Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Почему на Руси считалось, что собаке не место в доме

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели! «Калейдоскоп истории и жизни» снова приветствует вас. Не забывайте ставить «лайки», репостить наши публикации и подписываться на канал, если заглянули к нам впервые.

В старину люди редко держали собак в доме: Бобикам и Жучкам во времена допетровской Руси полагалось жить в будке и охранять подворье.

Даже в 19 веке знатные господа нечасто приводили в свои апартаменты любимых псов, если только не хотели похвастаться ими перед другими помещиками, увлекающимися охотой.

Исключением были комнатные моськи, шпицы и болонки, составлявшие компанию скучающим барыням.

Все фото в статье взяты со свободных источников.
Все фото в статье взяты со свободных источников.

Но и на тех люди из более низких сословий смотрели пусть и снисходительно, но в то же время не без усмешек, не видя в крошечных собачках никакой практической пользы.

Как же на Руси относились в старину к содержанию собак в жилых помещениях и почему люди считали, что этим животным не место в доме?

Почему наши предки считали собак «нечистыми»

Раньше среди верующих было распространено убеждение в том, что собака - это животное, противное Богу, что она якобы нечистая и поэтому в жилище человека ей не место. И в Ветхом Завете действительно встречается это утверждение, автором которого является небезызвестный Моисей. Правда, этим же словом пророк называл и множество других животных. И вовсе не потому, что они были, по его мнению, грязными или больными. Для этого утверждения у Моисея имелись куда более веские причины.

Предположительно, он так пытался «излечить» еврейский народ от привычки поклоняться идолам. Все же помнят, что евреев Моисей выводил именно из египетского плена? А кому поклонялись древние египтяне? Правильно: не только богам с «человеческой» внешностью, но ещё и кошкам, крокодилам, ибисам, соколам, жукам, а также прочей живности. Был среди древнеегипетских богов и Анубис, похожий на пса или шакала.

-3

И Моисей, называя собак «нечистыми», скорее всего имел в виду не обычных животных, а египетских божеств, которые напоминали их внешне.

В более поздние времена, в частности, в Древнем Риме, крупных сторожевых собак держали во дворах в качестве охранников. С тех пор сохранилось немало старинных собачьих ошейников, украшенных инкрустациями и драгоценными камнями, которыми римляне «награждали» своих питомцев за особые заслуги.

Но даже при этом люди, жившие во времена Христа, относились к собакам как к помощникам и «тварям божьим», стоящим на несколько уровней ниже себя и потому ни в коем случае не пытались «очеловечивать» их.

Когда же христианство пришло на Русь, его принципы существенно повлияли на уклад жизни людей всех сословий. И хоть в старину на Руси у собак было немало «работы» (в том числе, пастьба, охрана скота, охрана подворья, охота, а на Севере — ещё и езда на собачьих упряжках), люди издавна старались придерживаться дистанции при общении со своими питомцами.

Так, даже в самые суровые зимние холода наши предки никогда не забирали Жучек и Шариков в дом.

В старину собака должна была находиться во дворе почти всё время.
В старину собака должна была находиться во дворе почти всё время.

Ну, максимум, разрешали им на время сильных морозов какое-то время пожить в сенях.

Даже в «Домострое» уделялось внимание вопросам содержания собак в доме и тому, как к ним следует относиться. К примеру, рекомендовалось не кормить скотину и собак из своей тарелки или чашки, а выделить им специальные миски, чтобы «не поганить» чистую посуду.

Наши предки верили, что собаке не место в доме ещё и потому, что там ставились иконы, рядом с которыми ей не следовало быть. Вот почему и священникам было запрещено освящать помещение, если в нём находится собака.

Даже само название животного, известного своей преданностью и верностью, в русском языке вскоре трансформировалось в ругательство. Как, впрочем, это случилось и с производными от него словами «пёс» и «кобель». И это - ещё не говоря о названии самки собаки, которое до сих пор у нас в стране многие люди приравнивают чуть ли не к нецензурному слову.

Кстати, непечатная лексика на Руси прежде так и называлась «пёсьей бранью». Люди считали, что тот, кто ругается матом, подобен собаке, которая не умеет разговаривать, а только лает. То есть, шума от такого человека много, да толку мало.

Правда ли, что церковь запрещает держать собаку в доме

По всей видимости запрет держать в жилом помещении собаку, относится к так называемым «околоцерковным преданиям». Ведь в Библии ни разу не говорится о том, что собаке в доме не место.

Запрета на содержание собаки в доме не было, но зато имелась давняя традиция, которой следовали наши предки.
Запрета на содержание собаки в доме не было, но зато имелась давняя традиция, которой следовали наши предки.

А выражение из Второзакония «Не вноси цены пса в дом Господа» может вовсе и не означать того, что Богу противны даже деньги, полученные от продажи «нечистой» собаки. Возможно, автор этого изречения наоборот хотел подчеркнуть, что Господь высоко ценит собачью преданность и её бескорыстную службу людям. И как раз потому, что продажа собаки в глазах Бога равнозначна предательству, Он и не приемлет подобных пожертвований.

Да и другое библейское выражение - «не давайте святыни псам» тоже не является выражением негативного отношения к собакам и означает всего лишь то, что людям не следует совершать глупых и бессмысленных поступков.

Но это и так понятно, без всяких запретов: собака, оказавшаяся в церкви, может почувствовать себя неуверенно в непривычной обстановке в окружении множества незнакомцев. Начнёт выть, лаять, метаться, искать выход из помещения, тем самым мешая людям и нарушая своим «непристойным» поведением благостную атмосферу в храме.

Вот и получается, что церковного запрета на содержание собаки в доме или квартире, нет и никогда не было. Была давняя традиция, которой в России до сих пор ещё следует много людей, особенно, живущих в деревнях.

Вместо заключения

И всё же некоторым современным владельцам собак было бы нелишним хоть иногда вспоминать заветы предков, считавших, что пёс — не человек и не божественная сущность, и потому не нужно приравнивать его к людям.

Конечно, нужно любить своего питомца и заботиться о нём. Только вот не следует кормить собаку из своей тарелки и разрешать ей спать на кровати. Гораздо благоразумнее выделить питомцу уголок в квартире, оснастив его комфортной лежанкой. А вместо человеческих тарелок предложить ему прочные и удобные миски, предназначенные специально для собак.

-------------

На этом пока всё. Если вам есть, что сказать по поводу данной публикации, не стесняйтесь оставлять свои комментарии к ней.
А пока - до новых интересных встреч на канале «Калейдоскоп истории и жизни»!

-6