Найти тему
Кино | Retinsky

«12»: ремейк Никиты Михалкова оказался хуже американского оригинала

Привет, друзья! 🎬 RETINSKY в эфире!

Сразу хочу отметить, чтобы не было двояких толкований, что в целом мне фильм Никиты Михалкова «12» понравился — это отличная картина, её сила в относительной простоте, где всё повествование строится на очень живой и яркой игре актёров.

Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год
Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год

Фактически это больше похоже на театральную постановку, ведь практически всё действие происходит в спортивном зале средней школы за длинным столом, вокруг которого сидят двенадцать присяжных. Отличная операторская работа, крупные планы и освещение дополняют к разыгрываемой драме тяжести.

Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год
Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год

Это фильм разговорного жанра — он весь построен на диалогах и монологах героев. Но это совсем не скучно, даже больше — это захватывает. Ты просто слушаешь истории из жизни, рассуждения, как герои делают выводы, видишь как раскрываются их характеры и строятся отношения между ними.

Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год
Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год

Всё это создаёт очень необычную и интересную атмосферу. И мне кажется, что в этом заслуга великолепного актерского состава, без которого её просто бы не получилось.

Трагизм, неуверенность, некоторая растерянность и мягкость Сергея Маковецкого задаёт тон в самом начале фильма, когда вроде бы всё уже решено, но не самый сильный характер его героя начинает противиться такой беспечности остальных. Его монологи завораживают и ты полностью в них погружаешься. Очень талантливый и своеобразный актёр.

Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год
Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год

Сергей Гармаш просто великолепен — в этом фильме он полностью раскрылся перед зрителем, и даже тем, кому он раньше не особо нравился, взглянули на него совершенно по-другому. Его герой в этом фильме не только антагонист и человек, который придерживается националистических взглядов, но и всё наше общество в целом, которое трудно в чём-либо убедить.

Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год
Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год

Мне очень понравилась сцена противостояния, в которой участвовали Гармаш и Газаров. То, как владеет Сергей Газаров ножом просто завораживает, как и следующий после этого танец. Самое интересное, что от его персонажа этого совсем не ожидаешь — вот только что был спокойный, вежливый и податливый врач-хирург, а через минуту он превращается в опасного бойца. Одна из лучших сцен в фильме.

Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год
Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год

Монолог директора кладбища в исполнении Алексея Горбунова в заключительной части фильма о его молодой девушке, нагрянувшей любви и связанных с этим переживаний уже взрослого и состоявшегося человека подкупает своей искренностью и откровением.

Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год
Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год

Игра других актёров тоже демонстрирует все эмоциональные оттенки, быструю возбудимость и смену настроения. Причем всему, что происходит на экране веришь на 100%. Мне кажется, что по другому и не может быть в компании с уже указанными таких замечательных актёров как Валентин Гафт, Алексей Петренко, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Сергей Арцибашев, Виктор Вержбицкий и Роман Мадянов.

Но фильм не стал шедевром кинематографа, ни российского, ни тем более мирового. И вот почему.

Ремейки вообще очень редко дотягивают до оригинала. Кстати то, что фильм Михалкова является ремейком я узнал совсем недавно, после того как посмотрел «12 разгневанных мужчин» режиссёра Сидни Люмета.

Кадр из фильма «12 разгневанных мужчин», режиссёр Сидни Люмет, 1956 год
Кадр из фильма «12 разгневанных мужчин», режиссёр Сидни Люмет, 1956 год

Вот это действительно шедевр, фильм затягивает с первых минут и не отпускает до самого конца, персонажи в нем сложные, экспрессивные и предельно эмоциональные. Их характеры безупречно проработаны и воплощены актёрами. Если у Никиты Михалкова в фильме превалирует речь, то у Сидни Люмета — чувства, когда герои просто выплёскивают свои эмоции. Если вы еще не смотрели «12 разгневанных мужчин», то рекомендую в обязательном порядке.

Однако, у меня есть что сказать и в защиту Михалкова — он был достаточно талантлив и опытен, чтобы при работе над своим фильмом не скатиться в грубое подражание. Да, практически все ключевые моменты сюжета повторяют оригинал, но в целом это другая история. Михалкову удалось снять совершенно переосмысленный, абсолютно новый и свежий фильм.

Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год
Кадр из фильма «12», режиссёр Никита Михалков, 2007 год

Когда я впервые смотрел «12» Михалкова, то есть еще в 2007 году, у меня вызвала негодование завязка сюжета. А именно юридическая сторона вопроса и вероятность такой истории в России. Дело в том, что в США вердикт присяжными, по общему правилу, должен выноситься единогласно — что и составляет всю интригу! В России этого нет — у нас, по общему правилу, для решения суда присяжных достаточно простого большинства голосов. Да, по действующему законодательству, в соответствии с пунктом 1 статьи 343 УПК РФ присяжным дается три часа, чтобы вынести единодушное решение, но по истечению этого времени все решается обычным голосованием. И разыгрывание таких драм как в фильме Михалкова — просто неправдоподобно.

Но все эти недостатки не мешают наслаждаться игрой актеров и развитием сюжета, тем более в отличие от большинства фильмов Михалкова здесь он в большей степени остается на периферии, выполняя роль наблюдателя...

🎬 RETINSKY

Всем огромное спасибо 🙏 за уделённое внимание! Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях 💬 и до новых встреч на канале! 👋

См.: Новости кино · Обзоры фильмов · Факты о кино · Ещё...