-------------------------------------------------------------------------------------------------
Здравствуйте, меня зовут Марина. Я учусь в 11 классе и готовлюсь к ЕГЭ .
Блог - для меня способ подготовиться к экзамену по биологии. Ведь информация намного лучше усваивается, если её кому-то объяснять :)
P.s. если в данной статье Вы нашли ошибку, прошу, напишите мне о ней в комментариях.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Ткани растения.
На прошлом уроке (если Вы еще его не видели, прошу Вас это скорее исправить :) мы изучили понятие "Ткань". В данной статье мы начнем подробнее изучать виды тканей растения.
Образовательная ткань (МЕРИСТЕМА).
P.s. развиваем память и обязательно запоминаем вторые названия тканей (они указаны в скобочках).
Строение клеток.
Меристема образована молодыми тонкостенными клетками не большого размера, с крупным ядром и густой цитоплазмой, без вакуолей и хлоропластов.
Функции ткани.
Строение полностью обуславливают функцию образовательной ткани: обеспечивает рост растения, образование новых тканей*.
Образовательная ткань (меристема) делится на первичную и вторичную.
Первичная меристема:
- Верхушечная (апикальная): расположена на кончике корня и стебля + в почках побега. Обеспечивает рост растения в длину и образует ткани корня, стебля, листьев и цветов;
- Боковая (латеральная): слой ткани расположен в стебле и корнях. Обеспечивает рост растения в толщину.
Делится на прокамбий (дает начало проводящей ткани) и перецикл (дает начало корням).
- Вставочная (интеркалярная): расположена в основаниях междоузлий стебля и в основаниях листьев. Обеспечивает вставочный (интеркалярный) рост злаковых. Интересный факт: благодаря интеркалярному росту бабук (он злаковое :) очень быстро растет, эту особенность использовали в Китае в качестве пытки. Вся подробная информация здесь.
Вторичная меристема.
Камбий: у многолетних растений слой ткани расположен между древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Обеспечивает рост растения в толщину (внутрь от себя камбий откладывает клетки древесины, а наружу от себя - клетки луба);
Раневая: появляется, после механического воздействия, если растение было повреждено (шрамик).
Покровная ткань.
Первичная ткань.
- Эпидерма (кожица): состоит из живых плотно сомкнутых клеток, наружная стенка которых утолщена. Имеют устьица***, каждое устьице состоит из 2-х клеток, в которых есть хлоропласты (в клетках, которые не образуют устьица, НЕТ хлоропластов). Покрывает листья, зеленые стебли, все часть цветка. Обеспечивает газообмен, транспирацию** воды, защищает растение.
- Эпиблема (ризодерма): расположена в корне в зоне всасывания, поэтому состоит из живых клеток с очень тонкими оболочками и клетки образуют выросты - корневые волоски. Обеспечивает всасывание воды и минеральных веществ растворенных в ней.
Вторичная ткань.
- Пробка (перидерма): мертвые клетки, стенки которых пропитаны жироподобным вещество - суберином, расположенных в несколько слоев. Для газообмена имеют чечевички***. Покрывает корни, клубни, корневища, стволы и ветви молодых растений. Обеспечивает газообмен и защиту от высыхания, колебаний температуры, повреждений.
Третичная ткань.
- Корка (ритидом)****: мертвые клетки, заполненные воздухом, с толстыми оболочками, не способные к растяжению (ломаются). Покрывает стволы старых деревьев. Выполняет защитную функцию: защищает растение от испарения воды, микроорганизмов, механических повреждений.
Основная ткань (ПАРЕНХИМА).
- Фотосинтезирующая/ассимиляционная/хлоренхима****
Живые клетки с тонкими стенками и большим количеством хлоропластов. Локализованы в мякоти листа (столбчатая и губчатая ткань), в зеленых стеблях, в коре молодых стеблей деревьев. Выполняют функция фотосинтеза и газообмена.
- Запасающая
Живые тонкостенные клетки, с большим количеством межклетников, заполненные зёрнами крахмала, белка, каплями масла, вакуолями с клеточным соком. Находятся в корнеплодах, клубнях, луковицах, плодах, семенах, в лубе и древесине, во внутренних клетках коры стебля корня. Они откладывают и хранят запас белков, жиров, углеводов и влаги.
- Водоносная
Крупные клетки с тонкими стенками. Функция: запас и хранение воды. Наличие таких клеток характерно для растений засушливых территорий: кактусы, алое, суккуленты.
- Воздухоносная/вентиляционная/аэренхима
Клетки расположены рыхло, имеют много крупных межклетников. Функция: накапливают в межклетниках воздух. Наличие таких клеток характерно для водных и болотных растений (например, кувшинки).
Заметочки:
* - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ткань ОБРАЗУЕТ новые клетки, которые дифференцируются на ткани. Чем больше клеток ОБРАЗУЕТСЯ тем больше становится растение - оно РАСТЕТ;
** - транспирация - испарение;
*** - очень важно различать устьица и чечевички. Для этого стоит запомнить, что устьица - это часть ткани, это такие же клетки, которые образуют ткань, а чечевички - состоят из рыхло расположенных паренхимных клеток с большими межклетниками, имеют вид небольших бугорков.
**** - очень важно запомнить, что ретидом это не КОРА, КОРКА. КОРА - это не конкретная ткань растения, это совокупность тканей. КОРА = КОЖИЦА (ЭПИДЕРМА) + ПРОБКА (ПЕРИДЕРМА) + ЛУБ (ПРОВОДЯЩАЯ ТКАНЬ).
***** - названия этой ткани важно запомнить. Ну с "фотосинтезирующая" кажется все понятно, а вот "ассимиляционная" и "хлоренхима" труднее запомнить. "Хлоренхиму" можно запомнить с помощью хлоропластов/хлорофилла, а именно они в большом количестве содержаться в клетках этой ткани. "Ассимиляционная" запоминается, если провести аналогию с таким процессом как ассимиляция или по-другому пластический обмен: в процессе пластического обмена создаются высокомолекулярные соединения (из простых сложные), то есть это тот самый фотосинтез, в результате которого мы получаем крахмал.
На сегодня все, спасибо за внимание!