Тема очень интересная, но я не буду перепечатывать уже известные статьи о купцах и господах Тамбовской области, которые строили больницы и школы для своих крепостных. Таких историй очень много.
Расскажу, что рассказывала мне бабушка. Моя бабушка родом из села Александровка Никифоровского района. Бывшем Козловском уезде Тамбовской губернии. В этом селе до революции поселилась барыня Редькина. Барыня была набожная и болезненная. Для своих крестьян она построила школу, где учили грамоте детей. И церковь с двумя пристолами. Основной пристол в честь Святой Троицы, а маленький придел, который был возведён позднее- в честь Божьей матери Всех скорбящих радости.
Церковь цела до сих пор. С неё пытались стащить крест, но не удалось. В советское время в храме был совхозный склад зерна. Иконы некоторые сохранили местные жители. Сейчас храм восстанавливается, благодаря местным жителям во главе с моей двоюродной тётушкой и благодаря спонсорам, бывшим жителям села.
Женщины в селе вязали кружево, которое было очень тонким и качественным. Мастерство оценили в столице. И творения местных кружевниц отправляли с обозами в Москву. За что вязальщицам давали небольшие денежки.
Мои прапрабабушка и прабабушка тоже вязали кружево, пряли, ткали, вязали. Научили мою бабушку, а бабушка маму, мама соответственно меня. Вот такая вот матрёшка. Отсюда у меня и любовь к рукоделию.
Местные жители с благодарностью вспоминали барыню. Любили её за доброту, за то, что лечила и учила. Давала возможность заработать, не делала высокий оброк. А по праздникам дарила своим крепостным подарки.
Вот это и есть настоящее социальное предпринимательство.