К сожалению, большинству наёмных работников приходится сталкиваться с нарушением их трудовых прав. Мы, работники спасательной службы одного крупного аэропорта, не были исключением.
О нарушениях наших прав мы впервые задумались в 2006 году. Работая сутки через трое (24 часа), мы получали зарплату за 22 часа 30 минут, якобы полтора часа нам дано на отдых и приём пищи. Но, согласно 108 статьи Трудового Кодекса, "На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка". Переводя с юридического языка на русский, получается, что если нам оплачивают только 22:30, а полтора часа - это отдых и приём пищи, то вся наша спасательная служба может на эти полтора часа покинуть рабочее место и идти отдыхать, кушать, и вообще, куда угодно, потому что это не рабочее время. Если же уйти мы права не имеем, оно должно оплачиваться. Коллектив объединился для решения этой проблемы. Руководству, по сути, был поставлен ультиматум - либо оплачиваете, либо полтора часа нас нет! Мы обратились в профсоюз, существующий на предприятии с советских времён. Там нам сказали, сидите, ребята, тихонечко, и не высовывайтесь.) Ясно всё с этим профсоюзом, короче...) Делегация работников была отправлена в городское профобъединение, где юристы подтвердили нашу правоту, и даже готовы были составить для нас жалобы в прокуратуру и государственную инспекцию труда. Но этого не понадобилось. Работодатель, столкнувшись с единодушием работников одного подразделения и их решимостью решать проблему, тут же всё исправил, внес необходимые поправки в трудовые договора и иные нормативные акты, и стал оплачивать, как положено по закону, все 24 часа.
Это был первый наш опыт успешной борьбы за свои права. Вместе с ним пришло понимание, что объединившись, мы можем влиять на свою жизнь. Пошли разговоры о создании профсоюза. Но... Камнем преткновения стало желание большинства создавать маленький профсоюз из работников нашей спасательной службы, чтобы решать только наши проблемы. Аргументы лидеров, что даже профсоюз всего аэропорта - это слишком маленькая организация для решения серьёзных проблем, а профсоюз из нескольких десятков работников одной службы - это капля в море, и раздавить его, при желании, не составит большого труда, не были восприняты большинством. Создание профсоюза было отложено на неопределённый срок.