Представьте себе следующую ситуацию: некто изо дня в день звонит всем подряд мирянам, представляясь вашим именем, и пытается вытрясти из добрых обывателей их сбережения. Ваши действия? В моем случае, если бы это была разовая акция, я просто обзвонила бы всех друзей и знакомых и предупредила о случившемся. Но если бы эта хрень носила регулярный характер, наверняка обратилась бы в полицию. Да, я понимаю, что полиция, вероятней всего послала бы меня куда подальше, мотивируя свой некрасивый поступок железным аргументом: «Так не убили и не украли же!» Но я все равно оставила бы заявление – пускай работают, чего их баловать!
С этой точки зрения мне и непонятна позиция Сбербанка… Ах, простите, СБЕРА!.. А отношение к происходящему сберовских служащих наводит на мысль, что неспроста сие олимпийское спокойствие, и они таки имеют какое-то отношение к массовому обзвону клиентов Сбербанка… то есть, Сбера. В самом деле, ну, не может же солидная контора так манкировать своей репутацией. Иначе она совсем не солидная, не сказать еще хуже. Понятно, что и сам Греф – крендель довольно мутный, и политика его ничуть не прозрачней, и, казалось бы, уже достаточно мути в истории со Сбером. Ан нет!
История с мошенниками, косящими под Сбер, больше похожа на сказку про белого Бычка, чем на детектив. Даже сам Сбер нисколько не стремится к развязке и даже добавляет масла в огонь криминальными подробностями. Вот и недавно Сбербанк... Да тьфу ты! Сбер, то есть... Заявил о новой мошеннической схеме. Вернее, сама-то схема настолько избита и затерта до дыр, что появились вариации.
Нынче мошенники представляются уже не службой безопасности Сбера… Видать, даже у них язык не поворачивается начать скользкую беседу со смешного: «Дратути! Я представитель службы безопасности Сбера…» Не банка, не какой-то другой конторы, позволяющей себе содержать службу безопасности, а – Сбера!.. Так вот, мошенники больше не играют в Сбер. Они представляются… доблестными работниками прокуратуры, якобы занимающимися сомнительными схемами сотрудников того самого гребаного Сбера. Зачетный приемчик: стоит только помянуть, что правоохранительные органы взяли за зебры набивший оскомину банк – и клиент на радостях теряет бдительность! Понятное дело, что каждый второй россиянин настолько рад замочить Грефа, что при навалившем счастье вряд ли будет вдаваться в подробности и весьма охотно переведет свои сбережения на столь благое дело.
Однако даже вариации на тему банковских мошенников не делает мой вопрос менее актуальным: ПОЧЕМУ все-таки Сбер, полиция и СУСК не реагируют на массовые мошеннические прецеденты?!
На этот счет у меня имеется своя версия происходящего. Помните милый и трогательный фильм Чарли Чаплина «Малыш»? Там есть эпизод, где герой Чаплина пытается зарабатывать на жизнь стекольщиком, а усыновленный Бродягой Малыш помогает своему опекуну тем, что бежит впереди него и бьет стекла в окнах, создавая таким образом спрос… Эта ассоциация пришла в голову, когда в банке в энный раз принялись уговаривать меня раскошелиться на дополнительные меры безопасности моих счетов: возьмите да возьмите наши услуги, чего вы кобенитесь, в самом деле – как на базаре, ей-Богу.
Ну, а почему нет? При том размахе, с которым действуют мошенники, вряд ли их колл-центр находится в подвале где-нибудь на Малой Арнаутской. Нет, тут чувствуется солидная контора с серьезной крышей. Опять же правоохранительный игнор… У кого-нибудь есть знакомые или знакомые знакомых, попавшиеся на удочку мошенников, обратившиеся в полицию и кому в финале благополучно вернули их сбережения? Я о таких прецедентах никогда не слышала. Неправда ли, весьма странная закономерность? Но если у вас есть на примете эти удивительные истории, с удовольствием послушаю. А пока буду для себя считать, что телефонные мошенники - не просто мелкие воришки, выкупившие слитую базу данных, а серьезная глобальная афера, которую в будущем непременно будут поминать в учебниках по криминалистике.