(Из цикла «Вокруг да около Петербурга»)
Представители ГБУ (Государственного бюджетного учреждения) «Информационно-туристский центр» Ленинградской области предложили принять участие в двухдневном информационном туре «Петровские города». Данный маршрут межрегионального туристского проекта «Серебряное ожерелье России» объединен идеей знакомства с городами, образованными по указам императора Петра I, основательно связанными с его именем - Шлиссельбургом, Новой Ладогой, Лодейным Полем.
«Петровские города – это неотъемлемая часть удивительной истории Ленинградской области в современных ее границах, - говорится в тематическом буклете. - Путешествие по Петровским городам – это напоминание о великих подвигах наших соотечественников и их доблестном самопожертвовании при защите территорий Российского государства».
Маршрут, насколько мне известно, детище начальника отдела приоритетных направлений в сфере туризма Комитета по туризму Ленинградской области Екатерины Бочаровой. Екатерина Николаевна приняла участие в инфотуре.
Теперь, когда обязательная информация изложена, могу позволить себе приступить к пунктирному и, надеюсь, нескучному описанию поездки. Итак, начинаю.
Петербург. Город, основанный Петром I в 1703 году. Нулевой километр маршрута – площадь Александра Невского, центральный вход в Александро-Невскую лавру.
В 1710-м, вскоре после взятия Выборга, повелением Петра I был основан мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы и Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Одни историки полагают: в то время ошибочно считалось, что Невская битва 1240 года произошла при впадении в Неву речки Черной - тогда она еще не вытекала из Невы и не впадала в Обводный канал, все было с точностью до наоборот. Другие уверены: Петр точно знал, что судьбоносное для древней Руси сражение произошло при впадении реки Ижоры в Неву, и специально искал и нашел в окрестностях города, которому по его замыслу в скором времени предстояло стать столицей Государства Российского, очень похожее на место.сть-Ижора. Река Невасть-Ижора. Мемориал Невской битве.сть-Ижора. Памятник Петру 1.сть-Ижора. Памятник Петру 1.
В 1724 году по воле Петра состоялось перенесение из Рождественского монастыря города Владимир в столичный Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь мощей князя Александра Невского.
Наш путь пролегал по левому берегу Невы до самого ее истока – до города Шлиссельбург.
Гид Ирина Владимировна обращала внимание участников тура то направо, то налево, и старалась втиснуть в свой рассказ как можно больше информации о проплывающих за окнами автобуса Neoplan достопримечательностях не только, но преимущественно Петровского времени.
Многие ли петербуржцы знают, где находилась усадьба Мурзинка? Что принадлежала она сподвижнику Петра I Александру Румянцеву? При том, что Александр Иванович личность далеко не ординарная. Военачальник, дипломат, правитель Малороссии, астраханский и казанский губернатор, а еще - отец полководца Петра Румянцева-Задунайского, памятный обелиск которому и ныне находится рядом с Академией художеств. В советское время на месте Мурзинки был возведен спортивный комплекс завода «Большевик»…
Рыбацкое. Рыбацкая или Рыбная слобода. Сюда по приказу Петра I поселили около двухсот семейств рыбаков для снабжения Петербурга (в первую очередь, разумеется, царского стола) рыбой.
Кто теперь поверит, что в Неве водились осетры?
Петр предоставил коменданту Петропавловской крепости исключительное право рыбной ловли около крепости, велел ему за обеденным столом в местные праздники крепости подавать целого осетра и притом изловленного не в какой-нибудь другой реке, а непременно в Неве или в Ладожском озере. Очевидцы свидетельствуют: в Петров день (29 июня, храмовый праздник Петропавловского собора) в комендантском доме давались обеды, на которые «непременно являлись громадные осетры на деревянных лотках; четверо лакеев не без усилий обносили гостей лакомым блюдом». Существовал, оказывается, особый ритуал: в Зимний дворец доставлялся осетр, приготовленный женой коменданта крепости, дабы блюдо не успело остыть, переправлялось оно на лодке.
С середины XIX века поймать в Неве осетра стало все труднее. Однако традиция сохранялась, и коменданты в день обедов всегда посылали духовенству собора сто рублей в конверте с надписью «на осетра». Осетры, обложенные льдом (лето же!) доставлялись в столицу из Астрахани, с Каспия.
Усть-Ижора. (Первая наша остановка и краткая пешеходная экскурсия.) Здесь на мысу в 1711 году по именному указу Петра I в память о том, что «…на сем месте, при устье реки Ижоры святой Александр Ярославович, великий князь российский, одержал над шведами победу», была заложена церковь «деревянная во Имя Святого Благоверного Князя Александра Невского». Идея увековечить таким образом место славного сражения принадлежала царю, но реализация ее возлагалась на владельца усть-ижорской усадьбы Александра Меншикова. Светлейший князь торопился завершить строительство к дню Святого Александра Невского, да не успел…
Будучи губернатором Ингерманландии, Меншиков построил свою усадьбу (не сохранилась!) посередине пути между Петербургом и Шлиссельбургом. Останавливался в Ижоре у своего фаворита и Петр I. Неслучайно, в документах усть-ижорский дворец Меншикова назывался также Путевым. Вот лишь одна запись о посещении усадьбы ее владельцем и царем - из дошедшей до нас части «Повседневных записок делам князя А.Д. Меншикова», запись, датированная 9 октября 1718 года: «…его светлость встав в 4-м часу пополуночи и убрався, вышед, сев на торншхоут (тип плоскодонного судна. – В.Ж.), в 11-м часу прибыл на Ижору, куда вскоре его царское величество прибыть изволил… После кушанья мало мешкав, его царское величество и при его величестве его светлость и другие господа генералы, сев на торншхоут, отъехали к Шлютельбурху…». В то время в Шлиссельбурге проходили ежегодные празднования в память о взятия крепости русскими войсками в 1702 году, в котором участвовали и Петр I с Меншиковым.
В распоряжении участников инфотура торншхоута не оказалось, поэтому мы и дальше отправились на комфортабельном автобусе заморского производства.
Поселок Понтонный. Здесь по указу Петра I в 1712 году располагался лагерь первой понтонной роты, на «вооружении» которой находились жестяные понтоны голландского типа. (По определению нашего гида, Понтонный – «колыбель инженерных войск России».)
Город Кировск. Основан в 1931 году. Однако на «месте сем» некогда существовало «местечко» Красные Сосны. В середине ХIХ века путиловские крестьяне - братья Михаил, Никита, Николай и Афанасий Спиридоновы - на свои средства соорудили памятник Петру I на месте, где он отдыхал во время похода из Нотебурга (будущего Шлиссельбурга) в Ниенцшанц, накануне взятия этой шведской крепости. Памятник представлял собой пятиметровый обелиск из светлого мрамора с черным шаром наверху. Текст гласил: «Петру Великому, отцу Отечества, в незабвенную признательность по усердию соорудили братья Спиридоновы». В годы Великой Отечественной войны памятник был разрушен. Восстановлен в 2013-м. Спасибо меценату Погосяну.
Грачья Погосян признавался:
«Я хочу, чтобы с этим памятником сила императора передавалась Кировску и его людям, чтобы город процветал и меня здесь всегда вспоминали добрым словом».
Примечательно и то, что на старинном кладбище в Путилово (Кировский район Ленобласти) рядом с воссоздаваемым храмом Тихвинской Божией Матери тогда же, опять же благодаря Погосяну, был отреставрирован родовой некрополь семьи Спиридоновых.
Шлиссельбург. Город основан новгородским князем Юрием Даниловичем в 1323 году, заложившим на острове Ореховый крепость. Крепость захватили шведы, и название Орешек трансформировалось в Нотеборг, что по сути одно и то же.
В 1702 году освобожден русскими войсками и тогда же переименован в Шлиссельбург, буквально — «ключ-крепость». (В 1944 году город с целью устранения немецкого названия назван Петрокрепостью, в 1992 году ему возвращено историческое название.)
В истории Петровских войн осаде крепости Нотебург придается особое значение. Она стала первой победой русского оружия в Северной войне, неудачно начавшейся с поражения под Нарвой. А еще фактически России был открыт путь к Балтийскому морю.
Памятник Петру в Шлиссельбурге установили летом 1957 года, когда праздновалось… 250-летие Ленинграда (!). В 1953-м юбилей не отмечался, потому что умер Сталин. Скульптор Марк Антокольский создал модель памятника ещё в 1872 году, со временем она была растиражирована. Однотипные монументы есть в Петергофе и Астрахани. Однако шлиссельбургский Петр - первый памятник царю, установленный в СССР.
Кстати, он известен всем россиянам, даже тем, кто никогда не был в Шлиссельбурге, поскольку изображен на современной купюре достоинством 500 рублей.
Скульптура установлена у Петровской пристани не случайно - здесь расположены сооружения Староладожского канала.
Частые штормовые ветры на Ладоге стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано: «Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…» В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге.
В 2011 году здесь открыли памятник Савве Рагузинскому, еще одному сподвижнику Петра. Этот разносторонне одаренный человек преданно служил России. Он от лица царя вёл переговоры с правительствами Рима и Венеции, возглавлял русское посольство в Китае. Как обладателю высокого эстетического вкуса Пётр I доверил ему заказ скульптур для Летнего сада. В дар от папы римского Рагузинский принял статую Венеры Таврической. Именно он купил в Африке и привез в Россию маленького чернокожего невольника - Абрама Ганнибала, прадеда великого Пушкина.
В Шлиссельбурге прошла первая встреча будущего первого российского императора и его будущего советника – Саввы Рагузинского.
Прежде, чем покинуть Шлиссельбург, упомяну, что в этом городе находилась в заключении первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Императрица Екатерина I держала её в строго секретном заключении как государственную преступницу. С воцарением внука - Петра II – Евдокия Федоровна была освобождена и с почётом доставлена в Москву. До Шлиссельбурга в ее биографии были Суздаль и Старая Ладога, но об этом в другой раз, поскольку я и так в своем повествовании давно превысил допустимый объем материала.
Автор текста – Владимир Желтов,
фото автора