О том, что названа доля желающих иметь свой бизнес российских школьников.
— Мне трудно оценить достоверность данных исследования Maximum Education и ОНФ, поскольку нет информации о том, как была организована выборка, как появилась в качестве респондентов эта тысяча школьников, кто они. Поэтому мои рассуждения строятся вокруг достаточно общих трендов, зафиксированных этими данными.
Первый тренд. Это очевидный эскапизм школьной молодежи. Они не связывают свое будущее с государством, государственными структурами, мечтая начать свое дело.
Второй тренд — очевидная ориентация на ценности индивидуальной свободы — среди мотивов респонденты называют деньги, лидерство, свобода действий.
Третий тренд — высокий уровень космополитизма среди молодежи. 41% школьников, участников опроса, готовы вести бизнес за рубежом. Считаю, что это много, с учетом густо намешанного патриотизма в школьном образовании.
Общий вывод из результатов этого исследования я бы сделал совсем другой, нежели авторы. Современная школьная молодежь вполне готова жить и работать в постпутинской России.
Повторю, что я не знаю параметров опроса и условий опроса, возможно в самой методологии была заложена ошибка, серьезно повлиявшая на результаты. Но мне кажется, что авторы исследования этими результатами оказались в совсем другой парадигме, чем изначально задумывалось.
Александр Качкин
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии УлГУ, культуролог, социолог, политтехнолог, г. Ульяновск