Октябрь… Какой он? Слякотный, промозглый… Но пестрый, словно восточный ковер. Помните пушкинские строки:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей…
Месяц контрастов… Месяц угасания жизни. Хладный октябрь.
Послушайте, как близки октябрьские впечатления Пушкина и Луизы Глик – американского поэта, Лауреата Нобелевской премии – 2020. Вот начало ее стихотворения «Октябрь» в переводе Ивана Соколова:
Неужели вернулась зима, неужели вернулся холод,
разве Фрэнк не оступился на льду,
не исцелился, разве не посеяли весеннее семя
разве не кончилась ночь,
разве тающий лед
не затопил канавы
разве тело мое
не спасли, не уберегли
разве не остался шрам, незаметный
над раной…
Взволнованный голос современного поэта выстраивает огромный периоде, где вся первая часть – единое предложение. Бесконечный риторический вопрос. Октябрь ранит лирическую героиню, оставляет шрам, холод и страх. Эта боль передается природе: «красная, густая почва» , голая земля, крики ветра – все это создает бесприютное ощущение.
У Пушкина осень – любимое время года, «пора спокойствия, трудов и вдохновенья», «когда руки тянутся к перу, перо – к бумаге», прорастают слова, точные и выразительные, слагаются лучшие строки. А лирический герой по-настоящему счастлив.
У Луизы Глик все иначе: вторая часть произведения – сопоставление лета и осени.
Лето после того, как лето закончилось,
утешенье после насилия:
обращаясь с собой хорошо,
я сделаю себе только хуже;
насилие изменило меня.
Странные строки. Предположим, они написаны преподавателем после длинного летнего отдыха. Может, ей трудно вернуться к работе, делать насилие над собой, отвлекаясь от творчества, заниматься рутинной работой?
Живописен осенний пейзаж:
Заря. Низкие холмы сияют.
охрой, огнем, даже поля сияют.
Я знаю, что вижу: солнце, какое
бывает в августе, солнце,
возвращает все утраченное…
А возможно, это настроение связано с изменой, ведь в обращении к собеседнику – боль:
Мое тело остыло, как оголившиеся поля;
остался только разум, опасливый, недоверчивый,
не испытывают ли его…
Скажи, что есть будущее,
я не поверю тебе.
Скажи, что я жива,
я не поверю тебе.
Третья часть стихотворения американской поэтессы посвящена музыке первого снега.
Преображенный мир приглашает лирическую героиню в яркий портал, подобный храму искусства. Почему в этот момент лирическую героиню пронзают мысли о смерти?
… и смерть не принесет мне вреда
больше, чем принесла ты,
моя любимая жизнь.
Четвертая часть – возрождение, его аккорд – «до» третьей октавы.
Ноты нелепо парят
в предчувствии тишины.
И курсивом автора выделена строка:
Не жди пощады, ни себе, ни тому, что любишь.
Величественно, торжественно, волшебно (Maestoso, doloroso) обрушивается свет осени на каждого, в том числе на читателя. Мы погружаемся в осенний мир героини, в мир ее ощущений.
Пятая часть – поиски красоты, обращение к читателю, к тем, кто считает, что в мире недостаточно красоты. В работе мы забываем о прекрасном, по дороге домой не замечаем осенние аллеи, перекрестки, украшенные осенними фонариками. Кто-то в метро книжкой в руках защищается от суетного мира. Согласитесь, каждый в этих строчках узнает самого себя, современного человека, вечно куда-то спешащего, занятого, забывающего об осеннем чуде.
Финальная, шестая часть, - обращение к мирозданию. По-моему, это самые красивые и величественные строки:
В сиянье ночи перешло
сиянье дня,
и в зеркало – огонь.
Сестра-земля, о чем твое горе?
Солнца луч тебя предал?
Не разберу, горе это или усталость.
Как часто вы произносите последнюю строку как вопрос себе?
Сияние холодных звезд над деревенскими крышами и прекрасная луна-сестра венчают последние строки.
Меняется время, меняются ритмы нашей жизни, а ощущение прекрасного остается. Есть тонкая нить, связывающая пушкинские строки и строки Луизы Глик… Она в неповторимой красоте осени, в творческом порыве высказать свои чувства и поделиться с читателем крошкой счастья. У Пушкина финальная метафора – корабль жизни, «громада двинулась и рассекает волны».
А какой октябрь за вашим окном? Напишите об этом пару строк.
О творчестве Луизы Глик вы можете прочитать на нашем канале.
До новых осенних встреч на канале «Фильмокнижие»