Найти тему
История для всех

Эллинизм: понятие и общая характеристика эпохи

Греческая цивилизация в IVв. до н.э. и предпосылки складывания эллинистической государственности. В первой половине IV в. до н.э. греческий мир вступил в новый период своей истории, который исследователи называют эпохой кризиса полиса. С одной стороны, он был вызван небывалой по продолжительности внутригреческой войной, «Пелопонесская война», длившаяся с небольшим перерывом 431 по 404 гг. до н. э., стала настоящей мировой войной в масштабах греческого полисного мира. Они привела к колоссальным изменениям в политической и социально-экономической жизни греческих городов государств. Прежде всего, бросается в глаза необычная для греческой истории продолжительность войны – 27 лет. Этим она разительно отличается от кратковременных, сезонных по своей сути войн предшествующего времени. Западный исследователь В.Д. Хэнсон в своей работе 2005 года называет ее «войной, не такой как другие». Проявления кризиса полиса были различны, как различны были и их масштабы в разных полисах. Одним из основных проявлений стала утрата связи граждан полиса с землей. Главным видом богатства постепенно становятся деньги. Их роль росла и в связи с интенсификацией денежного обращения в результате развития торговли, и с нуждами военных расходов. Другим проявлением кризиса полиса стало нарушение однородности гражданского коллектива. Средняя прослойка населения, являвшаяся основой стабильности полисов, постепенно сокращалась. Происходил довольно ощутимый процесс поляризации богатства и бедности, что неизбежно влекло за собой социальные конфликты. Каждый из перечисленных факторов не был столь значительным, чтобы разрушить полис, и кризис в целом принимал затяжной характер. Однако более серьезным оказался кризис межполисных отношений, который привел к почти полному политическому хаосу в Греции.

На волне этого кризиса Греция оказалась беззащитной перед новой силой, поднимавшейся на севере – Македонским царством. Древняя Македония – государство, располагавшееся в центральной части Балканского полуострова. Ранняя история этого древнего государства известна достаточно плохо. Известно, что Македония, в отличии от Греции, никогда не знала полисной организации. Здесь правили цари из династии Аргеадов, считавшие своим предком Геракла, были сильны родоплеменные традиции. Мало что известно о происхождении самих македонян – одни ученые считают их греками, другие – народом смешанного происхождения. В течении долгого времени это было слабое царство, еле способное отбивать набеги соседних горцев. Все изменилось в 359 г. до н.э., когда к власти пришел царь Филипп II. За достаточно короткий промежуток времени он сумел превратить прежде слабую Македонию в сверхдержаву античных Балкан. Филипп создал новую профессиональную армию, умело используя достижения греков, фракийцев и скифов в области военного искусства. Так родилась знаменитая македонская фаланга и превосходная македонская кавалерия. Были в его армии и лучники, и разведчики, и инженерные войска. Филипп наладил управления страной, сумев подавить племенной сепаратизм. В течении 20 лет бесконечных военных походов с помощью оружия и подкупа он расширил границы своего царства. Филипп говаривал, что нет той крепостной стены, через которую не перешагнул бы осел, груженный золотом. В 338 г. до н.э. в битве при Херонее Филипп разгромил союзную греческую армию, однако не стал полностью подчинять себе всю Грецию. Он объединил полисы в союз, называемый «Коринфской лигой», главной целью которого считалось сохранение порядка в Греции (вводился запрет на межгреческие войны) и организация похода против Персии. Однако, выполнить эту задачу Филипп не успел. В возрасте 46 лет он пал от кинжала убийцы на свадьбе своей дочери. Следующим царем Македонии стал его сын Александр, которому в тот момент времени было всего 19 лет. Он с детства привлекал к себе внимание благодаря развитому не по годам интеллекту, бурному темпераменту и превосходным физическим данным. Уже в 16 лет он самостоятельно руководил военной операцией по подавлению восстания, а в 18 лет стал творцом победы при Херонее. Используя армию, созданную отцом, а также свое потрясающее дарование в области военного искусства Александр не только воплотил в жизнь замыслы Филиппа, но и далеко превзошел их. Высадившись в 334 г. до н.э. в Малой Азии, он в трех больших сражениях разгромил численно превосходящие армии персов. В 330 г. до н.э. династия Ахеменидов пала. Александр со своей армией дошел до Индии, однако после возвращения из индийского похода, в 323 г. до н.э., он умер в Вавилоне. К этому времени этот 33 летний человек был повелителем 80% известной грекам суши, территорий от Дуная до Инда, от Нила до Сырдарьи. Александр умер не оставив законного наследника. Своеобразными наследниками стали военачальники Александра, называемые в научной литературе греческим словом «диадохи», то есть наследники. Около 40 лет шли постоянные войны за наследство великого завоевателя, приведшие в результате к образованию т.н. «эллинистический государств».

Понятие «эллинизм». Термин «эллинизм» образован по правилам немецкой грамматики от древнегреческого глагола «подражаю грекам» и был введен в научный оборот в 30-х гг. XIX в. немецким ученым И. Дройзеном. С тех пор по сей день в науке не утихают дебаты по вопросам хронологии, географических рамок, содержания и значения эллинизма. Некоторые ученые вслед за И. Дройзеном рассматривают эллинизм как чисто культурное явление и в рамки эллинистического мира включают все области, где в античную эпоху обнаруживается взаимодействие эллинской, то есть греческой, культуры и местной восточной культуры. Другие придают эллинизму более широкую трактовку и прослеживают помимо общности в культурном развитии ряд характерных общих черт в формах политической организации и социально-экономических отношений. Много писали и спорили о сути эллинизма и в нашей стране. Дискуссия 1953 г. выявила разные точки зрения. B.C. Сергеев, С.И. Ковалев, А.Б. Ранович рассматривали эллинизм как более высокий по своему социально-экономическому, политическому и культурному содержанию этап древнегреческой истории, чем предшествующие периоды, видели наличие многих общих черт в эллинистических обществах и государствах. Однако время показало, что более прогрессивной была позиция К.К. Зельина, который понимал сущность эллинизма как конкретно-историческое сочетание древнегреческих и древневосточных элементов в каждой стране эллинистического мира. Однако во время дискуссий об эллинизме часто упускается из внимания факт, что государства, возникшие на руинах империи Александра, были образованы не греками, а македонянами, то есть представителями негреческой цивилизации. Французский историк Клоше отмечает, что и в само завоевание Азии вклад греков был относительно небольшим, в связи с чем этот исследователь предлагает использовать отказаться от термина «эллинизм» и использовать понятие «филэллинизм».

Традиционно эллинистический период начинаю с походов Александра Македонского, однако это весьма размытая отправная точка, так как походы длились без малого 11 лет. Наиболее оправданной датой начала эллинистической эпохи является 330 г. до н.э. – время окончательного свержения династии Ахеменидов. В эпохе эллинизма выделяют три периода:

1. 330 - 281 гг. до н. э. — образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов;

2. 280 г. до н.э.— середина II в. до н.э.— период зрелости эллинизма, создание социально-экономической структуры, государственности и культуры эллинизма;

3. середина II в. до н.э.—30 г. до н.э.— поздний эллинизм, кризис эллинистических государств и завоевание их Римом на западе и Парфией на востоке.

Несмотря на то, что в результате раздела империи Александра были образованы несколько государств, находящихся в разных регионах Европы и Азии, между ними было немало общего. Новые государства - эллинистической монархии, в политической сфере представляли собой своеобразное сочетание восточной деспотии, македонской монархии и полисной системы. Правители частей распавшейся державы Александра Македонского были македонянами и, став во главе вновь образованных государств, сохранили основные черты и структуры управления. Они являлись верховными собственниками земель по праву завоевания и обладали абсолютной властью, они обожествлялись и опирались на существующий бюрократический аппарат управления. Однако вновь созданные монархии уже не были прежними восточными деспотиями. От македонской государственной системы во вновь образованные государства была привнесена роль армии (а она по началу оставалась греко-македонской), участвовавшей в решении наиболее важных вопросов государственной жизни, и роль греко-македонской знати, из которой царь назначал на высшие должности в государстве и которая порой весьма существенно влияла на принятие государственных решений. Монархи уже не выступали по отношению к греко-македонскому населению в качестве столь же неограниченных властителей, как по отношению к местным жителям. Характерно, что в большинстве эллинистических государств вооруженные силы комплектовались именно из греков– граждан полисов, а не из представителей народов Востока. Интересно, что в Птолемеевском Египте даже существовало своеобразное разделение труда чиновников по национальному признаку: военно-политической властью в каждой области обладал стратег-македонянин, финансовые вопросы обычно находились в ведении грека, а гражданскими делами ведал номарх из местной знати.

Еще более интересным феноменом эллинизма было "перенесение" на восток греческого полиса, хотя и в совершенно ином качестве. В самом Египте существовало только три города греческого типа с полисным устройством, хотя множество полисов было во внеегипетских владениях Птолемеев. Зато в царстве Селевкидов - самом огромном из всех эллинистических государств - было создано в общей сложности около 70 полисов, и к ним типологически примыкали военные колонии, находившиеся вдоль границ и в неспокойных районах. Землю вновь образовываемому полису выделял царь, как верховный собственник, и эта земля делилась на наделы между гражданами. Эти участки находились в условном владении, так как за землю граждане были обязаны царю военной службой. Полисы пользовались довольно широкой автономией, в них существовало народное собрание, совет, система магистратур. При этом полис подчинялся не чиновникам, а непосредственно царю, и гражданский коллектив находился в тесной социальной связи с династией. Воспитание в этих полисах велось в духе греческих традиций, а граждане были носителями греческой культуры в самых далеких от Эллады регионах. Полисы занимали привилегированное место в общественной структуре государства. Но их роль не ограничивалась только военной службой царю.

Тем не менее, в отличие от полисов предшествующих столетий они не были независимыми государствами. Теперь у полисов был верховный правитель– царь. Как бы ни пытались эллинистические монархи затушевать этот неприятный для греческого свободолюбия факт, давая полисам различные привилегии, даруя им земли, населенные местными жителями, тем не менее новая реальность эпохи постоянно давала о себе знать: отныне полисы ни в какой мере не решали вопросы внешней политики и их гражданским коллективам доверялось лишь внутреннее самоуправление.

Птолемеевский Египет. Египет в эллинистическое время находился под властью династии Птолемеев (все без исключения цари этой династии носили имя Птолемей в память о своем родоначальнике Птолемее І, одном из активнейших участников войн диадохов). Царство Птолемеев по размерам было второй, а по политическому значению и экономическому могуществу, пожалуй, первой державой эллинистического мира. Оно оказалось и наиболее долговечным: последним пало под ударом римлян в 30 г. до н. э. (не случайно именно эту дату традиционно считают концом эпохи эллинизма).

В середине ІІІ в. до н. э. владения Птолемеев включали, помимо самого Египта с примыкающими территориями (Киренаика в Северной Африке, часть Эфиопии), также Палестину, Финикию, Южную Сирию, Кипр, часть прибрежных областей Малой Азии; под их контролем находились также многие острова Эгейского моря и черноморские проливы. Таким образом, Птолемеям, благодаря грамотной внешней политике, удалось утвердиться в важнейших, ключевых в стратегическом и экономическом отношениях регионах Восточного Средиземноморья. Столицей государства изначально был древний Мемфис, но уже при Птолемее I этот статус перешел к Александрии Египетской.

Основанная Александром Македонским в 332 г. до н. э. на узком перешейке между побережьем Средиземного моря и большим озером, обладавшая прекрасными гаванями и хорошо защищенная от нападений врагов, Александрия стала крупнейшим городом всего эллинистического мира. Население Александрии на рубеже нашей эры достигало 1 миллиона человек. Кроме столицы, в эллинистическом Египте было лишь два полиса греческого типа: Навкратис в дельте Нила, основанный еще в архаическую эпоху, и Птолемаида на юге страны. Правда, было достаточно много полисов во внеегипетских владениях Птолемеев. Но эти территории, в сущности, так никогда и не стали полноценными частями державы, оставаясь своеобразными «придатками».

Птолемеям досталось более «однородное» наследство, нежели Селевкидам. Они воцарились в регионе одной из древнейших мировых цивилизаций, в стране с моноэтничным населением и многовековыми традициями, существовавшими в политической жизни, экономике, в области религиозных представлений и культов. Греки и македоняне, поселившиеся в полисах, представляли собой лишь незначительные «вкрапления» в массе местных жителей – египтян. Эти специфические традиции образовывали некое устойчивое цивилизационное единство, сохранявшееся в течение тысячелетий, несмотря на все перипетии внешнего характера. Какие бы завоеватели – будь то эфиопы, ассирийцы или персы – ни овладевали территорией в долине Нила, эта страна по-прежнему оставалась все тем же «вечным Египтом», державшимся на устоях, заложенных еще древними фараонами.

Вековые устои не были в своей основе поколеблены и в эллинистическую эпоху. Наоборот, греко-македонские завоеватели, пожалуй, не столько приобщили Египет к своему образу жизни, сколько сами приобщились к египетскому. Особенно это видно на примере представлений о характере государственной власти. Птолемеи застали в Египте абсолютную монархию с обожествлением царей-фараонов, с их ничем не ограниченной властью над населением, с мощнейшим бюрократическим аппаратом. Все это было в полной мере перенято новыми властителями. Птолемеи, македоняне по происхождению и греки по образованию и воспитанию, приняли тем не менее титул фараонов. Со временем они согласились и с собственным обожествлением – не только посмертным, но и прижизненным. Они восприняли даже старинный египетский обычай, согласно которому фараон вступал в брак с собственной сестрой. Многие Птолемеи были женаты на сестрах, несмотря на то что с греческой точки зрения такие браки должны были представляться кощунством. Вряд ли где-нибудь еще в эллинистическом мире царская власть была столь же абсолютной и деспотичной, как в птолемеевском Египте.

В государстве Птолемеев наблюдалась также более значительная, нежели в любой другой эллинистической монархии, бюрократизация управления. Высшие придворные чины назывались «родственниками» и «друзьями» царя, хотя в действительности такое определение их отношений было лишь традицией. Из числа этих «родственников» и «друзей» назначались руководители основных ведомств, среди которых следует особо отметить диойкета, возглавлявшего финансовую систему государства. Царю и высшей бюрократии подчинялись многочисленные мелкие чиновники, осуществлявшие управление на местах – в административных подразделениях государства: номах (областях), топосах (районах) и комах (деревнях). Все это были должностные лица, назначавшиеся вышестоящими органами, отвечавшие только перед ними и получавшие от них разного рода распоряжения. Роль местного самоуправления была минимальной; некоторые его элементы существовали на территории Египта лишь в трех греческих полисах. Сельское же население, состоявшее из потомков древних египтян, находилось всецело на положении бесправных подданных.

Что же касается внеегипетских территорий, подконтрольных Птолемеям, то там правители проводили совершенно иную политику. За пределами Египта они выступали не как самовластные восточные деспоты, а как просвещенные монархи, опирающиеся в своей власти на гражданские коллективы полисов и уважающие их автономию, поскольку она не вступала в противоречие с высшим суверенитетом царя.

Естественным следствием доведенной до предела бюрократизации управления в государстве Птолемеев была подробнейшая регламентация всех сторон жизни. Особенно это относится к экономике Египта, существенно отличавшейся от экономики остального эллинистического мира. Верховным собственником всей земли являлся царь. Египетские крестьяне (царские земледельцы, как они назывались) считались арендаторами этой земли и вносили крупную арендную плату в натуральной форме. Она была столь значительна, что уместно говорить даже об изъятии чиновничеством у крестьян всего урожая, кроме минимума, необходимого для того, чтобы не дать умереть голодной смертью. Все отобранное у крестьян в качестве арендной платы (зерно, скот и т. п.), помещалось в государственные хранилища. В начале каждого нового земледельческого сезона крестьяне получали из этих хранилищ зерно для посева, орудия труда, рабочий скот, поскольку сами они всего этого не имели.

Ход сельскохозяйственных работ полностью определялся направлявшимися в деревни циркулярами, в которых было расписано буквально все – от набора посевных культур, которые необходимо высадить на том или ином участке, до сроков посева и жатвы. Государственное регулирование сельского хозяйства в совокупности с благоприятными природными условиями (плодородные почвы долины Нила) сделали Египет эпохи эллинизма исключительно богатой страной. Сокровищницы александрийских владык достигали колоссальных размеров. Но при этом в богатейшем государстве рядовой крестьянин жил в крайней нищете, поскольку у него изымали все, что могло бы принести доход.

Формально египетские крестьяне считались лично свободными, но на деле находились в полной зависимости от государственных структур. Именно в государстве Птолемеев особенно огромным был имущественный и социальный разрыв между греко-македонской верхушкой общества и массой местного населения. В Египте существовали бок о бок как бы два совершенно разных мира, которые не могли слиться воедино, но в то же время не могли и жить друг без друга. Часть своих земель цари уступали разного рода привилегированным лицам: чиновникам, жрецам, военным колонистам. На эти земли жесткая регламентация и бюрократический контроль распространялись в меньшей степени. На них могли даже возникать хозяйства античного типа, с широким использованием труда рабов. Впрочем, рабовладельческие отношения не являлись определяющим типом экономической структуры, характерной для эллинистического Египта.

Высокого развития достигло в Египте ремесленное производство, главными центрами которого выступали города, и прежде всего Александрия. По объему изготовления изделий из стекла и папирусных свитков, находивших широчайший сбыт во всем Средиземноморье, держава Птолемеев не имела себе равных в тогдашнем мире. Процветала и торговля, преимущественно морская. Удобно расположенный и имевший выход к двум морям – Средиземному и Красному, Египет поддерживал активные торговые отношения с государствами и Запада, и Востока, в частности с Индией.

Государство Селевкидов. Самым большим по территории из эллинистических государств было так называемое государство Селевкидов – по имени правившей монархией династии, основанной диадохом Селевком I Никатором. Селевку удалось объединить под своей властью большую часть земель, завоеванных Александром Македонским в Азии, основную территорию бывшей державы Ахеменидов. В период наивысшего могущества Селевкидов (в первые десятилетия III в. до н. э., при основателе династии) их владения охватывали Сирию (она была «ядром» государства, из-за чего в источниках оно иногда именуется еще Сирийским царством), Финикию и Палестину, часть Малой Азии, Месопотамию, Иран, юг Средней Азии. Таким образом, царство раскинулось от восточного побережья Эгеиды до границ Индии.

Впрочем, государство Селевкидов не всегда было столь грандиозным. В различные периоды в силу тех или иных внешних и внутренних обстоятельств оно то резко сокращалось в размерах, то вновь вырастало. Уже вскоре после смерти Селевка I в середине Ш в. до н. э. отпала Бактрия (на территории совр. Афганистана), и на землях этой восточной области возникло независимое Греко-Бактрийское царство. Примерно в то же время кочевники иранского происхождения создали свое государство в области Парфия (на территории совр. Ирана). Таким образом, Селевкиды потеряли значительную часть своих владений на востоке. На западе они терпели поражения в борьбе с Египтом.

Потомкам Селевка I пришлось отказаться от владений в Малой Азии. В результате восстания местного еврейского населения во главе с братьями Маккавеями стала свободной Палестина, где образовалось небольшое теократическое государство. Греко-Бактрия и Парфия вновь обрели независимость. Особенно опасными врагами оказались парфяне, поставившие под свой контроль Иран и Месопотамию. Ослабление государства Селевкидов усугублялось кровопролитной междоусобной борьбой за престол между членами правящей династии. В результате в последние десятилетия своего существования, в начале I в. до н. э., власть этого государства распространялось на одну лишь Сирию.

По своей внутренней структуре держава Селевкидов была самой неоднородной среди эллинистических государств. Не случайно она даже не имела собственного названия, а в международно-правовых актах обозначалась именем правящего царя («царь Селевк», «царь Антиох» и т. п.). Во многом она напоминала существовавшую прежде на той же территории персидскую державу. Под владычеством Селевкидов находились самые различные по уровню развития области. Там были и регионы древних восточных цивилизаций: Вавилония, Ассирия, Финикия, Персида, и земли племен, находившихся еще на стадии родо-племенных отношений (ряд территорий в Иране и Средней Азии), и многочисленные полисы, населенные прибывшими из Европы греками. Следует отметить, что во владениях потомков Селевка І полисов было намного больше (несколько десятков), чем в любой другой из эллинистических монархий. Полисы представляли собой один из главных структурных элементов государства Селевкидов, важнейшую опору власти его правителей. Их основание всячески поощрялось, цари даровали им разные привилегии.

Во главе государства Селевкидов стоял царь. Власть его была пожизненной, наследственной (хотя нередко случались государственные перевороты и конфликты между несколькими претендентами на престол) и практически абсолютной (во всяком случае, она не была ограничена никакими законами). Царь возглавлял гражданскую администрацию, являлся главнокомандующим вооруженными силами, верховным судьей. По сути дела, он считался даже олицетворением справедливости, от которого могут исходить только благие распоряжения. Кроме того, власть царя в государстве Селевкидов (как и всегда на Востоке) имела ярко выраженный сакральный характер. Монарх воспринимался как существо неземного порядка, как сверхчеловек, который становился предметом почитания, а подчас даже и обожествления.

Для эффективного управления государством при царе существовал достаточно большой бюрократический аппарат, отвечавший за сбор податей, функционирование судебной системы и др. Впрочем, ввиду огромных размеров царства, разобщенности его областей многие полномочия оставались в руках наместников, осуществлявших власть на местах (по образцу державы Ахеменидов государство Селевкидов делилось на сатрапии). В этом таилась определенная опасность сепаратизма.

Особый государственно-правовой статус имели греческие полисы, существовавшие на землях, подвластных потомкам Селевка І: они подчинялись непосредственно царю. Полисы сохраняли самоуправление во внутренних делах, систему традиционных органов управления и магистратур, владели прилегающими сельскими местностями; их граждане получали от царской власти разного рода привилегии, в том числе свободу от податей. Оказывая полисам разного рода благодеяния, монархи из династии Селевкидов воспринимали их как своих естественных союзников.

За пределами полисов лежали огромные пространства, населенные местными крестьянами, объединенными в общины. Они подвергались эксплуатации со стороны государства: платили в пользу царя налоги, выполняли различные повинности. Верховным собственником всей земли в государстве считался царь. Часть принадлежащих ему земельных богатств он передавал во владение полисам. Положение крестьян, живших на «полисных» землях, было наиболее тяжелым, поскольку им приходилось вносить подати и в царскую казну, и в казну полиса. Классическое рабство в государстве Селевкидов было распространено в меньшей степени, чем в Греции. Однако рабский труд использовался, особенно много рабов было в греческих полисах.

Балканская Греция в эллинистическую эпоху. Определенный интерес представляет рассмотрение путей греческой государственности в эллинистический период в самой Греции. Возникновение системы эллинистических государств превратило Грецию и Македонию в сравнительно второстепенный регион античного мира. Ядро Эллады в эллинистическую эпоху стало переживать упадок, связанный с массовым оттоком населения на восток, перемещением туда торговых путей и ростом новых экономических центров. Исторический опыт наглядно показал, что самостоятельное существование разрозненных полисов в условиях новой системы эллинистических монархий становилось практически невозможным, к тому же тенденции социально-экономического развития полисов требовали создания более широких государственных объединений. Поэтому в эллинистическую эпоху в международной жизни возрастает роль политических союзов греческих полисов, построенных на федеративных началах. Характерно, что инициатива образования таких федераций теперь исходила не из старых экономических и политических центров, а из слаборазвитых районов. К концу III в. до н.э. наибольшее значение приобретают Этолийский союз, который охватывал полисы почти всей Центральной Греции, некоторые полисы Пелопонесса и островов Эгейского моря, и Ахейский союз, включавший около 60 полисов и занимавший большую часть Пелопонесса. Для греческих союзов-федераций эллинистической эпохи были характерны: общесоюзное гражданство, общие законодательные и исполнительные органы, построенные по принципу представительства, наличие союзных законов, союзного суда и постоянного союзного войска. Центральная власть имела дело не только с целыми полисами, но и с отдельными гражданами, которые, в свою очередь, подчинялись не только законам своего полиса, но и общесоюзным законам. Свидетельством государственного единства можно считать и компактность территории: например, вступление в Ахейский или Этолийский союз было невозможно для территориально удаленных полисов. Любые попытки самостоятельных внешнеполитических акций полисов без санкций союзных органов рассматривались как незаконные и недопустимые. Вместе с тем, полисы-члены союзов могли издавать собственные законы, иметь свои политические институты, даровать гражданство иностранцам, заключать договоры с центральной властью в качестве равноправного партнера. В составе союзов полисы продолжали сохранять две главные функции государства: удержание в повиновении рабов и защиту населения от внешней угрозы, поэтому в союзах отсутствовал бюрократический аппарат, а армия формировалась из полисных ополчений.

Новый этап кризиса полиса был связан с появлением новых черт этого кризиса:

1. Исчезает от былого единства и сплоченности полисного коллектива: возникают очень крупные состояния, с одной стороны, и снижается жизненный уровень большинства граждан, с другой.

2. Исключительное право собственности граждан на землю становится преимущественным правом, а стабильность и замкнутость гражданских коллективов окончательно уходит в прошлое.

3. Оживление межполисных контактов и образование федераций ведут к обмену гражданством и постепенному отделению гражданских прав от земельной собственности.

4. В политической сфере происходит постепенное стирание разницы между олигархией и демократией, ввиду ограничения политических прав обедневших граждан.

Дальнейшая судьба греческих союзов была тесно связана с Македонией и Римом. Этолийский союз противостоял вначале Македонии и воевал на стороне Рима в I и II Македонских войнах, в 192 г. до н.э. этолийцы вступили в союз с сирийским царем Антиохом III и воевали против римлян, что способствовало упадку союза в виду успехов последних, пока в 146 г. до н.э. Этолия не стала римской провинцией. Ахейский союз фактически распался еще раньше в ходе экспансии римлян на Балканы и из-за внутренних распрей, но в 146 г. до н.э. после восстания союзников против римского господства был окончательно разгромлен римлянами. С этого времени Греция окончательно стала римской.