Найти тему
ПРАЗДЬНЪ В ТРАДИЦИИ

ПОКРОВ часть III

Октябрьско-Ноябрьский период, от Новца до Полнолуния, после Родительской (Дедов). В 2020 году 18—31 октября.
Оптимальное для Руси воскресенье - 25 октября.
Часть 3: Девишник

Только дважды в год — весной и осенью заговоры и ритуалы на замужество носят массовый характер с широкой географией. Девушки, не вышедшие замуж в весенне-летний период, вновь надевают кумашники, расшитые калиной красные сарафаны, символизирующие наступление брачного возраста. "На юге Нижегородской области девушки на второй день ссыпок наряжались во все красное — цвет брака, солнца, жизни" (1). Красный цвет в единстве с жертвенными курами и петухами на Сварожье выражают обращение к божествам с просьбой о покрытии кокошником (головным убором замужних женщин).

Федот Сычков. Праздник
Федот Сычков. Праздник

Осенне-зимние девичьи собрания относятся к таким же обрядам инициации, что и весенне-летние: и там и тут в это время играется наибольшее количество свадеб. Сходство знаков, присутствие красного цвета в одежде, дополняется на Сварожье символикой калины. Эти праздничные дни в период двоеверия стали приурочивать к церковным датам: "На Кузьмишки калинники пекли, пироги с калиной. <…> В Кузьминки три дня ссыпались, наряжались и обязательно запон расшитый "калинкой" одевали, калинники пекли" … Запоны, украшенные узором "калинка", должны были быть у каждой девушки, достигшей 16–17-летнего возраста. Позднее в таких запонах девушку возили под венец" (Моисеева С. А.: "Женский праздничный костюм…", 2). Точно такие девишники собираются и на Покров. "Съ этого времени начінаются свадьбы между поселянами, почему дѣвушки прибѣгаютъ къ Покрову съ молитвою, о дарованіи имъ жениха. <…> Для этого дня дѣлаютъ складчину и пируютъ как можно веселѣе, говоря: "Покров весело проведешъ, дружка милаго найдешъ" (Терещенко А. В., 3).

То же самое происходит в других местах в день Параскевы (28 октября/10 ноября): "… Вотъ почему на Пятницу-Параскеву… перенесены были аттрибуты Покрова, и дѣвушки, желающія выйдти замужъ, обращаются съ мольбою къ пятницѣ: "Матушка Пятница Параскева! покрой меня (или пошли жениха) поскорѣя" (Веселовский А. Н.: "Опыты по истории…": 4). Символика калины в одежде девушек носит откровенно эротический характер. Например, в трудах Вовка Хв. (5) и Чубинского П. П. (6) показаны свадебные обрядовые песни, действия и диалоги участников, в которых "калиной" именуются и "созревшая" девушка, и девственность и дефлорация.

Пирог с калиной
Пирог с калиной

Ещё одна особенность Сварожек — организуемое девушками окрутничество, потешные "мальчишники" и "свадьбы". Это магическое обновление мужского начала, угасшего вместе с летним солнцем, обеспечивает возобновление, воспроизводство его активности в зимний период. Обращаясь к имитативной магии, переодевшись в "мужское", девушки разыгрывают в течении нескольких дней собственную инициацию, ранее проводившуюся под руководством жрицы или волхвы. Девичье уединение в арендованной избе у вдовы или "бабушки" аналогично ритуалам кумования на Лельнике. Первая часть этого обряда состоит в их приобщении к иномирью, которое начинается с обряжения "покойника" в доме, причитаний около него и последующих "похорон". Затем следует их возвращение после "перерождения" с курицей, как знаком благословления Великой Богиней и организация "свадьбы" с "героем-спасителем". Эта "свадьба", состоящая только из девушек, где одна из них рядится "женихом", финализирует, закрывает обряд инициации и, в соответствии с имитативной магией ("подобное производит подобное") вызывает изменение судьбы каждой из участниц.

Парные Космы и Дамианы (Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября); Косма и Дамиан Римские (1/14 июля); Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября) не имели отношения к содержанию народной обрядности ни в летних, ни в осенне-зимних "Кузьминках". "Трудно сказать, — пишет С.В.Максимов, — какимъ образомъ Косьма и Даміанъ <…> превратились, въ глазахъ темнаго народа, въ "курятниковъ" и "кашниковъ" (7). Хотя ответ на поверхности: сама свадьба в отдаленные времена называлась "кашами" ("заварить кашу"), о чем упоминалось ещё в Новгородской летописи.

Сварожий Покров,, таким образом, отражает два уровня сакрального. Изначальный, глубинный, относится к Матери-Рожанице, с которой связаны заговоры и ритуалы, содержащие обращение к Богине. Последующий уровень — с почитанием Отца-Сварога — сложился позже, с постепенной передачей многих функций от Матери к рожденным Богам в священном брака с Родом.
В.К.©

1. Русские: история и этнография /под ред. И.В.Власовой и В. А. Тишкова. — М. 2008
2. Проблемы истории, филологии, культуры. 2013, №3 (41). — Магнитогорск, Магнитогорский ГТУ, 2013
3. Терещенко А. В. Быт Русскаго народа. Часть 6. — СПб., 1848
4. Журналъ Министерства народнаго просвещѣния. Часть CLXXXIX, 1877, февраль. — СПб, 1877
5. Вовк Хв. Студії з української етнографії та антропології. — Прага, "LEGIOGRAFIE", 1928
6. Труды этнографическо-статистической экспедицiи в Западно-Русскiй край. Матерiалы и изслѣдования, собранныя д. чл. П.П.Чубинскимъ. Томъ 4. — СПб., 1877
7. Максимов С. В. Нечистая, невѣдомая и крестная сила. — СПб., 1903

(В сокращении, по материалам обзора славяно-русских праздников): Виктор Крескин "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции" Подписывайтесь на статьи о народных традициях, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм


#кузьминки #девишник #покров #сварожье #праздник #язычество #народный