Найти тему
Военная история в наградах

Как и за что награждали летчиков-иcтребителей до Приказа №299?..

Приказом НКО №299 от 19 августа 1941 был начат процесс упорядочивания и выработки регламента награждения лётного состава ВВС РККА за проделанную боевую работу и её результаты. В предыдущей публикации мы рассказывали об этом относительно лётчиков-истребителей.

Но награждения лётчиков-истребителей производились и до появления этого Приказа. Посмотрим, какими критериями пользовались командиры, подписывая наградные листы на лётчиков-истребителей, например, в июле 1941 года.

Вот, что можно найти в открытых источниках о действиях 145 истребительного авиационного полка (ИАП) в начальный период Великой Отечественной войны.

На 22.06.1941 года базировался на аэродроме Шонгуй, в 25 километрах южнее Мурманска. В составе имел 56 истребителей И-16, уже в июне 1941 получил Миг-3, а в июле 1941 - ЛаГГ-3.

С начала войны прикрывает Мурманск и Кировскую железную дорогу. В течение июля 1941 года несёт большие потери от истребителей противника, практикующих метод свободной охоты, в том числе, над аэродромом Шонгуй. В частности, действия немецкого гауптмана Герхарда Шашке, командира штабного звена IV/ZG76, летавшего на Bf.110. Так, 04.07.1941 в районе станции Кица пара немецких истребителей сбила три советских И-16 из состава полка, 07.07.1941 над аэродромом Шонгуй сбит один И-16, 11.07.1941 над аэродромом Шонгуй опять сбиты два И-16, 13.07.1941 над снова аэродромом одним Bf.110 было сбито три И-16. Герхард Шашке был сбит только 04.08.1941 капитаном А.П. Зайцевым, командиром 3-й эскадрильи полка, летавшим на ЛаГГ-3. Тот воздушный бой проходил между парой Bf.110, парой Bf.109 против четырёх ЛаГГ-3 и трёх И-16, причём советские ВВС в этом бою потеряли 4 самолёта. За 1941 год полком потеряно 33 самолёта И-16...

А вот фрагменты наградного листа на капитана Зайцева, подготовленного в июле 1941 года.

Фрагмент 1-й страницы
Фрагмент 1-й страницы
Фрагмент 2-й страницы
Фрагмент 2-й страницы

Как мы видим, здесь ничего нет про сбитый им Bf.110. Упоминаются только 22 совершённых им боевых вылета, 3 групповые победы над самолётами противника, уничтоженный бензозаправщик и снарядный артиллерийский ящик... Наверное, большинство совершённых им боевых вылетов были именно вылетами на штурмовку наземных сил противника.

8 августа 1941 года капитан Зайцев был награждён орденом, к которому представлялся, орденом Ленина.

В Приказе НКО №299, вышедшим через 11 дней после его награждения лётчик-истребитель мог быть представлен к первой награде после совершения 15 боевых вылетов на штурмовку и ко второй награде - после 25 вылетов. Для командиров звеньев, командиров эскадрилий этим приказом (до и последующими приказами, касающимися нормативов награждения лётного состава ВВС) боевые вылеты, выполненные членами звена или эскадрилии, которыми командовали представляемые к награждению лётчики, никак не учитывались...

Вот фрагменты наградного листа на командира звена из того же ИАП, старшего лейтенанта Пискарёва.

Фрагмент 1-й стрпницы
Фрагмент 1-й стрпницы
Фрагмент 2-й страницы
Фрагмент 2-й страницы

Здесь уже фигурируют 28 боевых вылетов, уничтожение более 10 автомашин, заправочных средств на аэродроме противника, сбитый личный корректировщик и сбитый в группе Bf.110. Есть еще "рассыпавшийся" при испытании самолёт. Видимо, речь идет о МиГ-3 или ЛаГГ-3...

Командир звена тоже был награждён орденом, к которому представлялся, орденом Ленина.

Какие мнения есть у уважаемых читателей по поводу прочитанного?

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.

Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!