факт. Кстати, и сам Сергей Иванович вынужден был с этим согласится.
4. Лавкрафт не дружил с техникой и не любил её. Он в письмах к тетушкам на многих страницах описывал свои битвы с водопроводными кранами и трубами, электрическими и керосиновыми нагревателями, газовыми рожками и прочим современным ему бытовым оборудованием.
Сергей Иванович в квартире своей жены Лидии Георгиевны (это его вторая жена, но именно к ней он в итоге и вернулся) пытался быть "мужчиной в доме". Как она мне как-то сказала: "Сергей Иванович считает, что он с техникой на "ты". Однако это не так". В этом я убедился сам, когда однажды в его кабинет от входной двери через коридор прокинули кабель интернет-провайдера, а он его закрепил на стене, чтобы не мешал... Я купил монтажные пластиковые клипсы и переложил кабель.
5. Лавкрафт за всю жизнь так и не освоил пишущую машинку. Он её ненавидел. Писал от руки и в случае крайней необходимости двумя пальцами перепечатывал черновики, дабы представить их издателю.
Сергей Иванович пишущей машинкой владел - конец двадцатого века ж! И он был писателем-профессионалом, а не любителем, как Лавкрафт. Кстати, он к ней, пишмашинке вернулся в последние годы своей жизни...
В свои без малого семьдесят лет (!) Сергей Иванович самостоятельно освоил персональный компьютер! В те годы (самое начало двухтысячных) не каждый мог этим похвастать. Первый компьютер Сергей Иванович приобрёл на гонорар с переиздания "Лунная радуга. Волшебный локон Ампары" ЭКСМО в 2004 году, на монитор и принтер денег добавил сын. После нашего с ним знакомства в 2005 году я помог ему подключить и настроить модем, подаренный коллегами-писателями на семидесятилетие. С того дня я и взял над ним АйТи-шефство, на десяток лет...
Сергей Иванович частенько звонил мне: "Игорь, этот проклятый компьютер не даёт мне писать роман!" Через всю Москву я мчался к нему на Верхнюю Масловку, реанимировал ПК, удалял груду расплодившихся папок, проверял и чистил диски, приобретал необходимый софт, настраивал программы, антивирус, почту, писал и оставлял очередные рекомендации... Их никто не читал. Зачем? Сергей Иванович, в принципе, освоил текстовый редактор Word, включение-выключение ПК, вывод текста на печать. Что ещё нужно писателю? Правда, абзацы он набивал... пробелами, "выравнивал" текст по ширине листа... пробелами, чересстрочные интервалы делал... пробелами, сноски и ссылки он делал вручную - о встроенном форматировании текста не имел (и не хотел иметь) никакого понятия. Когда я ему включил как-то отображение "непечатаемых" символов, последовало возмущение: "Этого я не печатал! Я не печатал этих точек и закорючек!!!" Не раз пытался объяснить ему откуда это всё взялось и как ситуацию поправить, снова писал короткие инструкции и рекомендации. Сергей Иванович по-прежнему их не читал - он ведь писатель, не читатель ;). Я пытался показать ему сколько труда в его подготовленные таким способом тексты должен будет вложить редактор, корректор или верстальщик... Ответ: "Зачем они продают такие несовершенные компьютеры и эти программы?! Это - безобразие!"
Когда он открыл для себя интернет (сначала через модем, деля трафик с непрекращающимися телефонными разговорами Лидии Георгиевны, потом по кабелю) проблем стало ещё больше. Но во всём, конечно же, по-прежнему были виноваты плохие компьютеры и программы, которые сами что-то безобразное творили, требовали у него на каждом шагу каких-то паролей, обновлений и денег... Денег!!! Антивирус, например, сносился несколько раз, потому как "просто не давал работать". Купленные лицензии "нужных программ" спускались коту под хвост, потому что тут же скачивались их новые версии, которые требовали новой оплаты... Об этом можно рассказывать долго, но... отношение Сергея Ивановича к своему ПК не менялось :). За десять лет нашего знакомства у Сергея Ивановича сменилось четыре компьютера - он их просто гробил. Спасибо сын, Сергей Сергеевич шёл ему навстречу и помогал покупать новые, причём я узнавал об этом уже пост фактум - когда извечные проблемы появлялись уже в новом ПК.
6. Лавкрафт не любил учиться.
Ну как тут обстояли дела у Сергея Ивановича, можно увидеть из предыдущего абзаца ;). Хотя, надо отдать должное - Сергей Иванович обладал массой энциклопедических знаний по многим вопросам в различных областях знаний. Такое не возможно без стремления учиться...
7. Лавкрафт любил витиеватые архаические обороты речи и устаревшие обращения, боготворя эпоху английских консерваторов восемнадцатого века: "боже, храни короля!", "сэр", "сквайр", "дорогой племянник", "ваш покорнейший слуга", "ваш немощный старый джентльмен", "ваш дедуля"...
Сергей Иванович грешил практически тем же... "обнимаю", "поелику", "мой дорогой друг"...
8. Лавкрафт уверял, что никогда не пробовал спиртного.
Сергей Иванович его тоже не особо жаловал. Хотя по праздникам мог выпить немного вина и пригубить коньячку - я тому свидетель и участник. Застолий коллег-фантастов в финале заседаний Московского отделения "Совета по фантастической и приключенческой литературе" при Союзе писателей РФ он не посещал. Мне ж на одном таком побывать довелось - как раз в день нашего с ним знакомства. По антуражу всё это очень напомнило мне наши студенческие годы, но мы и тогда избегали застилать столы газетами ;)...
9. Лавкрафт бодрствовал и работал ночью, а днём спал.
Сергей Иванович также предпочитал работать по ночам. Сколько раз я не мог дозвониться до него и слышал в трубке извинения Лидии Георгиевны...
10. Лавкрафт десять лет дружил и состоял в интенсивной переписке с Августом У. Дарлетом, тридцать лет спустя после смерти Лавкрафта издавшим всё его литературное наследие и сделавшим его в итоге знаменитым.
Вот и мы с Сергеем Ивановичем дружили более десяти лет...
11. Лавкрафт выделял в литературе маленький "класс настоящей литературы" и много бОльший "популярной халтуры" и "стрепни халтурщиков".
Сергей Иванович также говорил о "настоящей фантастике" и о "окололитературной халтурке", на дух не перенося литературы о вампирах и кровопийцах типа "Дозоров" Сергея Лукьяненко. Вампиры были для него красной тряпкой ;).
12. Лавкрафт, зациклившийся на литературных техниках времён так любимого им Эдгара По, презирал практичность современной ему коммерческой литературы как "буржуазную" и недостойную внимания джентльмена.
Сергей Иванович так же в девяностые, не приняв коммерческой направленности фантастики, устав объяснять свою позицию в печати, обиделся на всех и всё и... ушёл из фантастики... Кому он сделал хуже? Он занялся новым для себя направлением - палеолингвистикой и, в итоге, написал книгу "Богу-парус, кесарю-флот. Опыт палеолингвистики" (2002), изданную каким-то невнятным московским "семейным" издательством "Белые альвы", специализировавшимся на публикации изотерики. О полиграфических недостатках этого издания можно, конечно, спорить, но это на совести издателя, а книга сделана и существует - идеи Сергея Ивановича донесены до читателя. Книга эта прошла незамеченной у нас и получила высокую оценку за рубежом - Сергей Иванович удостоился звания академика Академии лингвистики Франции. Только в 2005 году, поддавшись на уговоры вновь обретённых на интернет-проекте "Лунная радуга" почитателей своего творчества, он решил вернуться к фантастике...
13. Вторую часть книги стихов Лавкрафта "Кошмар поэта" составляют... вроде бы "нормальные" стихи: подражания античности и скандинавскому эпосу, лирика. Ранние, датированные 1918-1920 годами. Кстати, среди них примечателен "Ответ нимфы современному бизнесмену" (1917) с эпиграфом "С извинениями У.Рэли, эсквайру".
Ну, это пародия такая. Примечательна же она именно своим посвящением ;). Дело в том, что в "извинениях" упомянут английский государственный деятель, авантюрист и поэт Уолтер Рэли (1552-1618). Тот самый, которого Сергей Иванович Павлов сделал предком своего заглавного героя романа "Лунная радуга"- космодесантника Дэвида Нортона, Лунного Дэва. Не знали? [4]
14. Ну, и в финале ещё чуть-чуть отсебятины.
Сергей Иванович явно был близко знаком с трудом Джозефа Кэмпбелла "Тысячеликий герой"! [5] Вспомните, к примеру, пилота Андрея Тобольского. Выбитый из равновесия причитаниями своей жены об его "обыкновенности", он мчится в неведомое на "Анарду", потом в гурм на Япете, проходит невероятно трудные испытания и... умирает... для всех... Через 8 лет возрождается и окружённый похожими на него экзотами - преданными и фактически высланными землянами - летит к Проксиме Центавра, где с ними основывает Новую Землю - Новастру, порождает расу грагалов... Ну? Чем не реализация универсальной схемы мифа по Кэмпбеллу?
Примечания
[1] На всякий случай: жили они в разное время (Лавкрафт - 1890-1937, Павлов - 1935-2019) и умерли в разном возрасте (Лавкрафт - 47, Павлов - 84).
[2] Сейчас я пытаюсь как-то поправить эту ситуацию серией публикаций «Из первых уст» (см. ссылки в конце).
[3] Средняя Школа №9 города Сочи. В этой школе вместе с Сергеем Павловым учился и космонавт Виталий Севастьянов (они оставались дружны всю жизнь). Каждый житель Сочи о ней так или иначе осведомлен. Расположена она практически на Курортном проспекте в районе моста через речушку Бзугу. Будете рядом - передавайте привет и от меня...
[4] Меня это совпадение не удивило :) - примечание для тех, кто в теме. А для всех остальных - эта подробность осталась за пределами текста романа «Лунная радуга», сохранённая в пуле подготовительных, сопутствующих и справочных материалов к роману, воспоминаниях Сергея Ивановича, а теперь вот и в моих.
[5] Эта книга должна стать настольной для каждого фантаста. ИМХО.
Вывод
Да, совпадения есть. А как вы хотели? Оба - хорошие фантасты, с отлично развитым воображением, а также умением донести свои идеи и ощущения до читателя. Я люблю их обоих! И рекомендую читать их всем!
Дочитали? Большое вам спасибо! Буду рад "лайку" и комментарию. А о том, чтобы вы подписались на мой канал "Великое Внеземелье" просто мечтаю! Возможно вы подключитесь к групповому чату канала? Синхронной безекции! Ваш ISNik.
А в начале было Слово
Обещанные ссылки по теме
- Живой Ктулху