Основные правила взаимодействия волонтеров и организаторов добровольческой деятельности
Организаторами добровольческой деятельности могут выступать юридические и физические лица. Их взаимоотношения регламентируются законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
С 1 мая 2018 года договор с добровольцем заключать не обязательно. При этом довольно часто организаторы заключают с волонтерами гражданско-правовой договор об оказании услуг или выполнении работ на безвозмездной основе или договор о добровольческом труде. Это не трудовой договор, но он регулируется общими принципами и нормами гражданского законодательства нашей страны.
В таком договоре не должно быть никаких терминов трудового права (график, отпуск, работа, обязанности). Важно, что доброволец имеет право расторгнуть его в любое время (даже после подписания) и отказаться от деятельности. Условия такого договора определяются по усмотрению сторон. В нем можно прописать, например, возмещение расходов волонтера на транспорт, питание и жилье. Это особенно актуально в том случае, если волонтер едет помогать в другой регион.
Основные условия договора о волонтерском труде – его добровольность, безвозмездность, законность и некоммерческий характер деятельности (все блага получает благополучатель – человек, которому помогают).
Заключать с волонтерами трудовой договор нельзя: труд добровольцев – безвозмездный, он осуществляется исключительно по доброй воле.
Основные документы, регламентирующие взаимодействие волонтеров и органов исполнительной власти
Главный документ, описывающий процедуру взаимодействия с властями – это федеральный закон № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», принятый в 1995 году и существенно измененный в 2018 году.
В законе указано, что организаторы волонтерской деятельности и волонтерские организации имеют право осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. В документе, в частности, говорится, что органы власти различного уровня, от федерального до муниципального, разрабатывают и реализуют программы по поддержке добровольчества, оказывают различную поддержку организаторам добровольческой деятельности и волонтерским организациям. Органы исполнительной власти могут оказывать волонтерам имущественную, организационную, информационную, методическую и консультационную помощь, а также награждать наиболее отличившихся добровольцев.
Согласно закону, региональные власти также занимаются популяризацией волонтерской деятельности и формированием координационных и совещательных органов в сфере добровольчества. Орган исполнительной власти, уполномоченный заниматься развитием волонтерства, определяется Правительством РФ. Он может отличаться в зависимости от региона.
Общие требования к порядку взаимодействия властей с волонтерами прописаны в постановлении Правительства РФ № 1425. В документе указано, что для сотрудничества с властями или подведомственными им организациями, организатор добровольческой деятельности или добровольческая организация должны обратиться с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности. Если ответ будет положительным, то между государственной организацией и волонтерской организацией заключается соглашение о дальнейшем взаимодействии.
В соглашении прописываются условия осуществления добровольческой деятельности, возможности предоставления волонтерам поддержки и учета деятельности добровольцев в единой информационной системе «Добровольцы России».