В рамках 30-го международного театрального фестиваля «Балтийский дом» был реализован новый проект «Някрошюсовские чтения».
Наш фаворит - Някрошюс
Этот цикл мероприятий первого международного организаторы посвятили феномену литовского режиссерского театра. Конечно, ключевой фигурой для «Балтийского дома» является Эймунтас Някрошюс. Практически все премьеры Мастера проходили на петербургском фестивале. Видеопоказы спектаклей Эймунтаса Някрошюса, международная конференция с участием теоретиков и практиков театра, премьера фильма-спектакля «Монологи тишины» - вот чем запомнился проект.
Цифры и факты
Состоялось 8 видеопоказов спектаклей Эймунтаса Някрошюса: «Гамлет», «Макбет», «Отелло», «Фауст», «Божественная комедия», «Рай», «Идиот» и «Книга Иова». Общее количество зрителей: 400.
Зрителям представили премьеру фильма-спектакля «Монологи тишины», созданного театром «Мено Фортас» (Литва, Вильнюс) в память о великом режиссере.
«Идея собрать воедино всех главных актеров спектаклей Эймунтаса Некрошюса пришла, когда я понял, что во всех спектаклях герои произносят тексты, которые немного поднимают человека над землей и позволяют ему едва касаться неба, – рассказывает автор идеи и продюсер Аудрюс Янкаускас, директор театра «Мено Фортас». – И совершенно неважно, говорил ли актер устами Гамлета, Макбета, Отелло, Фауста или любого другого персонажа. В каждой роли режиссер искал что-то очень человечное и небесное одновременно. Эти тексты – воспоминание о спектаклях, которые были, игрались во всем мире, оставляли живую эмоцию зрителям. Это и прощание с персонажами, созданными актерами».
Премьера прошла онлайн и офлайн. Полный зрительный зал на Малой сцене театра и более 69 000 просмотров в группе театра ВКонтакте.
Конференция с тысячами зрителей
Прошла международная практическая конференция «Автор спектакля - режиссер. Феномен современного литовского театра», в которой приняли участие теоретики и практики российского и литовского театров. На Малой сцене с нами были: Кристина Матвиенко, Петр Шерешевский, Дмитрий Крестьянкин. Евгения Тропп, Анатолий Праудин, Анджей Бубень, Лев Эренбург, Николай Песочинский, Клим, Сергей Морозов, и Фаустас Латенас.
Через Zoom в конференции участвовали: Оскарас Коршуновас, Владас Багдонас, Аудронис Люга, Аудрюс Янкаускас, Надежда Гультяева, Андрей Жолдак и Юрий Бутусов.
У конференции была невероятная аудитория : более 120 000 онлайн просмотров зрителями со всего мира.
Проект реализован на средства гранта ООГО «Российского фонда культуры», представленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Владимир Бессер
КИНООСЕНЬ В ПЕТЕРБУРГЕ: десятая муза VS пандемия
В нашем городе впервые прошел международный еврейский кинофестиваль.
Несмотря на то, что пандемия продолжается, нынешняя осень в городе щедра на кинофестивали: в сентябре был проведен Фестиваль уличного кино, октябрь подарил публике фестиваль еврейского кино, а в ноябре пройдет юбилейный 30-й международный кинофестиваль «Послание к человеку».
Ленты, выбранные для показов на фестивале еврейского кино, не объединены географией, временем создания или жанром. Но в каждом из фильмов — человек и его внутренний конфликт в контексте еврейской культуры и ценностей. Фестиваль открыл художественный фильм словацкого режиссера Мартина Шулика «Переводчик» (2018), рассказывающий о шрамах, которые оставила Вторая мировая война. В ходе фестиваля также были показаны документальные фильмы: «Бобби Джен» (о танцовщице знаменитой израильской группы), «Дина Рубина. На солнечной стороне» (о жизни и судьбе русской писательницы в Израиле) и другие. Создатели фестиваля отмечают, что для них важно было показать редкое кино, которое не дошло до зрителя или до российского проката.
Основополагающий феномен еврейского кино — самоидентификация в условиях непрерывного выбора между традиционными и личностными ценностями. «Кто я? Чего я хочу? К чему я хочу себя отнести? Важно ли мнение других людей? Одобряю ли я их образ жизни и подходит ли он мне?» — эти вопросы задают себе главные герои фильмов «Неповиновение» (2017, режиссер Себастьяно Лелио) и «Неортодокс» (2018, режиссер Элиран Малка).
Исполнительный продюсер фестиваля Евгений Левитин формулирует главную задачу проекта так: «Идея, с которой фестиваль создавался, — это желание показать широкому зрителю то, что еврейская современная культура в контексте кинематографа не продолжает эксплуатировать понятные темы, такие как холокост, древняя история или библейские мотивы, а живет в повестке сегодняшнего дня, рассматривает проблемы, которые существуют по всему миру, способна продемонстрировать еврейский взгляд. Кино показывает зачастую недоступные людям не еврейской культуры закрытые религиозные общины и то, какие у них возникают проблемы».
На каждый показ зале кинотеатра был полон. Сложно сказать, какой вид искусства привлек бы такую широкую аудиторию и дал возможность целому этносу объяснить себя через людей и их истории на экране. На закрывающем показе фильма «Неортодокс» со мной заговорила женщина, с которой мы обменивались короткими фразами в первый день фестиваля. Она поделилась, что работает врачом с больными COVID-19 в Мариинской больнице и пришла с ночной смены, не поспав и часа. Ее мучает бессонница, потому что перед глазами стоят больные с их разбухшими от уколов животами. На мой вопрос о том, как она себя чувствует и продержится ли весь фильм, женщина ответила, что кино — ее единственный способ сейчас отвлечься от работы.
Мария Гусева
НАША СПРАВКА
Фестиваль с 2015 года регулярно проводится в Москве, а с 2016 — в Екатеринбурге. В фестивальную программу включено не израильское кино или работы еврейских режиссеров, а фильмы, в которых рассматривается проблематика еврейской истории и культуры, показан быт еврейского общества. В 2020-м году проекту удалось выиграть президентский грант на три города — и вот, целую неделю петербургский зритель мог смотреть еврейские фильмы в Доме кино, «Англетере» и «Новой Голландии».