Жизнь текуча - вокруг все меняется ежесекундно, и мы меняемся вместе с окружающим миром. Но всегда ли мы можем осознать происходящие с нами перемены? Это как с растущими детьми - чужие дети всегда взрослеют быстрее своих - потому что мы наблюдаем за ними дискретно, со значительными интервалами между наблюдениями, а собственные дети всегда на виду - интервалы между наблюдениями практически стремятся к нулю и нам кажется, что они растут бесконечно медленно.
Так и с изменением нашего внутреннего мира - мы меняемся медленно, порой не замечая происходящих с нами перемен, а наши друзья, эпизодически встречая нас на становящихся с каждым годом все более редких посиделках - наблюдают совершенно другую картину, и это, конечно, касается не только внешности, седеющих волос и расширяющейся сетки морщин - но и нашей самой внутренней сути, характера, привычек и личности в целом.
Таким образом, если мы незаметно меняемся изнутри, то вполне возможно, что в какой-то момент мы изменимся настолько, что перестанем быть адекватны текущему социуму и изменения приобретут настолько необратимый характер, что общество будет вынуждено стремиться дистанцироваться от нас, изолировать, спрятать, грубо говоря, мы попросту сойдем с ума.
Так возможно ли индивидууму распознать этот самый момент необратимого изменения личности, перехода в иное состояние, своеобразную точку сингулярности, преступив которую, мы теряем собственное Я?
И, что самое страшное, потеряв свою личность, скорее всего, мы этого не поймем, потому что понятие сингулярности характеризует невозможность познания событий до момента перехода - единожды став "ненормальным" для всех вокруг, мы не сможем воспринять этот факт и будем утверждать, что всё совершенно нормально и идёт свои чередом, хотя все окружающие уже давно при виде нас крутят пальцем у виска, а родственники периодически вызывают скорую психологическую помощь.
Ведь многие признаки потенциальных душевных болезней - галлюцинации, бредовые и маниакальные идеи, перепады настроения, изменения восприятия, навязчивые состояния и прочее - зачастую видны только внешним наблюдателям, а измененный индивидуум, перейдя сингулярный переход, уже осознает себя исключительно в новой реальности, отвергая прошлые восприятия, и принимая все новые состояние и видения, как единственную возможную реальность.
У нас нет ответа на вопрос, поставленный в заголовке трактата. Понятие душевных болезней в принципе существует исключительно в рамках социальных отношений и в теории не относится к вопросам медицины, как таковой, что делает его в исключительной степени неточной наукой, максимально подверженной влиянию внешнего мира. И тем паче этот сложнейший вопрос пересекается с общим понятием реальности воспринимаемого мира - а это вообще одна из древнейших философских задач, которую нам точно не под силу решить в рамках легкой беседы на Дзэне.
Но, возможно, среди читателей окажутся более умудренные опытом люди, пережившие подобный переход или нечто подобное и могущие поделиться бесценным опытом?