✍🏻 «Стихи Александра Галича оказались счастливее его самого: они легально вернулись на родину. Да будет благословенна память об этом удивительном поэте, изгнаннике и страдальце».
(Булат Окуджава)
Александр Галич ¬– это целая эпоха, эпоха свободы и ярких молодых глаз, с надеждой смотрящих в будущее… Предвидя перемены, поэт стал настоящим мессией для молодежи, а его стихи – учебником жизни для нескольких поколений.
В 1946 году Александр Гинзбург впервые под псевдонимом «Галич» написал в соавторстве с драматургом Константином Исаевым пьесу «Вас вызывает Таймыр». Наверное, помните одноименный фильм, его часто повторяют по телевидению – пьеса ставилась во многих театрах по всей стране и даже за границей. Ростислав Плятт писал в те годы, что «зритель жаждет смешного в искусстве во всех его видах — от беззлобного юмора и до самого резкого сатирического обличения».
Галич очень много и продуктивно работал, но сквозь частое сито цензуры проходили крохи: пьесы часто возвращали с требованием переписать «в соответствии с требованиями эпохи». Автор пытался «соответствовать» – по его сценариям сняли фильм «Верные друзья» (седьмое место в прокате 1954 года), задушевную военную драму «На семи ветрах», картину «Сердце бьется вновь».
Какой всесоюзный успех! Галич становится настоящим классиком. Зазвучали литавры: в 1955 году Александр был принят в Союз писателей, в 1958-м – в Союз кинематографистов. Он вполне мог вписаться в общий поток, все его работы отличались замечательным качеством, но…
В том же 1958-м молодые, никому неизвестные мхатовские студийцы Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов, Олег Табаков и Игорь Кваша начали репетировать трагическую пьесу Галича «Матросская тишина», желая открыть этой постановкой новый театр. Пьесу «закрыли» прямо перед премьерой, опять же по цензурным соображениям.
«В общем, я понял, что так дело не пойдет и что ничего в драматургии по-настоящему я сделать не смогу. И я решил, что надо поискать… И тогда я просто вернулся к стихам, которые я писал в детстве и в юности, потом на долгие годы перестал их писать» – и он, действительно, вернулся к поэзии, поднимающей многие, часто неудобные проблемы, темы репрессий, войны, смены поколений. И еврейский вопрос тоже не был забыт. Стоит ли удивляться, что «открытой аудитории» Галич не получил, исполняя свои сочинения под гитару на подпольных квартирниках.
... Самый громкий скандал разразился в 1968 году на фестивале бардовской песни в Новосибирске, где поэт исполнил песни «Памяти Пастернака», «Промолчи». После этого Галича «вычеркнули» и с подмостков, и с экранов, исключив из Союза писателей, затем — из Союза кинематографистов, фактически лишив средств к существованию.
В 1974 году – эмиграция. В 1977 – смерть. Галич и свое посмертное звучание предсказал:
Под утро, когда устанут
Влюбленность, и грусть, и зависть,
И гости опохмелятся
И выпьют воды со льдом,
Скажет хозяйка: - Хотите
Послушать старую запись? -
И мой глуховатый голос
Войдет в незнакомый дом.
И гость какой-нибудь скажет:
— От шуточек этих зябко,
И автор напрасно думает,
Что сам ему черт не брат!
— Ну, что вы, Иван Петрович, —
Ответит ему хозяйка, —
Бояться автору нечего,
Он умер лет сто назад…
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!