Трудно понять, почему Вашему мозгу так трудно научиться читать, и это становится еще труднее, когда Вы видите, что многие Ваши друзья осваивают чтение с гораздо меньшими усилиями. Вот почему ребенку с дислексией часто бывает трудно сохранять мотивацию к обучению. Кроме того, они чато задаются вопросом, насколько они умны или способны, что как правило, влияет на их уверенность в себе.
Этим ребятам приходится не легко.
Однако, важно знать, что с их проблемами легче справиться, когда их родители понимают, поддерживают и хорошо осведомлены о дислексии. И хотя для этого требуется много усилий, позитива и творчества, Вы, как родитель, можете многое сделать, чтобы помочь ребенку справиться с трудностями.
В этой статье мы постараемся привести наиболее простые популярные и игры или виды творчества, которые также оказались наиболее эффективными.
Итак, что же такое дислексия?
Дислексия-это языковая неспособность к обучению. Подробнее, Вы о признаках, симптомах и причинах дислексии можете найти в наших предыдущих статьях.
Проблемы, с которыми сталкиваются дети с дислексией, могут быть связаны с обработкой языковой информации, их кратковременной или рабочей памятью, координацией и последовательностью, что может повлиять на чтение, правописание, понимание, оценку времени и планирование заданий, счет, устные навыки и удержание материала в памяти, как в визуальном, так и в слуховом режимах.
Ранняя диагностика может очень помочь ребенку легче адаптироваться к учебному процессу и идти в ногу со своими сверстниками.
Кто находится в зоне риска?
Признаки дислексии трудно распознать до школы.
Однако есть несколько признаков, которые помогут родителям вовремя обеспокоится и показать ребенка специалисту.
Среди таких признаков, могут быть следующие:
- Позднее начало речи
- Бедный словарный запас
- Проблемы в правильном произношении слов, обратном обращении звуков или путаница слов, которые звучат одинаково
- Трудности запоминания инструкций, смешивание или пропущенные шаги
- Трудности с распознаванием рифм, игрой в рифмованные игры или изучение песен с рифмовкой
- Очень долго продолжается детский лепет, не по возрасту
- Проблемы с запоминанием того, как выглядят буквы, смешение цифр и цветов
- Трудности в запоминании дней недели, времен года и т.д.
Дислексия, как правило, возникает в семьях, где она уже встречалась. Если Вы или ваш супруг, или ваши кто-либо из ваших родителей страдаете или страдали дислексией, и у вашего малыша проявляются подобные сложности, то существует вероятность того, что он находится в группе риска.
Тем не менее, есть много того, что можно сделать до начала школы, что может значительно помочь в обучении вашего ребенка в долгосрочной перспективе!
Что родители могут сделать для детей с риском развития дислексии
Если Вы чувствуете, что Ваш ребенок подвержен риску развития дислексии, вот несколько направлений, которые могут быть очень эффективными, помогая ему улучшить навыки, способствующие компенсации проблемы в будущем.
А также эти занятия будут полезны для всех детей, но для деток, подверженных риску развития дислексии, они просто необходимы.
1. Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика имеет решающее значение для нашей способности выполнять большинство обычных, ежедневных задач по уходу за собой, таких как застегивание одежды, разрезание пищи, завязывание обуви или чистка зубов, а также для рисования или письма.
Делайте с ребенком поделки и играйте в игры:
- Легкие поделки. Пробуйте разные материалы, проявляйте фантазию. Бумага, картон, дерево или клей, раскрашивайте, вырезайте, комбинируйте и придумывайте поделки из всего, что попадается под руку.
- Поделки на улице и из натуральных материалов. Листья, трава, ветки, семечки, скорлупки, желуди, шишки и пр.
- Упражнения по раскрашиванию, лабиринты или рисование фигур разных размеров.
- Отрывание и закрывание банок или бутылок, завязывание шнурков и узлов на всем, что попадется на глаза.
- Бисероплетение, шитье, вязание и т.д.
- Раскручивание волчков.
2. Игры для развития словообразования
Помогая ребенку "строить" простые слова, Вы не только помогаете ему научиться правильно писать слова, но и распознать сходство между тем, как они произносятся. При этом Вы также помогаете с фонологической осведомленностью. Подчеркните длину различных гласных. Модель правильного произношения.
Например, игра "Назови меня"
Разнообразие подобных упражнений для детей помогает в образовании существительных с помощью различных суффиксов.
-Давайте поиграем! Вам надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Например, ес
ли человек всем помогает, он – помощник.
- Человек умеет шутить, он – (шутник).
- Эта девочка любит проказы, она – (проказница).
- А эта всё время тараторит, она – (тараторка).
- Человек очень добрый, назовём его – (добряк).
- Человек очень сильный - (силач).
- Девочка любит модничать – (модница).
- А другая много болтает – (болтунья).
- Этот малыш постоянно шалит, он – (шалун).
Следующий вариант:
- Зверей ловит – зверолов.
- Рыбу ловит – рыболов.
- Оленей разводит – оленевод.
- Лес рубит – лесоруб.
- Пчёл разводит – пчеловод.
- Сыр делает – сыродел.
- Хлеб печёт – хлебопек.
- Работает на железной дороге – железнодорожник.
3. Игры на развитие памяти
Дети с дислексией обычно имеют дефицит рабочей памяти, что затрудняет запоминать образы букв, сопоставлению их со звуками и выполнению задач произнесения или чтения слова вслух.
Отгадывание загадок, решение логических задач, настольные игры, активное прослушивание историй и их пересказ, а также выполнение заданий, связанных с выполнением инструкций (например, построение, создание или приготовление чего-либо), - это лишь некоторые из видов деятельности, которые могут помочь повысить емкость рабочей памяти Вашего ребенка.
4. Игры на сортировку, категоризацию и планирование
Умение организовать свою деятельность - один из самых важных навыков, необходимых детям в школе. Так почему же мы должны ждать, пока школа даст им возможность практиковать это?
Вовлекайте ребенка в деятельность по дому. Доверьте ему сортировку белья или посуды, разбор по местам игрушек или сервировка стола.
Игры на нахождение недостающего фрагмента, фрагмента, не принадлежащего группе или составление всевозможных головоломок.
5. Упражнения и игры по фонологической осведомленности
Фонологическая осведомленность - это способность распознавать, осмысливать и манипулировать звуками в устной речи. Этот навык имеет решающее значение для умения читать. Дети с дислексией изо всех сил пытаются распознать слоги и звуки в словах и определить слова, которые начинаются с одного и того же звука или рифмы.
Читая стишки и песенки, соединяйте движения или хлопанье в ладоши с сегментированием слов по слогам или определения первого и последнего звука в слове. Такие занятия помогают детям научиться воспринимать гласные разной длины.
6. Игры по улучшению визуально обработки информации.
Упражнения и игры по визуальной обработке информации помогают развить навыки в обработке различий между объектами, которые выглядят одинаково.
Примерами такой деятельности являются:
- Найди отличия
- Найди все спрятавшиеся элементы
- Найди пару
- Пазлы
- Нахождение сходств и различий в формах и размерах между объектами
- Соответствие форм по цвету, форме или размеру
- Рисование по шагам, где нужно следовать определенным инструкциям.
7. Игры и упражнения по улучшению понимания
Детям с дислексией обычно требуется больше времени, чтобы понять различия между похожими словами, не только когда они звучат одинаково, но и когда они имеют одинаковое значение.
Чтобы помочь им лучше понять это слово, Вы можете привести больше примеров того, как можно его использовать. Ставьте слово чаще в том контексте, который ребенку знаком.
Вы также можете спросить: как бы ты описал это "слово" тому, кто его никогда до этого не слышал? Простите ребенка использовать примеры, проиллюстрировать его и пр.
В ближайших статьях мы подробно приведем подборки игр и упражнений для каждого направления и нужной группы навыков. Подписывайтесь на наш канал, пишите, какие игры помогли Вашим детям, и в какие они играют с удовольствием?