Найти тему
Дана Честнова

Гефсиманский Черниговский скит

Как купить туристическую путевку дешевле

Видео: Черниговский скит

СодержаниеОсновные моментыИстория обителиЧерниговский скит сегодняПещерные храмыКак добратьсяОсновные моменты

Черниговский скит раскинулся на севере Сергиева Посада, в поселке Каляева. Монастырские постройки стоят на берегу пруда, напротив бывшего Гефсиманской обители, к которой он некогда был приписан, из-за этого скит часто называют Черниговско-Гефсиманским. Однако, то немногое, что осталось от старого Гефсиманского скита, недоступно, так как находится на территории воинской части, за внушительной стеной.

Комплекс Черниговского скита очень интересен для осмотра. Он выстроен в псевдорусском стиле из красного кирпича и состоит из надземных построек и подземного комплекса, созданного по примеру Киевско-Печерской лавры. Экскурсии по монастырю идут одна за одной, так как желающих побывать здесь много.

На территории скита продают вкусную монастырскую выпечку и несколько видов кваса. Многие приезжают сюда, чтобы набрать воды из источника. Это можно сделать во время подземной экскурсии или прямо из трубы в деревянной часовне. В Черниговском ските хорошо провести пару часов - отрешиться от городского шума и суеты, покормить уток в пруду и просто отдохнуть в живописном месте.

История обители

В 1843-1844 годах при Троице-Сергиевской лавре основали отдельный Гефсиманский скит. В российском православии издавна существовала традиции строительства пустыней при монастырях. В таких местах обычно селились послушники и монахи, которые хотели большего уединения. Как правило, они жили, приняв обет строгого молчания, и усердно молились богу.

В 1845 году в Исаковской роще, на противоположной стороне Скитского пруда, начали строить деревянные кельи для отшельников Гефсиманского скита. В отличие от монахов из лавры, они не получали жалования, и одежда им доставалась «из рухлядной». Помимо ежедневных богослужений поселившиеся здесь насельники работали на огороде и в фруктовом саду.

Сохранилось имя первого отшельника нового скита - Гавриил. О нем написано в письме, которое митрополит Филарет (Амфитеатров) отправил наместнику Троицко-Сергиевской лавры архимандриту Антонию. Филарет лично распорядился построить отшельнику деревянную келью.

В 1847 году в Черниговский скит из лавры пришел жить блаженный Филиппушка. В мирской жизни его звали Филипп Хорев (1802-1868), и родился он в семье крестьян из Владимирской губернии. Ради христианского подвижничества Филипп оставил жену и двоих детей и отправился странствовать по России, ведя очень аскетичную, полную лишений жизнь. Он часто голодал, носил тяжелые вериги и путешествовал с железным посохом, который весил целый пуд.

В Гефсиманской обители Филипп жил, как тогда говорили, Христа ради, то есть только на подаяние. Поселившись в лесной сторожке зарождающегося скита, он попросил разрешения у настоятеля выкопать «погребок» и взял себе в помощь двух монахов. Постепенно они вырыли целую пещеру. Ее центральная часть служила общей молельной комнатой или подземной церковью, которую позже освятили в честь Архистратига Михаила и других бесплотных сил. Это была обшитая деревом землянка, немного выступавшая над поверхностью земли. Квадратное в плане помещение для лучшего освещения имело окна.

В стороны от пещерного храма отходили коридоры или ходы, ведущие к крохотным монашеским кельям. Когда все помещения были готовы, каменщики, которых прислали из Троицкой лавры, укрепили их стены и своды кирпичом. Через три года в скит пришли сыновья Филиппа и тоже остались здесь монахами.

В 1852 году в подземной церкви, благодаря архимандриту Антонию, появилась икона Богоматери Черниговская, которую верующие считали чудотворной. По названию этого образа отделившийся от Гефсиманской обители новый монастырь получил свое имя. В народе стали говорить о нем, как о «Черниговском ските», а в церковных бумагах обозначали, как «Пещерное отделение Гефсиманского скита».

В это же время же в обители появился Василий Ильич Меркулов (1831-1906). Через пять лет он стал выполнять поручения настоятеля, как послушник, а в 1866 году его постригли в монахи и нарекли именем Варнава. Со временем наместник Троицко-Сергиевской лавры назначил Варнаву духовником разросшегося комплекса Черниговских пещер.

В 1856-1857 годах над пещерами появилась деревянная церковь, которую освятили в честь Антония и Феодосия Печерских. Большие строительные работы на территории скита провели еще через 30 лет, и надземные деревянные строения уступили место каменным. Здесь построили новый пятиглавый храм, корпуса для братии и высокую стройную колокольню с двумя церквями. На рубеже XIX - XX веков обитель испытывала большой наплыв паломников, и количество монахов Черниговского скита выросло до четырехсот.

Монахи и местные жители очень почитали духовника монастыря отца Варнаву. Его авторитет был так велик, что в Черниговский скит приходило много верующих из разных концов страны. Они хотели исповедаться, поговорить с отцом Варнавой и получить его совет или наставление. В начале 1905 года к старцу приезжал российский император Николай II.

Черниговский скит жил по строгому монастырскому уставу. Женщин на его территорию не пускали, и даже по время воскресных богослужений в монастырские храмы приходили одни мужчины. Лишь один раз в году, когда православная церковь отмечала взятие Богоматери на небеса, в обитель на церковную службу могли попасть женщины.

Когда наступила советская власть, Черниговский скит закрыли, а его монахи и послушники стали жить в Гефсиманской обители (1921 год). Однако, продолжалось это недолго, и через три года этот монастырь тоже ликвидировали. Главную святыню скита - Черниговскую икону перенесли в Москву, в Сергиевскую церковь, которая располагалась в Рогожской Ямской слободе.

Территорию и строения Черниговского скита местные власти использовали для разных целей. Какое-то время здесь размещались тюрьма, детская колония, а потом - интернат для слепых и слабовидящих. После войны в обители находились интернат для инвалидов, получивших увечья в бою, складские помещения промторга города Загорск и ПТУ-интернат, где проходили обучение дети-инвалиды.

В 1970-е годы подробное архитектурное исследование зданий Черниговского скита провела Е.Н. Подъяпольская. Она использовала документы, сохранившиеся с дореволюционных времен. Много сведений о монастыре содержалось в книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем» (1899 год), а также страховых бумагах Троицко-Сергиевской лавры, оформленных в 1910 году.

В 1990 году была возрождена жизнь мужского монастыря, созданного при лавре. Но долгое время на территории одновременно с монахами находился интернат, где жили дети-инвалиды.

Черниговский скит сегодня

Доминантой архитектурного ансамбля обители считается верхний храм Черниговской Богоматери (1886-1889 годы). Ниже него находится более старая пещерная церковь. Все постройки монастыря выполнены в традициях псевдорусского стиля и смотрятся очень гармонично.

Автором проекта верхнего храма является русский архитектор и гражданский инженер Николай Владимирович Султанов, посвятивший много сил исследованию византийского стиля. Хотя верхнюю церковь достроили в 1889 году, отделочные работы в ней продолжались еще 8 лет, и только после этого главный престол был освящен.

Когда строилось массивное здание пятиглавого двухсветного храма, находящийся под ним пещерный комплекс нисколько не пострадал. Это говорит об отличных инженерных навыках проектировщиков. В наши дни верхний и пещерный храмы хорошо отреставрированы и выглядят великолепно.

Неподалеку от входа в верхний храм можно увидеть икону Богоматери «Молящаяся», которая написана по металлу. В годы антирелигиозной пропаганды этот образ использовали в качестве мишени. Это можно понять по сохранившимся на поверхности иконы следам от пуль. Кроме того, в храме находятся два списка с почитаемой верующими Черниговской иконы Божией Матери.

Слева от верхнего храма, на возвышенном месте раскинулся монастырский погост. Сегодня здесь находятся восстановленные и отмеченные большими крестами и плитами могилы русских философов К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова, которые провели последние годы жизни в Сергиевом Посаде. Кроме того, на территории некрополя похоронены монахи и те, кто при жизни был благотворителем или попечителем монастыря.

Выше всех зданий Черниговского скита поднимается шатровая колокольня, появившаяся в 1895 году. Она почти равна высокой колокольне Троице-Сергиевской лавры. К изящному зданию с двух сторон пристроены небольшие храмы, освященные в честь Николая Угодника и святых Константина и Елены.

Живописная пятиярусная колокольня и обе церкви были возведены по проекту Александра Афанасьевича Латкова, работавшего в конце XIX века архитектором лавры. Известно, что колокольню, Никольский храм и церковь Константина и Елены возвели на деньги, пожертвованные местным жителем Г.П. Цуриковым.

На юге скита сохранился двухэтажный корпус для братии, построенный в 1860-1870-х годах. А над западной частью пещерного комплекса возвышается небольшая аккуратная часовня Владислава Сербского. Она закрывает место, где вода, бьющая из подземного источника, выводится наружу. Часовню устроили здесь на рубеже XIX - XX веков. Однако, в 1920-е годы ее разрушили. Последнее здание деревянной часовни с купальней появилось в старом монастыре совсем недавно, в 2016 году. Подземный источник расчищен, и паломники и туристы с удовольствием берут из него воду. Часовня открыта каждый день с 5.00 до 21.00.

Сегодня Черниговский скит обладает статусом подворья Троице-Сергиевской лавры. Богослужение в его храмах проходят ежедневно. Утренняя служба начинается в 6.30 в будние дни и 8.30 по воскресным и праздничным дням, а вечернее богослужение - в 16.45. Для детей верующих здесь работает воскресная школа.

При Черниговском ските создан небольшой кондитерский цех. Его продукция предназначена для монахов. Часть ее продают тем, кто приезжает в обитель на экскурсию. Это разные виды бездожжевого хлеба - ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный. Кондитеры также изготавливают вкусные торты с кремами растительного происхождения, куличи, пасхи и другую выпечку.

Паломники и туристы с удовольствием покупают ароматные монастырские квасы, которые, как и хлеб, делают без дрожжей. В ските можно попробовать несколько видов кваса - имбирный, свекольный, петровский (с добавлением хрена и меда), хвойный и витаминный из свеклы, капусты и чеснока. Кроме того, в монастыре продают несколько видов меда, полезное льняное масло, вкусные соленые грибы и квашеную капусту.

Пещерные храмы

Экскурсия в подземелья скита очень интересна. Группы для нее формируют в самом монастырском храме, слева от входа. Подземный архитектурный комплекс состоит из нескольких храмов. Самый старый из них посвящен Архистратигу Михаилу, и его часто называют Архангельской церковью (середина XIX века).

За алтарем этого храма находится небольшая часовня Божией Матери Иверская, возведенная в конце XIX века. Сегодня здесь можно увидеть гробницу, в которой лежит основатель пещерного комплекса блаженный Филипп Гефсиманский, а также гробницу с останками настоятеля Черниговского Скита старца Варнавы. В Иверской часовне чудом уцелели красивые фрески XIX века.

В дальней части пещер расположена церковь Антония и Феодосия Печерских. Подземный храм посвятили верхней деревянной церкви, стоявшей над подземным комплексом в течение 30 лет, с 1856 по 1886 годы.

Аскетичные условия монашеской жизни очень впечатляют! Во время экскурсии по подземельям экскурсоводы показывают маленькие кельи, где раньше жили отшельники. Это очень небольшие по размерам помещения, пол которых выложен досками.

В 1920-х годах, когда Черниговский скит закрыли, все подземные храмы по распоряжению властей затопили. Восстанавливали их уже в 2000-е годы. Торжественное освящение всего пещерного комплекса прошло в 2006 году. А новые росписи подземных церквей выполнили талантливые студенты художественного училища в Абрамцево.

Как добраться

Черниговский скит удален от лавры на 3,5 км к востоку. Он стоит на берегу Корбушинского или верхнего Скитского пруда.

Те, кто хочет добраться до территории монастыря на автомобиле, должны вначале доехать до Троицко-Сергиевской лавры, в центральную часть города. Отсюда, с проспекта Красной Армии необходимо свернуть на Вифанскую улицу, доехать до Верхнего Вифанского пруда, а после него по улицам Мира, Солнечная, Весенняя и Гефсиманские пруды добраться до территории Черниговского скита. Дорога от Троицко-Сергиевской лавры до обители занимает около 8-10 минут (4 км). Следует иметь в виду, что в выходные и праздничные дни, автобусы с паломниками могут занять всю автопарковку возле скита, поэтому придется искать место для машины еще на подъезде.

Тем, кто хочет попасть в Черниговский скит своим ходом, вначале нужно приехать в Сергиев Посад. Из Москвы это можно сделать двумя путями. С Ярославского вокзала столицы до старинного города ходят прямые электропоезда. Кроме того, в Сергиевом Посаде останавливаются все электрички, следующие из Москвы в Александров и Балакирево. Поезда ходят с интервалом в 20-30 минут, и дорога до Сергиева Посада занимает чуть менее полутора часов.

Другой вариант - приехать в город на рейсовом автобусе. Каждые 10-15 минут от автостанции, расположенной возле метро «ВДНХ», в Сергиев Посад ходят автобусы № 388. Если в пути нет пробок, автобусы доезжают до города за 1,10-1,15 ч.

Удобно, что автовокзал Сергиева Посада и железнодорожная станция расположены рядом. До Черниговского скита от этого места остается 5 км. Некоторые туристы приезжают в обитель на такси. Можно также сесть в маршрутку, идущую в микрорайон «Ферма», а от конечной остановки дойти до монастыря пешком. Многие паломники идут до Черниговского скита пешком от железнодорожной станции Сергиева Посада.