Найти тему

Михайловский замок (Инженерный)

Как купить туристическую путевку дешевле

Общая информация

Когда в 1991 г. здание передали Государственному Русскому музею, оно было отреставрировано. При Павле I анфилада парадных галерей, располагающаяся по периметру внутреннего двора (зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок), была наполнена первоклассными произведениями искусства. После реставрации залы Михайловского замка также заполнили картинами и скульптурами, но уже другими. Здесь были организованы выставки «Портретная галерея русских исторических деятелей», «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса и творчество русских художников», «История замка и его обитателей». Здесь проходят разнообразные временные художественные выставки.

Когда-то на месте Михайловского замка находился деревянный Летний дворец императрицы Елизаветы, в котором родился Павел - сын будущей императрицы Екатерины II, а тогда еще жены наследника престола. Павел не любил свою мать Екатерину, считал ее убийцей отца, незаконно узурпировавшей власть, и она отвечала ему недоверием. Сам уклад ее царствования был невыносим для Павла. Когда же наконец императрица умерла и Павел пришел к власти, он не захотел жить в ее резиденции (Зимнем дворце) и приказал выстроить себе новую.

Согласно преданию, склонный к мистицизму Павел однажды сказал, что хотел бы умереть там, где родился, поэтому для строительства и было выбрано это место. По требованию видевшего повсюду угрозу императора его новый дворец строился как надежно укрепленная крепость, со всех сторон окруженная рвами с подъемными мостами. В Петербурге его традиционно называют замком. Михайловским он назван в честь архангела Михаила, которого император считал своим небесным покровителем.

Необычные для Петербурга внешний вид и устройство Михайловского замка определили рыцарские идеалы и особенности характера Павла I, которому везде мерещились заговоры и измена. До сих пор не утихают споры об авторе проекта замка. По одной версии, за основу был взят проект Василия Баженова (автора дома Пашкова в Москве), по другой - Винченцо Бренны, а по третьей - замысел принадлежал самому Павлу, уж больно точно отразилась в облике здания неугомонная натура царственного романтика. В любом случае воплощал проект в жизнь итальянец Бренна, который выполнял функцию не столько архитектора, сколько прораба.

Это было самое дорогое и самое спешное строительство XVIII в. Замок возводили 4 года, и обошелся он в 6,5 млн рублей золотом. Параллельно были порастасканы материалы для строительства мраморной ринальдиевской Исаакиевской церкви, имения Екатерины в Пелле, Таврического дворца. Работа шла с большой поспешностью, днем и ночью здесь трудилось по несколько тысяч человек - Павел спешил скорее укрыться за надежными стенами. Наконец в начале февраля 1801 г. нетерпеливый владелец вместе со своим многочисленным семейством въехал в еще не просушенный и почти не отапливаемый только что достроенный замок.

Новая царская резиденция, окруженная реками и специально вырытыми каналами с подъемными мостами, тщательно охраняемая солдатами, казалась неприступной. Но судьба сыграла злую шутку с императором Павлом - всего через сорок дней после вселения он был зверски убит заговорщиками в своей опочивальне. Недовольные его сумбурным царствованием гвардейские офицеры забили несчастного насмерть. Сбылось предсказание одной из городских юродивых, которая предрекла, что царь проживет столько лет, сколько букв в надписи над воротами замка: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Букв здесь 47 - в этом возрасте император и погиб.

Посмотрим внимательно на замок. Не правда ли, от него веет какой-то суровостью и таинственностью? Весь его неприступный и загадочный облик проникнут духом архитектурной романтики. Каждый фасад массивного здания выглядит по-разному. Со стороны Садовой улицы видна дворцовая Михайловская церковь, увенчанная типично петербургским шпилем. К Мойке обращен северный фасад с открытой террасой, которую поддерживает мраморная колоннада, и с широкой лестницей, украшенной статуями Геркулеса и Флоры. Подчеркнуто монументален главный южный фасад с мраморными колоннами и скульптурой. На его фронтоне -барельеф «История заносит на свои скрижали славу России».

До сих пор в городе бытует легенда о том, что в качестве образца для необычного для Петербурга красновато-розового цвета, в который выкрашены стены замка, послужила перчатка, оброненная во время бала фавориткой Павла Анной Лопухиной. «Удворца имя архангела и краски любовницы», - писал саксонский посланник Розенцвейг.

Почти двадцать лет после насильственной смерти императора замок пустовал. Члены царской семьи боялись и избегали этого зловещего и таинственного сооружения. По городу ходило много слухов и мистических рассказов, связанных с Михайловским замком. Говорили о дурных предзнаменованиях, якобы имевших место при его строительстве, передавали из уст в уста легенду о появляющемся здесь по ночам призраке убитого императора. Неудивительно, что замок долгое время оставался заброшенным, возбуждая любопытство и страх своим таинственным обликом.

...Глядит задумчиво певец На грозно спящий средь тумана Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец... - писал о нем Пушкин.

Затем в замке разместили Главное инженерное училище, отсюда его второе название - Инженерный. Здесь учились будущий писатель Достоевский, композитор Кюи, физиолог Сеченов, электротехник Яблочков. После революции в нем продолжала работать военно-инженерная школа, которую сменили многочисленные конторы и конструкторские бюро. Наконец в начале 1990-х гг. замок отошел к Русскоу музею, которому принадлежит и поныне. К юбилею города здание было отреставрировано, реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста - часть фортификационных сооружений, окружавших замок.

Зайдем во внутренний двор замка. У него необычная форма - восьмиугольная, напоминающая о восьмиугольной мальтийской звезде (Павел был гроссмейстером ордена мальтийских рыцарей). Посреди двора несколько лет назад был поставлен памятник императору. При желании можно зайти и внутрь замка. Там теперь находится музей -один из филиалов Русского музея. Можно походить по отреставрированным парадным залам или посмотреть художественные выставки.

Перед главным входом в замок находится устроенная для парадов площадь Коннетабль с памятником Петру I посередине. Этот первый в России конный памятник Петру I был сделан скульптором Растрелли еще в 1740-е гг., но установили его только 60 лет спустя, пожеланию Павла I, который повелел сделать на его пьедестале лаконичную надпись «Прадеду правнук». Монументом царя, изображенного в виде римского императора на могучем коне, восхищался еще Ломоносов:

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил.

Пьедестал памятника украшают два бронзовых барельефа, на которых запечатлены важнейшие сражения Северной войны - «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте». На обоих в небе парят ангелы, протягивающие Петру лавровый венок и трубящие о победе. Обратите внимание на отполированную пятку одного из моряков на барельефе, изображающем Гангутскую битву. Считается, что если попытаться помочь ему влезть на борт, то загаданное желание обязательно сбудется.

Посетителям

Адрес: Садовая ул., 2. М. «Гостиный /\вор», «Невский проспект»Тел.: 570-51-12.Время работы: открыт ежедневно, кроме вт, с 10.00 до 18.00, в пн до 17.00.Осмотр — 1-2ч.Вход - 100 р., льготный - 50 р., школьникам -30 р. Для иностранцев - 300 р., льготный -150 р. Фото - 250 р.