Продолжение.
В романе "Туманность Андромеды" ученый и писатель-фантаст фактически преставляет свое понимание бесклассового, коммунистического будущего человечества.
Иван Ефремов совершенно искренне верил, что такое светлое будущее когда-нибудь наступит. Он доказывает, что к этому ведет научная логика всего пути предыдушего развития земной цивилизации.
При этом Ефремов в своем романе намечает далекие перспективы астронавтики, кибернетики, биохимии, медицины, убедительно показывая будущую победу человеческого разума над косными силами мироздания, и прежде всего - над веременм и пространством.
Величайщие завоевания науки и техники будущего представлены писателем-фантастом в прямую зависимость от социального прогресса.
Ефремов впервые попытался нарисовать широкую и разностороннюю панораму высокоразвитого бесклассового общества, объединяющего все чедлвечество. И в этом его главная заслуга.
По охвату научного материала "Туманность Андромеды" - произведение почти энциклопедическое. Автор стремиться проникнуть во все сферы общесьтвенной жизни: человеческих отношений, науки, техники, философии, педагогики, психологии, морали, искусства.
Исходя из известной формулв К. Мркса - коммунизм равен гуманизму, - Ефремов выводит целую галлерею образов людей, действительно высокогуманных, органически сочетающих свои личные интересы с интересами общества, достигших полной гармонии в духовном и физическом развитии.
По мысли Ефремова идеально построенное коллективное воспитание - единственно правильный путь воспитания нового человека. Поэтому так много внимания уделяется системе обечения подрастающего поколения от школы первого цикла до труднейшего экзамена на право вступить в жизнь ее полноценным творцом.
Когда труд перестает быть необходимостью и становится естественной потребностью, доставляющей радость и наслаждение, человек вырывается из плена узкой спциализации.
В будущем, в Эру Большого Кольца, за долгую жизнь каждый успевает получить высмшее образование по нескольким специальностям, меняя род работы согласно своим внутренним потребностям.
Несмотря на обилие материальных благ, люди не мыслят нормальной жизни без раз разностороннего созидательного труда. "Мечты о тихой бездеятельности рая, - говорит психолог Эвда Наль, не оправдались историей, ибо они противны природе человека-борца".
Высшая фаза бесклассвого общества по Ефремову - это не "машинный рай", где только нужно "нажимать кнопки".
Изображенное Ефремовым общество могло бы полностью отказаться от применения простого физического труда.
Однако автор не перестает настаивать на биологической необходимости. физической активности. Ведь физическая работа не только дает разрядку организму от интеллектуального напряжения, но и вместе со спортом дает закалку организму в борьбе с различными испытаниями.
Новаторство Ефремова заключается также и в том, что он первым попытался взглянуть в грядущее не глазами своего современника, а стать современником людей, о которых он пишет, как-бы показать мир будущего изнутри, бросить взляд из будущего в прошлое,
Поэтому его героям, живущим спустя, по крайней мере полутысячи лет после нас, нет необходимости удивляться достижениям созданной ими техники и победам в космосе. Вместе с новым уровнем науки и техники меняются и масштабы деятельности.
По иному видиться отношение к делам на Земле, иначе выстраиваются планы освоения вселенной. При этом искусство вместе с наукой участвует в преобразовании человека и окружающего мира.
Читая роман, постепенно осваиваешься с законами этого необычного мира, начинаешь верить в него и подходить к нему с теми мерками, которые установлены самим автором, соглашаешься со всеми причинами и следствиями, логически вытекающими из принятых изначально допущений автора.
С 1957 года, то есть с года выхода в свет, роман "Туманность Андромеды" оброс огромным объемом критической литературы и подробными комментариями, как в нашей стране, так и за рубежом.
Даже западная пресса не обошла виманием "утопический роман" советского писателя, отметив его гуманистическую направленность и "прозорливое предвидение лучшего будущего" человечества (!).
Изданная в 1970 году во Франции десятитомная серия "Шедевры мировой фантастики" открывается ефремовской "Туманностью Андромеды".
В творчестве Ефремова советская фантастика, как человековедение, впервые становится "человечествоведением будущего"!
Масштабность нарисованных авторм картин всепланетного охвата, наполненных к тому же космическим видением мира, сочетаются у Ефремова с идейным походом к представлениям писателя-фантаста.
Материалист по глубокому убеждению, диалектик по методу мышления, Ефремов решительно боролся с произвольными социололгическими построениями западных "футурологов" ("национальный социализм", "конвергентное общество", "постиндустриальное общество" и пр.)
С этой точки зрения "Туманность Андромеды" и другие футурологические повести Ефремова безусловно выдержали испытание времени и не утратили своей актуальности.