Приказом НКО №299 от 19 августа 1941 был начат процесс упорядочивания и выработки регламента награждения лётного состава ВВС РККА за проделанную боевую работу и её результаты. В предыдущей публикации мы рассказывали об этом относительно лётчиков-истребителей.
Но награждения лётчиков-истребителей производились и до появления этого Приказа. Посмотрим, какими критериями пользовались командиры, подписывая наградные листы на лётчиков-истребителей, например, в июле 1941 года.
Вот, что можно найти в открытых источниках о действиях 145 истребительного авиационного полка (ИАП) в начальный период Великой Отечественной войны.
На 22.06.1941 года базировался на аэродроме Шонгуй, в 25 километрах южнее Мурманска. В составе имел 56 истребителей И-16, уже в июне 1941 получил Миг-3, а в июле 1941 - ЛаГГ-3.
С начала войны прикрывает Мурманск и Кировскую железную дорогу. В течение июля 1941 года несёт большие потери от истребителей противника, практикующих метод свободной охоты, в том числе, над аэродромом Шонгуй. В частности, действия немецкого гауптмана Герхарда Шашке, командира штабного звена IV/ZG76, летавшего на Bf.110. Так, 04.07.1941 в районе станции Кица пара немецких истребителей сбила три советских И-16 из состава полка, 07.07.1941 над аэродромом Шонгуй сбит один И-16, 11.07.1941 над аэродромом Шонгуй опять сбиты два И-16, 13.07.1941 над снова аэродромом одним Bf.110 было сбито три И-16. Герхард Шашке был сбит только 04.08.1941 капитаном А.П. Зайцевым, командиром 3-й эскадрильи полка, летавшим на ЛаГГ-3. Тот воздушный бой проходил между парой Bf.110, парой Bf.109 против четырёх ЛаГГ-3 и трёх И-16, причём советские ВВС в этом бою потеряли 4 самолёта. За 1941 год полком потеряно 33 самолёта И-16...
А вот фрагменты наградного листа на капитана Зайцева, подготовленного в июле 1941 года.
Как мы видим, здесь ничего нет про сбитый им Bf.110. Упоминаются только 22 совершённых им боевых вылета, 3 групповые победы над самолётами противника, уничтоженный бензозаправщик и снарядный артиллерийский ящик... Наверное, большинство совершённых им боевых вылетов были именно вылетами на штурмовку наземных сил противника.
8 августа 1941 года капитан Зайцев был награждён орденом, к которому представлялся, орденом Ленина.
В Приказе НКО №299, вышедшим через 11 дней после его награждения лётчик-истребитель мог быть представлен к первой награде после совершения 15 боевых вылетов на штурмовку и ко второй награде - после 25 вылетов. Для командиров звеньев, командиров эскадрилий этим приказом (до и последующими приказами, касающимися нормативов награждения лётного состава ВВС) боевые вылеты, выполненные членами звена или эскадрилии, которыми командовали представляемые к награждению лётчики, никак не учитывались...
Вот фрагменты наградного листа на командира звена из того же ИАП, старшего лейтенанта Пискарёва.
Здесь уже фигурируют 28 боевых вылетов, уничтожение более 10 автомашин, заправочных средств на аэродроме противника, сбитый личный корректировщик и сбитый в группе Bf.110. Есть еще "рассыпавшийся" при испытании самолёт. Видимо, речь идет о МиГ-3 или ЛаГГ-3...
Командир звена тоже был награждён орденом, к которому представлялся, орденом Ленина.
Какие мнения есть у уважаемых читателей по поводу прочитанного?
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.
Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!