Поздней осенью 1938 года, после поражения на озере Хасан, генеральный штаб Японской Императорской армии стал, готовится к полномасштабной войне с Советским союзом. Лучшие военные умы «Империи восходящего солнца» приступили к разработке плана вторжения. Рабочее название «План операции № 8».
План рассматривал два варианта вторжения:
1.Вариант «Ко» в направлении советского Приморья.
2. Вариант «Оцу» – предусматривал нанесение главного удара в направлении Забайкалья через территорию Монголии. На воплощении в жизнь варианта «Ко» настаивало военное министерство, тогда, как сам генеральный штаб склонялся к «Оцу».
Весной 1939 года, штабные отстояли свою точку зрения, началась подготовка к вторжению в Монголию.
Согласно, теперь уже плану «Оцу», Западный фронт японцев должен был развивать наступление через Монголию в район Нерчинска. Затем повернув на запад, идти на Улан-Удэ.
Японию, в ее устремлениях активно поддерживала Великобритания, так как британцы считали невозможным допустить усиление СССР в Азии. В июле 1939 года Великобритания признала все завоевания Японской империи в Юго-Восточной Азии. Соединенные Штаты решили заработать на предстоящем вооруженном конфликте. США увеличили продажу железного лома Японии, продавали новейшее оборудование для изготовления деталей самолетов. Зная ограниченность Японии в ресурсах, все это продавалось по завышенным ценам. В ночь с 29 на 30 января 1939 года была совершена провокация. Японцы вторглись на монгольскую территорию. Нападавшие заняли пограничную заставу Халхин-Сумэ, потом «Монголрыба». В следующие два месяца японцами и наемниками баргутами (прим. китайская группа бурят) было совершено свыше 30 нападений на монгольских пограничников.
Ограничиваться диверсиями и провокациями японцы не собирались. 11 мая 1939 года начались боевые действия на реке Халхин-Гол. Японцы продвинулся на 15 км вглубь Монголии и атаковал монгольскую пограничные заставы.
Всего японцы задействовали: 1680 штыков, 900 сабель, 75 пулемётов, 18 орудий, семь бронеавтомобилей, один танк. Войсками командовал полковник Ямагато.
17 мая на помощь монголам выдвинулись советские войска под командованием комдива Фекленко. В составе советско-монгольских войск было 668 штыков, 260 сабель, 58 пулемётов, 20 орудий и 39 бронемашин. 22 мая советские войска перешли Халхин-Гол и отбросили японцев к границе. 28 мая японцы начали наступление. Советско-монгольские войска отступили, но план японцев по окружению союзной группировки не удался.
29 мая японцы были вновь отброшены на исходные позиции.
Поняв, что на земле им не достичь успеха, японцы перешли к применению авиации.
Начались воздушные бои. Японская пропаганда представляла подготовку советских летчиков в не лучшем свете, также намерено завышалось количество сбитых советских самолетов в десятки раз. В одном из воздушных боев, 27 июня погиб лейтенант Савин Анатолий Владимирович. Савин пилотировал истребитель ИС-15 бис 70 истребительного авиаполка.
Останки его самолета были найдены мемориально-поисковой экспедицией «ХАЛХИН-ГОЛ-2019», и переданы в «Борзинский районный краеведческий музей». Сам Савин похоронен в г. Чойболсан. Воздушные бои на Халхин-Голе были самыми масштабными с момента окончания Первой мировой. К тому же, авиация с того времени шагнула далеко вперед, как в техническом, так и в тактическом плане. Самолетов было много с обеих сторон. Первые два месяца, действительно, превосходство было на японской стороне, но затем инициатива перешла к СССР. В первые сутки августовского наступления Советский Союз поднял в воздух около тысячи самолетов.
Константин Симонов писал: «… я никогда не видел такого количества самолетов в воздухе сразу в обозримом глазом пространстве».
В сентябре японцы совершили последний вероломный налет на советско-монгольские аэродромы, после чего затребовали мирных переговоров. За время боевых действий на Халхин-Голе, советская авиация выполнила 20524 боевых вылета. Японцы в воздушных боях, потеряли лучших своих летчиков-ассов. Это конечно деморализовало остальных пилотов, японская авиация к концу боевых действий стала действовать менее агрессивно и нагло. Пилоты стали избегать прямых столкновений с советскими истребителями, предпочитая совершать мелкие налеты на аэродромы и обозы.
Безусловно, численное превосходство в воздухе было за СССР, но это не было решающим фактором нашей победы. Японцы потеряли инициативу и не смогли правильно воспользоваться первоначальным перевесом и развить успехи первого летнего месяца.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.