Найти тему
Hi-Hume Journal

Граждане мрут как мухи, так их программирует российское общество

«Новых старших» нужно сделать высшей ценностью, как аксакалов, а пенсионный возраст отомрёт


Международное исследование «Глобальное бремя болезней»
показало, что в России самая короткая продолжительность здоровой жизни в Европе. Правительство России вдвое ухудшило прогноз сокращения населения страны: на 1,2 млн к 2024 году. Проблема не сводится к качеству медицинских услуг, считает футуролог Сергей Переслегин: виноваты информационные установки на раннюю смерть граждан. Нужно превратить здоровых долгожителей из тяжкой обузы в ценнейший ресурс для общества.

ПЕНСИОНЕРЫ − НЕ «ЛИШНИЕ ЛЮДИ»

В России возможно, ещё на три-четыре поколения, сохраняются традиции СССР. Был подробно прописан образ жизни и только две причины смерти, героические: на поле боя или за рабочим станком, столом. Вариант обычной смерти, от старости, в советской культуре для мужчин не предусматривается.

Советский, русский мужчина, прекращая работу, активную деятельность ощущает себя не нужным не только миру, но и самому себе. Для мужчин остаётся старость, мало того, что бедная, так и лишённая серьёзного содержания. Удивительно не то, что они умирают, а то, что продолжают жить.

Вот пример: в 1990-е годы командира подводной лодки уволили с флота. Он начал торговать унитазами, так же хорошо, как привык делать всё. Стал преуспевающим предпринимателем, купил квартиры-машины и всё прочее, что хотелось, себе и детям.

Тогда выяснил: налаженный бизнес в его судьбе никак не заменяет защиту Родины. Сидит в большой великолепно обставленной квартире, пьёт самую дорогую в мире водку и говорит: когда же я, наконец, сдохну. Это, заметьте, при варианте успешной самореализации.

НОВЫЙ СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

Перечисленные грани проблемы старшего поколения, возраста больше 65 лет, можно свести к решению одной общей задачи. Как снова включить это поколение в производственную, общественно необходимую деятельность? Утрачивается само понятие пенсионного возраста. Для осуществления требуются совсем другие, новые социальные институты.

Издревле известно возрастное деление: младенец, ребёнок, подросток-юноша, взрослый, старый. Пока средняя продолжительность жизни составляла 60 лет, такое деление работало. После увеличения этого порога появилось поколение ещё не старое, но уже явно перешагнувшее порог «взрослости».

Пока соответствующих новому возрасту социальных институтов нет, люди, достигнув его, будут жить плохо, умирать. Силы этих людей нельзя будет применить, напротив, придётся тратиться на их обеспечение.

Поэтому придётся описать ещё один человеческий возраст, соответствующий ему тип деятельности. Для этого нового возраста нужны социальные институты, для которых аналогов пока нет. Раньше такого возраста просто не было.

Для человеческого капитала необходима понятная задача: управление судьбой человека после окончания официального рабочего возраста. Заниматься этим придётся, потому что в России проблема стоит остро.

Источник: Hi-Hume Journal

Иллюстрация: коллаж Давида Шухера

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц