Найти тему
ВК ПРЕСС

Корабли с именем Новороссийска на борту: от шхуны до ракетоносца

Оглавление

Южными морскими воротами России называют Новороссийск. Крупнейший морской торговый порт, военный форпост державы, город-герой дал свое звучное имя многим кораблям отечественного флота. Их собрал воедино известный новороссийский судомоделист, председатель городского клуба истории флота, почетный работник морского флота Валентин Силантьевич Шикин. Эта династия с именем «Новороссийск» на борту насчитывает 23 корабля.

Первый в списке

Впервые гордое имя Новой России было присвоено парусно-винтовой шхуне по Указу императора Александра Второго в честь героической обороны города в годы Крымской войны 1853-1856 гг.

27 февраля 1855 г. в Суджукскую бухту вошла эскадра англо-французских кораблей в составе французского четырехпушечного пароходофрегата и четырех английских кораблей: 20-пушечного колесного пароходофрегата, двух винтовых 13-пушечных корвета и четырехпушечной канонерской лодки. После отказа сдать Новороссийское укрепление без боя, они в течении трех суток обстреливали город.

Затем, 2 марта, корабли эскадры подошли ближе к берегу, спустили шлюпки и началась посадка десанта в шлюпку. Десять орудий приморской батареи открыли картечный огонь, повредив один корабль. Десант был отбит. И на следующий день эскадра ушла из Суджукской бухты, уводя на буксире поврежденный корабль. Этот подвиг и послужил поводом для начала династии кораблей с именем нашего города.

Шхуна «Новороссийск» была построена в Англии и входила в состав Черноморского военно-морского флота. Шхуна, вооруженная всего двумя сигнальными пушками, выполняла посыльные и транспортные функции. В 1866 г. участвовала в съемке берега и гидрографическом промере Мариупольского рейда, а в 1872 г. обеспечивала определении астрономических пунктов на побережье Черного моря. Прослужила шхуна «Новороссийск» до 1884 г., когда была выведена из эксплуатации и исключена из списка Черноморского флота.

-2

Технические новации

Вторым в династии стал миноносец «Новороссийск», построенный на верфях Германии в 1886 году. После прохода по Королевскому (Днепр-Бугскому каналу) он вошел в состав практической эскадры Черноморского флота. В 1895 г. миноносцу присвоили №263. Во время капитального ремонта в Новороссийских судоремонтных мастерских на миноносце заменили котлы, работающие на каменном угле, на котлы нефтяного отопления. На нем испытывались форсунки инженера Шенсновича (по его проектам в Новороссийске была построена первая в мире электростанция 3-фазного тока).

Председатель Морского Технического Комитета вице-адмирал И.М. Дюков в 1899 г. сообщил рапортом в Главное управление Кораблестроения:

«Ввиду достигнутого на миноносце №263 успеха применения нефтяного отопления по способу инженера Шенсоновича, Морской Технический Комитет, отдавая предпочтения этому перед прочими, полагал бы полезным на минном крейсере «Казарский» и миноносце №259 устроить нефтяное отопление с механической пульверизацией нефти по способу инженера Шенсновича в Новороссийске…»

Так пересеклась история миноносца «Новороссийск» с историей города, чье имя он носил. Миноносец в боевых действиях участия не принимал. В 1911 г. он был исключен из списков действующего флота и передан на хранение в Севастопольский порт. В сентябре 1919 г. был взорван при эвакуации белогвардейских войск под командованием генерала Врангеля.

Терпящим бедствие

Удивительная судьба сложилась у третьего судна из династии «новороссийских». Имя города получил построенный в Англии в 1890 г. спасательный буксирный пароход. Его приобрело акционерное общество Владикавказской железной дороги для оказания помощи судам, терпящим бедствия. Однако использовался пароход и для различных буксирных работ в порту. Судно было оборудовано противопожарным и водоотливным оборудованием, имело электрическое освещение и паровое отопление.

Уже в апреле 1891 г. буксир «Новороссийск» оказал помощь терпящему бедствие около Керчи английскому пароходу и практически окупил затраты на его постройку. 14 октября 1914 г. город Новороссийск был обстрелян германо-турецкими крейсерами «Беслау» и «Берк». Буксир «Новороссийск» получил повреждения, но оказывал помощь пострадавшим судам.

Капитан буксира Колланджелло и команда, не потеряв присутствия духа, потушили начавший гореть английский пароход «Фридрих» и оказали помощь в тушении пожара на эстакаде. В 1915 г. буксир участвовал в подъеме со дна бухты парохода «Святой Николай», потопленного при обстреле города. В декабре 1916 г. буксир «Новороссийск» был мобилизован у акционерного общества Владикавказской железной дороги для военных нужд.

В годы гражданской войны буксир находился в расположении Владикавказской железной дороги. После освобождения города от белогвардейцев он вошел в состав Новороссийской военно-морской базы. Прослужил спасатель до конца Великой Отечественной войны.

Под жестокой бомбежкой

Горнило Второй мировой войны прошли еще четыре судна с именем «Новороссийск».

Грузопассажирский пароход, построенный в 1896 г., изначально именовался «Россия». В период гражданской войны судно было угнано за границу, но в 1922 г. возвращено в СССР и переименовано в «Новороссийск». Вступило в эксплуатацию с портом приписки Одесса.

22 июня 1941 г. пароход мобилизован и включен в состав Черноморского флота, обеспечивал доставку военных грузов. В Одесском заливе подвергся ожесточенной бомбардировке вражеской авиации и от попадания нескольких авиабомб получил тяжелые повреждения. Спасая пассажиров, капитан А. Ф. Ботто направил тонущее судно к берегу и выбросил пароход на отмель. Только через два года фашистские саперы сняли его с мели, но в строй судно не вводилось. В 1944 г. его вернули пароходству.

Получил боевое крещение и речной колесный буксир «Новороссийск». Построенный в Киеве в 1935 году, он работал в Ниже-Амурском речном пароходстве, когда началась война. Буксир был мобилизован сначала в качестве военного транспорта, а в ноябре 1941 г. поставлен на вооружение и переквалифицирован в канонерскую лодку. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции в августе 1945 года. Прослужил буксир до 1960 года, но уже в гражданском речном флоте.

Рыболовному сейнеру «Новороссийск» 1939 г. постройки довелось принимать участие в обороне города, имя которого он носил. В марте 1942 г. сейнер был мобилизован и переоборудован под тральщик, получил наименование КТЩ-605 и включен в охрану водного района Новороссийской военно-морской базы. Участвовал в охране рейдов, вел борьбу с минами, доставлял пополнение на Малую землю. Геройски погиб 1 апреля 1943 г., когда, возвращаясь с дозора, подорвался на неконтактной мине в Цемесской бухте.

Сухогрузный пароход Edward Eggleston, построенный в США в мае 1943 г., уже через несколько дней был куплен СССР и переименован в «Новороссийск». Вошел в состав Дальневосточного морского пароходства. В годы Великой Отечественной производил экспортно-импортные перевозки между портами СССР и союзников. В августе 1945 г. в качестве войскового транспорта участвовал в высадке десанта на острове Сахалин и в Курильской десантной операции. Прослужил в торговом флоте до 1974 г.

Гибель линкора

Линейный корабль «Новороссийск» был построен в Италии в 1914 г. под именем «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). Принимал участие в Первой и Второй мировой войнах. Прошел коренную модернизацию с 1933 по 1938 гг. В 1949 г. линкор был передан по репарации Советскому Союзу и зачислен в состав Черноморского флота. В том же году прибыл в Севастополь и переименован в «Новороссийск».

Этот линкор был самым крупным по водоизмещению и самым мощным кораблем по своему вооружению в ВМФ СССР. Водоизмещение – 29100 т, длина корпуса – 186,38 м, ширина корпуса – 28 м, осадка – 10,39 м, мощность паровых турбин – 93433 л.с., скорость хода – 28 узлов, дальность плавания – 6400 миль, экипаж – 1250 человек; бронирование: пояс борта – 250 – 130 мм., башни – до 280 мм, палубы – до 100 мм; вооружение: 320-мм орудий 10, 120-мм зенитных автоматов 12, противоторпедная защита «Пульзе».

Однако послужить социалистическому государству ему довелось недолго: 29 октября 1955 г. линкор «Новороссийск» затонул в Севастопольской бухте от взрыва при невыясненных обстоятельствах. Погибли 611 человек. Линкор был поднят лишь 4 мая 1957 г., в перевернутом виде отбуксирован в бухту Казачью для разделки на металлолом. Судьба линкора – самая трагичная и загадочная из всех кораблей, носивших имя «Новороссийск».

На морях и океанах

«Новороссийскую» флотилию в послевоенное время пополнили еще 11 судов самого различного, но – мирного предназначения. В 1951 г. с верфей Бельгии сошел рыболовный траулер «Новороссийск», трудившийся в составе Мурманского рыбного флота в Баренцевом море и Северной Атлантике.

Построенный в 1963 г. в Японии танкер был назван «Новороссийский партизан» в ознаменование 20-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Новороссийском и в память о героической борьбе партизанских отрядов Новороссийского района. Танкер имел неограниченный район плавания, занимался перевозкой нефтепродуктов из Персидского залива к берегам Северной и Южной Америки, к Азиатским портам Японии, Индии, Вьетнама, а также в порты стран Европы.

Прогулочный пассажирский теплоход «Новороссийск» с 1973 по 1988 гг. работал на прибережной линии Суджукская коса – Кабардинка – город. Во время летнего курортного сезона перевозил до 10 тысяч пассажиров. Средний Черноморский сейнер «Новороссийск» 1972 г. постройки вел промысел на Азовском, Черном и Каспийском морях с удалением от порта до 600 миль. Буксир-кантовщик «Новороссиец» с 1974 г. помогал судам швартоваться к причалам Новороссийского порта.

Два танкера носили одинаковое имя – «Герои Новороссийска». Первый из них, построенный в Англии в 1977 г., был продан Греции в 1979 г. Второй сошел с норвежских стапелей в 1980 г. и вступил в строй Новороссийского морского пароходства, мог перевозить одновременно четыре сорта нефтепродуктов. Еще одно нефтеналивное судно, 1982 г. постройки, получило имя «Новороссийск», оно также могло перевозить одновременно четыре вида нефтепродуктов.

С 1982 по 2002 гг. в Атлантике трудился большой морозильный рыбопромысловый траулер «Новороссийский рабочий». С 1988 по 2002 гг. в Новороссийском портофлоте работал прогулочный пассажирский теплоход «150 лет Новороссийску», совершая туристические рейсы по линиям Новороссийск – Кабардинка – Геленджик, Новороссийск – Малый Утриш – Геленджик.

Последним в этом списке на сегодняшний день значится судно с горизонтальным способом погрузки типа РО-РО «Новороссийск», построенное в 1994 г. В течение 10 лет судно перевозило колесную технику, пока не было продано Соединенным Штатам.

-3

На страже Отечества

Три военных корабля получили имя «Новороссийск» за последние десятилетия. Недолго носил это гордое имя большой противолодочный корабль, переименованный в 1971 г. в «Николаев». Зато прославился своими дальними походами авианесущий крейсер «Новороссийск». Он предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника. После многомесячных испытаний 15 августа 1982 г. крейсер вошел в состав ВМФ СССР, служил в Краснознаменном Тихоокеанском флоте до 1993 г., когда был продан Южной Корее. Многие призывники Новороссийска прошли морскую закалку на борту крейсера.

В 1991 г. со стапелей Ярославского судостроительного завода сошел погранично-сторожевой корабль «Новороссийск». Он предназначен для противолодочного и корабельного дозора на водах и выходах в пунктах постоянного и маневренного базирования сил флота, эскорта и охраны государственной границы. В 1996 г. корабль передан в состав Новороссийской отдельной бригады сторожевых кораблей, участвует в охране государственной границы и охране рыбных промыслов на Черном море.

Сторожевик имеет мощное вооружение: 76-мм артустановку, 30-мм шестиствольную артустановку, зенитно-ракетную установку «Стрела-3», два торпедных 533-мм аппарата, бомбометные установки РБУ-1200 м, а также два комплекса для защиты от крылатых ракет. И сегодня сторожевой корабль «Новороссийск» несет боевую вахту на морских рубежах государства Российского.

-4

«Невидимка» пришла в порт приписки

Новороссийская военно-морская база (НВМБ) в день своего 20-летия, 21 сентября 2015 года, встретила первую подлодку, которую нарекли именем города-героя. Новейшая дизель-электрическая подводная лодка (ДПЛ) «Новороссийск», совершив межфлотский переход из Северного на Черноморский флот, прибыла к месту постоянного базирования. Лодка успешно прошла испытания и совершала длительный переход из Баренцева моря, обогнув всю Европу. Всего субмарина прошла 6500 морских миль.

ДПЛ «Новороссийск» – головная субмарина проекта 636.3. В обиходе их чаще называют новым поколением «Варшавянок». Подводное водоизмещение — 3,1 тысячи тонн; глубина погружения — до 300 м; скорость под водой — 20 узлов (37 км/ч). Уходя под воду, подлодки этой серии исчезают с экранов сонаров, за что их и называют «черными дырами». Экипаж — 52 человека, что говорит о значительной роботизации. Главное оружие — ракеты «Калибр-ПЛ», которые невозможно перехватить. Именно ими мы не раз успешно разрушали объекты террористов на территории Сирии.

И вот долгожданная встреча. Субмарина гордо заходит в Цемесскую бухту. На пирсе ее вместе с родственниками моряков встречали Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Виктор Чирков, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, командир НВМБ капитан 1-го ранга Олег Шастов, глава Новороссийска Владимир Синяговский и начальник Главного управления № 4 при Спецстрое России генерал-майор Михаил Ташлык. В числе почетных гостей — гендиректор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков — от создателей подлодки, а также представители руководства Центрального конструкторского бюро «Рубин».

На этом династия не заканчивается. Верим, что славное и гордое имя Новороссийска будет присвоено еще многим гражданским судам и военным кораблям.

Понравился материал? Жмите лайк и подписывайтесь на наш канал!

Источник: ИА "ВК Пресс"