1. "Мулан" - Ники Каро, 2020 год.
Вы слышали о таком режиссере как Ники Каро? Вот и я лучше бы не слышала. Не слишком длинная фильмография и, несмотря на вполне пристойные оценки на Кинопоиске, я никогда не слышала о таких фильмах как "Жена смотрителя зоопарка" или "Тренер". А уж фото для профиля на Кинопоиск выбрали такое, что кажется будто кто-то странно шутит... или страшной местью мстит за фильм "Мулан".
С "Мулан" случилось худшее, что только может произойти с фильмом. Фильм может быть спорным, может быть пустым, но красивым, может быть чудовищным шлаком, может быть снятым только для того, чтобы попасть в обзор BadComedian'а, но хуже всего если он вообще никакой. Пустой, как по форме, так и по содержанию. Как выкрашенная казенной зеленой краской стена. Такой фильм нельзя критиковать, как объект критики он даже не существует.
В "Мулан" нет ни юмора, ни экшена, ни красоты, ни экзотики незнакомой китайской культуры, хотя какой уж незнакомой, сами китайцы давно нас познакомили со своей культурой фильмами вроде "Дом летающих кинжалов" и "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". И в отличие от качественных китайских сянься-фильмов (это китайское фэнтези такое, если кто не в курсе), в "Мулан" никто не скачет по бамбуку, не летает на мечах, ни творит лютую акробатику в стиле "мое кун-фу лучше твоего кун-фу". Точнее потуги на это есть, упоминается даже некая ци (которую сценаристы, кажется, приравняли к тестостерону. Забавно, кстати выходит, если по фильму слово "ци" заменить на "тестостерон"). Но боевые сцены не смотря на применение этой мутной ци настолько скучные и вымученные, что смотреть на это физически больно. Нет, я серьезно, они просто отвратительно сняты и выглядят так дешево, что кажется, будто половину бюджета у них Бондарчук украл на продолжение своей эпопеи про водяных инопланетян. Связь с китайским мифом вообще ограничивается именем героини и местом действия, но о настоящей Хуа Мулань уже много где чего написали, можете почитать, если любопытно.
Сценарий - лютейшая муть, кто, что и зачем делает известно только сценаристу, но он, зараза такая, как собака, может и понимает что-то, но ничего сказать не может. Персонажи - картон, в первую очередь сама Мулан, которой кроме дежурной сценарной брони Мэри Сью не удосужились прописать вообще ничего (вообще она мне кого-то напоминает из другого творения Диснея, а Вам?). Конечно, в очередной раз завывать о том, что персонаж лишенный внутреннего конфликта, никогда не впадающий в заблуждение, не совершающий ошибок и не терпящий поражений, а стало быть лишенный глубины и подлинной человечности, бесконечно и неизбывно скучен бесполезно. Они знают. Им наплевать. Они уже давно придумали другие способы сбывать свой продукт зрителю. Ну, по крайней мере мои деньги они получили.
Единственное, что в фильме "Мулан" точно есть - это феминизм. Вот только зачем он, ведь Оскара все равно не дадут, в фильме нет ни одного негрогея!
4 из 10 и я даже картинками сопровождать это не буду, картинки будут слишком уж унылые.
2. "Сверкающие седла" - Мэл Брукс, 1974 год.
Пародийный вестерн. Гротескный балаган, под конец ломающий все, включая четвертую стену. Юмор тут, может и примитивный местами, зато смешной и безбашенный. Дуэт Кливона Литтла, в роли смекалистого чернокожего шерифа в городке населенном сплошь расистами, и Джина Уайлдера, в роли его волшебного помощника и по совместительству лучшего на всем белом свете стрелка, очарователен и обаятелен, чудо как хороши оба. Другие персонажи - доведенные до гротеска типажи и стереотипы из вестернов: певица из салуна, придурковатый губернатор, коварный и коррумпированный прокурор, мечтающий согнать жителей маленького городка с их земли, чтобы нажиться на строительстве железной дороги, сами жители этого городка и нанятые прокурором для непосредственной реализации их выселения бандиты. Еще есть индейцы.
Герой Кливона Литтла, в начале фильма - оборванный чернокожий работяга, машущий киркой на строительстве железной дороги, а после, волею судьбы и стечения обстоятельств, шериф маленького городка в неведомых американских ебе..., в отдаленной какой-то местности, на фоне окружающих его белых глупцов и ханжей выгодно выделяется умом и сообразительностью. Вооружившись этими своими чудесными качествами настоящего трикстера, а также помощью великолепного, хоть и немного спившегося стрелка, герой, попавший в весьма щекотливое положение между молотом и наковальней (если прокурор не повесит, так "благодарное" население вверенного его заботам городишки линчует за излишнюю смуглость), умудряется каждый раз ловко избегать опасности и с блеском преодолевать любые трудности. Наблюдать за этим интересно даже в плохом переводе и без тонкого понимания американской специфики, достаточно будет просто знать что такое вестерн и посмотреть хотя бы один.
Под конец абсурд достигает апогея, логика машет ручкой, в ходе масштабной драки всех со всеми ломается стена съемочного павильона и наступает хэппи-энд.
А еще там есть прикольная и запоминающаяся песня "Сверкающие седла", которую тоже сочинил Мэл Брукс.
7 из 10
3. "Под покровом ночи" - Том Форд, 2016 год.
Этот фильм по-настоящему хороший. Хороший и в визуальной части, и в сценарной, и по работе актеров. Фильм снят по книге, но я ни о ней, ни об авторе ничего не знаю и оно, наверное, к лучшему. Знание литературной основы всегда все портит. Увы.
А вот в фильме удалось очень неплохо раскрыть историю неудачного брака сразу на нескольких уровнях.
Уровень первый: о творчестве как акте психотерапии
Тяжело переживающий развод писатель сочинением романа о жестком убийстве на ночной техасской дороге пытается достичь катарсиса и закрыть уже этот чертов гештальт. Ему это удается.
Уровень второй: о конфликте матерей и дочерей
Главная героиня фильма, происходящая из богатой, консервативной и видимо республиканской семьи бунтует против матери и не хочет быть как она. В результате она выходит замуж за мужчину "не из их круга". За того самого писателя. Однако, как это часто случается в жизни, мама была права. Брак разваливается. Героиня сначала изменяет мужу, потом и вовсе, разведясь с ним, выходит замуж за любовника, человека более подходящего происхождения и материального статуса. Но второй брак тоже не приносит ей счастья, да и муж изменяет. Он, видимо, тоже республиканец.
Уровень третий: социальный
Кроме того, что в фильме показано как пагубно сказывается разница в социальном статусе любящих друг друга людей на их семейной жизни, там есть еще парочка весьма неплохих зарисовок о жизни американской богемы. Уж Том Форд знает цену богеме, ведь он - модельер.
У фильма достаточно сложная композиция. Все начинается с того, что бывший муж присылает героине тот самый роман об убийстве на шоссе. Героиня начинает его читать и дальше сцены из книги начинают перемежатся сценами из ее будничной жизни и флешбэками о семейной жизни с писателем. Когда она дочитает книгу иллюзии рассеются и ее жизнь рухнет, потому что к тому все шло уже очень давно. И вот в финале героиня собирается на свидание с бывшим мужем, наряжается, снимает кольцо (с явным намереньем изменить нынешнему мужу с бывшим, которому она в свое время изменяла с нынешним... вот это поворот), отправляется в ресторан, но он не приходит. Она остается одна у разбитого корыта своей жизни.
Кино получилось умное и живое. Его сюжет можно по разному крутить и разбирать. Например, важное значение имеет тот факт, что героиня могла стать художницей, она получила соответствующее образование и не была лишена таланта. Однако, посвятить себя творчеству, также как это сделал ее первый муж, она не смогла и выбрала более "безопасную" стезю искусствоведа. Ну а книга внутри фильма - это уже вообще, чистый психоанализ.
8 из 10
4. "Туз в рукаве" - Билли Уайлдер, 1951 год.
Фильм о свободных и правдивых СМИ в странах передовой демократии. Ну, почти.
Герой Кирка Дугласа, спившийся и спустивший в унитаз свою карьеру журналист из Нью-Йорка прибывает в провинцию, дабы поправить свои дела работой в каком-нибудь местном издании.
Довольно скоро удача улыбается ему. Какой-то местный лавочник, промышляя грабежом индейских захоронений, в карстовых пещерах попадает под завал. Рядовой, хоть и прискорбный случай. Но ушлый газетчик быстро раздувает это совершенно незначительное событие до масштабов национальной трагедии. И вот к злополучной пещере тянутся караваны зевак, кипит лоточная торговля, появляется даже передвижная ярмарка с аттракционами и настоящим чертовым колесом. Вся Америка с жадным любопытством наблюдает за процессом спасения, пожирает поп-корн и хот-доги. Вот только в действительности спасать бедолагу никто не торопится. Такой как есть, заваленный камнями в недрах пещеры, он многим оказался весьма полезен.
"Туз в рукаве" не только пасквиль на дурную, нечистоплотную журналистику. И беспринципный писака, намеренно затягивающий спасательные работы и подвергающий жизнь человека опасности, не единственный злодей. Ведь он - журналист, он обслуживает потребности общества в котором живет, его смрадный труд полезен политикам, готовым на что угодно ради поднятия своего рейтинга, и интересен публике, невежественной и неразборчивой в развлечениях.
Отдельного упоминания достойны прекрасно выписанные персонажи, может даже слишком контрастные и акцентуированные, но все равно органичные и понятные в рамках истории. Например, жена лавочника, которая терпеть не может мужа и пользуясь его заточением под горой намеривается сбежать, или молодой фотограф, подпадающий под обаяние героя Дугласа и готовый продать душу ради места на первой полосе, или честный и принципиальный редактор местной газеты, носящий подтяжки с ремнем - все они хорошо прописаны и профессионально сыграны.
Фильм непременно понравится любителям нуара и классического Голливуда.
7 из 10
5. "Ворон" - Алекс Пройас, 1994 год.
Несчастливая звезда взошла над фильмом, делящим название и готический дух со стихотворением Эдгара Аллана По. С самого начала "Ворона" преследовали несчастья, а вершиной им стала трагическая гибель во время съемок исполнителя главной роли - Брэндона Ли. Молодой человек погиб прямо во время съемок, по странному стечению обстоятельств бутафорский выстрел из пистолета оказался для него смертельным. Этот несчастный случай, как и сам фильм быстро обросли мистическим ореолом. И одной из самых вычурных теорий стало проклятье китайских мастеров, разозленных тем, что Брюс Ли, отец Брэндона, дескать посвящал в их тайные знания европейцев и вообще профанировал кун-фу. Брюс, кстати, тоже умер молодым, ему было 32 года. Брэндону - 28.
Но "Ворон", не смотря ни на что, был завершен. И история о мстителе с той стороны могильного камня стала культовой. "Ворон", снятый, кстати, по комиксу, являет собой отличный пример того, что история не обязательно должна быть сложной и какой-то по особенному глубокой, чтобы быть хорошей. История может быть очень простой, ее фабула может умещаться в два десятка слов, но это все равно будет хорошая история. Ясная, исчерпывающая, логичная и структурированная история. Ничего лишнего, ничего проходного, только нужные для конструкции элементы, поддерживающие друг друга и образующие единый узор, слово окно роза готического собора.
Кстати сказать, полная законченность этой истории исключила любую возможность создания сколько-нибудь приличного сиквела. А ведь попытки то были. Лично я считаю это признаком мастерства, хорошая история не имеет дыр и оборванных концов, она не нуждается ни в дополнениях, ни в продолжениях. К ней принципиально нечего добавить.
Если кто еще не знает сюжет, расскажу в двух словах.
В некоем странном параллельном мире, где преступность правил бал в городе, накрытом вечной ночью и нескончаемым дождем, бандиты жестоко убивают молодого музыканта и его невесту. Через год, в канун Дня Всех Святых парень восстает из могилы, чтобы призвать убийц к ответу.
Самобытный австралийский режиссер Алекс Пройас сумел придать этой истории форму мрачной готической сказки, полной жестокости, но, по-своему, романтичной и трогательной.
Я накидываю фильму один балл за атмосферу.
8 из 10
6. "Ад в Тихом океане" - Джон Бурмен, 1968 год.
Фильм о Второй Мировой войне. Тихоокеанский театр военных действий. Двое мужчин, американский и японский офицеры, оказываются заперты на крошечном тропическом островке посреди океана. Спасения ждать неоткуда.
Ли Марвин и Тосиро Мифунэ тянут на себе весь фильм. Кроме них и враждебной тропической природы в кадре ничего нет. Можно, конечно, сказать, что американец в фильме показан более комплиментарно, но это американский фильм, так что и ожидать иного было бы как-то неразумно. В то же время, хоть японец в своей самурайской воинственности и напоминает порой злую обезьяну, он хозяйственный и выживает на острове в строгом соответствии с составленной командованием инструкцией. Сбор дождевой воды, рыбная ловля, очаг, шалашик - все по Уставу. Американец же показан хитрецом, который не делая ничего самостоятельно, постоянно издевается над соседом по острову и пытается его обокрасть.
Доходящее до полного исступления противостояние двух столь не похожих мужчин, кризис и приходящее после него постепенное примирение с мыслью, что друг без друга им не выжить показаны Бурменом мастерски. Остров слишком мал, а шансов быть найденными хоть кем-нибудь не много. Единственный вариант для героев - совместными усилиями построить плот и попытаться добраться до другого острова, желательно более крупного и обитаемого. Особенно сложной ситуацию делает языковой барьер, американец не знает японского, японец не знает английского. Обмен информацией у них происходит исключительно через действия, которые, как известно, лучше всяких слов. В какой-то момент даже начинает казаться, что они говорят на одном языке.
В то же время, исследуя природу культурных барьеров между людьми, Бурмен в своем фильме пошел несколько дальше стандартной гуманистической формулы "все люди братья". Вот герои, много дней преодолевавшие океан на утлом плоту, уже совместно выпивают на руинах военной базы и кажутся друзьями, прошедшими вместе через настоящий ад, но уже в следующее мгновенье они вновь чужаки, непонятные и странные друг для друга. Даже столь суровые испытания не смогли полностью разрушить стены между ними.
Финальную точку в истории ставит авиабомба. Англоязычная Википедия утверждает, что у фильма есть и альтернативный конец. В нем бомбы нет, герои просто расходятся в разные стороны. Как ни крути, а финал не слишком оптимистичный.
"Ад в Тихом океане" не совсем обычный фильм о войне. Он не о героизме. Он не антивоенный. Он, упаси боже, не милитаристский. Он использует войну как фон, инструмент нагнетания ситуации и обострения конфликта. Люди разных культур ведь и в мирное время совсем не понимают друг друга.
8 из 10
Фигня месяца - "Мулан", денег то как жалко. Чтоб я еще когда нибудь...
Фильм месяца - "Под покровом ночи", фильм приятно удивил и оказался заменто лучше, чем ожидалось.