Найти тему
Не Лев Толстой

Гибель эскадры адмирала Шпее

Я продолжаю рассказывать о морских сражениях, кому интересно можно прочитать в статьях: Ютландский бой, Цусимская катастрофа, Неуловимая Владивостокская эскадра - невидимка, Бой в Желтом море, Ход конём адмирала Краббе, История крейсеров,Таллинский переход.

В 1884 году быстро развивающаяся Германия для обеспечения своих интересов в Азиатско-тихоокеанском регионе сформировала эскадру боевых кораблей, её официальное название — Германская Восточно-Азиатская крейсерская эскадра ( "крейсерская эскадра").

Состав эскадры Шпее в 1914 году

К началу Первой мировой войны в 1914 году крейсерской эскадрой командовал вице-адмирал Максимилиан фон Шпее (1861-1914), возглавлявший её с 1912 года.

Creative Commons
Creative Commons

Лёгкий крейсер "Лейпциг"

Эскадра состояла из:

1) Двух броненосных крейсеров: "Шарнхорст" и "Гнейзенау"

2) Бронепалубных крейсеров: "Эмден", "Лейпциг", "Нюрнберг", впоследствии к ним присоединился крейсер "Дрезден".

3) Четыре канонерские лодки типа "Илтис"

4) Два эсминца:" Таку" и"S-90"

5) Минный заградитель "Лаутинг" Однотипные броненосные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау"—это самые знаменитые германские крейсера Первой Мировой, они имели следующие технические данные:

Водоизмещение: свыше 11000 т. ;

Скорость: 22.5 узлов

Размеры: 143×21 м

Броня: пояс 150мм, казематы 100мм, башни орудий 170мм, рубка 200мм,

палуба 25 - 50мм

Вооружение: 8 орудий 210мм, 6 - 150мм, 18 - 88мм, 4 торпедных аппарата, 4 пулемета

Бронепалубный крейсера в эскадре были трех типов:

Типа "Дрезден" : "Дрезден" и "Эмден".

Технические данные:

Водоизмещение: 4200 т. ;

Скорость: 24 узла

Размеры: 117*13 м

Броня: от 20мм(палуба) до 100мм(рубка)

Вооружение: 10 орудий 105мм, 8- 52мм, 2 торпедных аппарата

Типа "Кенигсберг" - "Нюрнберг"

Технические данные:

Водоизмещение: 4000 т. ;

Скорость: 23 узла

Размеры: 117*13 м

Броня: от 20мм(палуба) до 100мм(рубка)

Вооружение: 10 орудий 105мм, 10- 52мм, 2 торпедных аппарата

Типа "Бремен" - "Лейпциг"

Технические данные:

Водоизмещение: 3800 т. ;

Скорость: 22 узла

Размеры: 111*13 м

Броня: от 20мм(палуба) до 100мм(рубка)

Вооружение: 10 орудий 105мм, 10- 37мм, 2 торпедных аппарата

Начало войны

Базой эскадры являлся китайский (под немецким контролем) порт Циндао.

В начале войны эскадра крейсеров совершала рейд по германским колониям в Тихом океане, адмирал Шпее находился на острове Понапе (Каролинские острова).

Предвидя начало войны Шпее оставил канонерские лодки и миноносцы в Циндао(Китай).

Уже 13 августа Адмирал созвал совет командиров эскадры на нем было принято решение идти в Чили, так, как чилийское правительство всегда поддерживало Германию.

Командир крейсера "Эмден" Карл фон Мюллер,настаивал, что больший ущерб противнику можно нанести, действуя в Индийском океане и предложил отправить свой крейсер в самостоятельное плавание в этот район. Его предложение было принято.

Поход крейсера "Эмден"

Уже 4 августа 1914 года «Эмден» догнал и заставил остановиться пароход русского Добровольного флота «Рязань» с 80 пассажирами.

Параход был уведен в Циндао.

Несмотря на этот успех «Эмдена», фон Шпее полагал, что основные силы эскадры должны сменить район действий, совершив переход в юго-западную Атлантику, поскольку в зоне Индийского океана находится слишком много британских, французских и русских боевых кораблей. Карл фон Мюллер все же настоял на отправке "Эмдена" в Индийский океан.

Совершив переход в Индийский океан, фон Мюллер приступил к действиям. В считаные недели «Эмден» стал настоящим кошмаром для союзников. Он захватил 23 торговых судна принадлежавших Великобритании и её союзникам.

22 сентября «Эмден» подверг обстрелу один из крупнейших портов Британской Индии Мадрас. Приблизиться на дистанцию пушечного выстрела немцам удалось, замаскировав свой крейсер под английский при помощи фальшивой четвертой трубы.

Разрушения, произведенные 130 залпами, были очень серьезны: выгорели запасы нефти, были уничтожены паровые коммуникации порта и линии телеграфа. В Мадрасе началась паника, европейцы стремились как можно скорее уехать.

28 октября "Эмден" подошел к порту Пенанг на одноименном острове в Малаккском проливе.

На рейде среди прочих кораблей находился русский бронепалубный крейсер «Жемчуг», в свое время переживший Цусимское сражение. Эмден» атаковал русский крейсер торпедой, а затем открыл обстрел из орудий. Попытка оказать сопротивление со стороны команды «Жемчуга» успехом не увенчалась. Немцы использовали вторую торпеду, в результате попадания которой «Жемчуг» разломился пополам и затонул в течение нескольких минут. 82 русских моряка погибли, 115 получили ранения. Выходя из порта, «Эмден» потопил преследовавший его французский эсминец «Мушкет».

Рейд «Эмдена» закончился 9 ноября: он был потоплен у Кокосовых островов в бою с австралийским крейсером «Сидней».

Действия основной эскадры Шпее

Расставшись с «Эмденом», эскадра направилась к островам Самоа, надеясь обнаружить там противника. Фон Шпее приложил все усилия к тому, чтобы не попасться английским перехватчикам, для чего запретил передавать сообщения по радио и даже выбрасывать с кораблей мусор. 22 сентября корабли адмирала фон Шпее обстреляли город Папеэте во Французской Полинезии. Затем эскадра прибыла к острову Пасхи, где к ней 12 октября присоединились крейсера «Лейпциг» и пришедший из Атлантики «Дрезден». Далее эскадра отправилась в Чили.

Сражение при Коронеле

14 сентября контр-адмирал Крэдок, командующий британскими кораблями у восточного побережья Южной Америки, получил приказ сосредоточить достаточные силы для встречи броненосных крейсеров Шпее.

В его распоряжении оказались броненосные крейсера «Гуд Хоуп» и «Монмут», лёгкий крейсер «Глазго», вспомогательный крейсер «Отранто» и старый броненосец «Канопус».

Кредок оставил «Канопус» в Чили, считая его лишней обузой.

1 ноября эскадры встретились у острова Коронель.

Скриншот
Скриншот

Германские крейсера, имевшие преимущество в скорости и артиллерийском вооружении, заняли благоприятную позицию и практически без потерь потопили броненосные крейсера «Гуд Хоуп» и «Монмут», вместе с которыми на дно ушли 1 654 британских моряка, включая адмирала Крэдока. «Глазго» и «Отранто» удалось уйти.

   В немецкий крейсер «Шарнхорст» попало два 102-миллиметровых снаряда с «Глазго» и один 76-миллиметровый с «Гуд Хоуп». Ни один человек из экипажа не пострадал. В «Гнейзенау» попало 4 снаряда, только одно из этих попаданий было существенным. Снаряд поразил барбет 210-миллиметровой башни, ее на несколько минут заклинило и начался пожар, 2 человека из команды «Гнейзенау» были ранены. В легкие крейсера попаданий не зафиксировано.

Фолклендский бой и гибель эскадры

По плану германского командования эскадра Шпее должна была пройти Атлантический океан с юга на север, попытаться прорваться сквозь британскую блокаду в Северном море и присоединиться к основным силам германского флота.

Почему Шпее решил напасть на Порт-Стэнли, базу британского флота на Фолклендских островах, где егодолжны были ждать крупные силы англичан?

Существует версия, что англичане, знавшие германский военно-морской код (полученный кстати с русской помощью) , послали фон Шпее фальшивый приказ о нападении на Порт-Стэнли. Кроме того, известно, что он получил ложное сообщение об уходе английской эскадры из Южной Атлантики в Африку для участия в подавлении восстания буров.

Скриншот
Скриншот

7 декабря в Порт-Стэнли прибыла английская эскадра под командованием адмирала Стэрди. В неё вошли :

—2 линейных крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл».

— 3 броненосных крейсера: "Карнарвон", "Корнуол" и "Кент"

— 2 лёгких крейсера: "Бристоль" и "Глазго" (старый знакомец)

— опять старый знакомец "Канопус"

На следующий день к Порту-Стенли подошли германские корабли (вся эскадра из 5 вымпелов). Они были встречены эскадрой из восьми превосходящих их в скорости и вооружении судов.

Creative Commons
Creative Commons

В бою, состоявшемся 8 декабря, были потоплены крейсера «Шарнхорст», «Гнейзенау», «Лейпциг» и «Нюрнберг». Погиб и сам фон Шпее с двумя сыновьями. Уйти удалось лишь крейсеру «Дрезден» и госпитальному судну «Зейдлиц».

«Зейдлиц» ушел в нейтральную Аргентину, там он и был интернирован.

«Дрезден» вернулся в Тихий океан, где был уничтожен около чилийского побережья 14 марта 1915 года в бою с английскими крейсерами «Кент» и «Глазго». На крейсер к слову проходил службу адмирал (тогда ещё лейтенант Канарис.

Не Лев Толстой