Новая работа и новый коллектив — это всегда лотерея, никогда не знаешь, достался ли тебе счастливый билет или опять пустышка. Конфликты на работе могут сильно омрачать ваше существование и даже привести к увольнению.
Если вы сейчас как раз в такой ситуации, то первое, что надо сделать, это посмотреть на конфликт как бы со стороны, объективно оценить, что происходит на самом деле, из-за чего образовался конфликт, кто его участники. На первый взгляд, это элементарные вопросы, а на практике оказывается все не так однозначно.
Итак, #конфликт, в который вы попали, может быть одним из следующих видов.
1. Межличностный, т.е. между человеком и человеком. Это самый распространенный вид конфликта, в котором два человека испытывают неприязнь друг к другу из-за разницы во взглядах, ценностях, профессиональных позициях. Иногда люди даже не могут внятно объяснить, почему у них антипатия, но конфликт становится для них привычным форматом общения.
На встрече выпускников моей подруге одноклассница так и сказала: «Слушай, я уже не помню за что, но я тебя так ненавижу!» Уже и предмет спора забыт, уже и делить нечего, а чувство все еще осталось, эмоции обычно выступают топливом для конфликта, они делают его сильнее, ярче, болезненнее.
В межличностном конфликте могут быть равные по статусу участники (коллеги), а могут быть неравные (конфликт с руководителем). Во втором случае, если конфликт затяжной, вам придется либо прыгать через голову, т.е. обращаться к вышестоящему руководителю, либо увольняться, либо продолжать работать в текущей обстановке, что тяжело. Я была в такой ситуации, это стало последней каплей в пользу фриланса.
2. Конфликт между личностью и группой. Если вы — новый руководитель подразделения, то ваша новая команда может вас не принять и вступить с вами в конфронтацию. Не всегда это связано конкретно с вашей личностью, просто людям нелегко принять перемены, а когда новая метла начинает мести по-новому, это для них прямо #стресс. Здесь все будет зависеть от управленческих навыков, грамотные руководители обычно за несколько месяцев справляются с такими вызовами, плюс не будем недооценивать адаптационные механизмы, которые свойственны всем людям без исключения. Люди рано или поздно привыкнут к переменам и градус напряжения будет снижаться.
3. Конфликт между группами. Это случается довольно редко, даже если происходят какие-то недопонимания, например, между двумя отделами, то это ограничивается рабочими претензиями. Вряд ли сотрудники подкарауливают друг друга после работы и выясняют отношения на кулаках.
Как выйти из конфликта? Универсальная рекомендация звучит очень просто: разговаривать.
Диалог — панацея от всех конфликтов. Как бы тяжело это не было, разговаривать нужно, вы можете с удивлением обнаружить, что предмета конфликта давно нет, остались только эмоции, которые надо отреагировать.
А вообще, у каждого человека есть доминирующая стратегия выхода из конфликтов, которая досталась ему от родителей как цвет глаз или группа крови. Об этом я расскажу в следующей статье.
Ставьте лайк, если не хотите ее пропустить, подписывайтесь на мой канал, будет интересно.
Канал «Много мыслей вслух» — для думающих и амбициозных!