Найти тему

Посадка на Су-9, от первого лица

Посадка в Алма-Ате

Рассказ выпускника АВВАКУЛ - 1976 года, Анатолия Джураева.

Су-9 (по кодификации НАТО: Fishpot, Верша (рыболовное орудие)- советский однодвигательный всепогодный истребитель-перехватчик. Один из первых советских самолётов с треугольным крылом и первый в мире истребитель-перехватчик, созданный как составная часть единого комплекса перехвата.

Самолет Су-9
Самолет Су-9

Было это 26 февраля 1979 года, по плану ЛТУ (летно-тактическое учение) наша АЭ на самолетах Су-9, в составе 3-х звеньев, это 12 экипажей, должна выполнить контрольные перехваты и сесть на аэродроме маневра. Задачу выполнили, полетели на Алма-Ату. Погода по маршруту была отличная, на высоте 11000 м. небо почти всегда голубое, туда редко-редко поднимается мощная облачность, ну а перистые облака почти не в счет. На посадку заходили в следующем порядке: первым шел командир эскадрильи майор Абдрафиков Х. Ф., за ним замполит аэ майор Сидоренко А.И., потом замком аэ Володя Небыков, 4-го летчика не помню, потом мой командир звена Серега Рыльков, потом я, кто за мной шел - уже не помню. Интервал на посадочном курсе между экипажами 1,5-2мин, это 10-12 км. Начал снижение и вот тут понял обманчивость видимости. Чем ниже снижаешься, тем хуже горизонтальная видимость, это одно из погодных явлений, которые нечасто встречаются, т.е. сверху с 10-11км земля хорошо видна, а по горизонту дымка сгущается и реальная видимость уменьшается в 2-3 раза. Начинаю настраивать АРК-5 (автоматический радиокомпас) будь он неладен, кручу ручку точной настройки правой рукой (пульт был установлен на правом борту кабины), левой рукой управляю самолетом, кошу глазами на шкалу этого недоделанного АРК, смотрю частоту радиостанции, слушаю, что творится в воздухе и на посадочном в частности. И вдруг слышу (позывной не помню): «… ухожу на второй круг!». Про себя думаю: «Халим, на второй ушел», анализировать, почему ушел некогда, продолжаю крутить АРК. Ищу позывные ДПРМ, слушаю эфир и: «… ухожу на второй круг!». Сидор тоже ушел на 2-й круг, а стрелка АРК по-прежнему в свободном вращении, пытаюсь визуально определиться, где я? По-прежнему кручу ручку АРК, команд руководителя зоны посадки нет, гражданские РЗПэшники в процесс захода и снижения на посадочном почему–то никогда не вмешивались и не руководили нами. А это о-о-очень великая вещ, грамотный и подготовленный руководитель зоны посадки. За Сидоренко на 2-й уходит Небыков, потом 4-й, за ним Рыльков, в общем, все кто были передо мной, все ушли на 2-й круг.

Истребители-перехватчики, самолет Су-9
Истребители-перехватчики, самолет Су-9
-3

Одним словом иду на посадочном, стрелка АРК качается то вправо, то влево. 15гр - 345гр. и я за ней. А скорости у Су-9 на посадочном не шуточные. Если мне не изменяет память, ДПРМ (дальний) при заходе на посадку проходишь на 500 км/ч, ближний 450, к точке выравнивания держишь 360, обороты двигателя не меньше 85%, с тормозными щитками, чтобы ленты перепуска не открылись. В общем иду на посадочном, точнее качает меня от посадочного вправо-влево, и тут в голове забилась мысль как потом оказалось от лукавого. У меня ж перо уже выросло! и я решил утереть нос моим старшим товарищам, показать класс: «Вы не смогли с первого захода зайти и сесть, а я смог, вот я какой!!!». В очередном перекладывании самолета за гуляющей стрелкой АРК я увидел прямо под собой домик ДПРМ, а проходил я над ним с отклонением от посадочного курса градусов 25-30 на высоте как положено 300м, перекладываю самолет, но не учел, создал слишком большой крен, опять промахнулся. Наконец увидел начало полосы, а у меня угол отклонения от ПК 30 градусов, (вот тут бы вмешаться руководителю полетов и дать команду на уход на второй круг, но видимо он сам не видел заходящие на посадку самолеты). Высоты уже почти нет и маленькая скорость, тянуть ручку нельзя, а самолет так медленно подходит к ПК, выскакиваю на полосу с ошибкой 10-15гр. Даю левую ногу почти до отказа. Я так исправлял ошибку на Л-29, но там прямое крыло, а здесь стреловидное. Су-9 начал доворачиваться к осевой ВПП и крениться вправо, угол крена достиг 90 гр. Я ставлю педали нейтрально, ручкой влево убираю крен, но всё же правой законцовкой крыла цепляю за бетон. Самолет тут же приземляется на правую сторону ВПП и несется вправо от осевой с отклонением 15гр. Двигатель на стоп, самолет несется по каким–то буграм, скорость то была порядка 360-400. Меня как куклу в кабине так швыряет и мотает, что я на кнопку (или там стоял тумблер не помню) тормозного парашюта попасть не могу. И при каждом очередном прыжке и подбросе в голове: «Ой, мама!».

По ходу движения, точнее вдоль полосы, была выкопана траншея не очень большая под кабель. Попадаю в неё, шасси долой. Смотрю, несусь на стоянку Ил-20, с неё техники врассыпную. Самолет на последнем вздохе выскакивает на бетон, проползает энное количество метров и останавливается. Всё! Вокруг мертвая тишина, только из глубины самолета какие-то звуки булькающей жидкости, останавливающейся турбины и ещё чего-то.

-4

Я чуток посидел, думаю надо выбираться, а то вдруг керосин загорится, дергаю ручку открытия фонаря. Но, не тут то было, фонарь сантиметров на 10-15 сдвинулся и дальше не идет. Как потом оказалось, самолет за кабиной переломился и задравшаяся обшивка не давала открыть фонарь. Вот тут я запаниковал, голыми руками остекление не разобьёшь, на фонаре было толстое стекло, особенно лобовой сектор. Не знаю, может через 5-10-15мин появился техник с Ил-20, здоровый такой розовощёкий парень. Подошел, заглядывает в кабину, видит что живой, молча уходит. Мне из кабины ничего особенно не видно. Спустя ещё минут 5 подходит, точнее я услышал, что курочат сзади фонаря кабины Потом ещё подошли двое, потом ещё, в общем эти ребята возились минут 20-25, прежде чем открыли фонарь. Вышел я весь такой, никакой. Ни одной царапины, самолет - в дребодан.

А дальше: верхи сказали надо, низы сказали есть! Самолет восстановили якобы, а потом потихоньку списали.

Подписывайтесь на мой канал. Буду вам очень благодарен.

Буду писать дальше. У меня есть о чем и о ком рассказать. Всем хорошего дня.

Спасибо всем, если подпишитесь или поставите значок понравилось.