Идея установки 76-мм дивизионной пушки ЗиС-3 на самоходное шасси была реализована советскими конструкторами летом 1942 года в виде САУ СУ-76, которая после многочисленных доработок летом 1943-го стала поступать в войска. Самоходка получилась простая и дешевая, что позволяло запустить ее в массовое производство. Но Главному артиллерийскому управлению РККА нужно было что-то еще проще и еще дешевле, чтобы обеспечить самоходной артиллерией не только мотомеханизированные соединения, но и матушку-пехоту.
Осенью 1943 года основные требования к новой САУ были оформлены и переданы в КБ завода № 38 в г. Киров. По документам проект проходил под двумя названиями: «Общевойсковая самоходная артустановка» (ОСА-76) и «Облегченная самоходная установка» (ОСУ-76). Как и при создании СУ-76, конструкторы не стали изобретать велосипед, по максимуму используя узлы и агрегаты танков Т-60 и Т-70, которые, в свою очередь, широко заимствовали от советского автопрома. Двигатель ГАЗ-М мощностью 50 л.с. самоходка получила от «полуторки», катки и торсионную подвеску от Т-60. В мае 1944 проектные работы были в целом закончены, для проведения испытаний было построено три, по другим данным пять экземпляров.
По компоновочной схеме новая САУ напоминала СУ-76 – моторное отделение спереди, боевое отделение, прикрытое броней с трех сторон, сзади. Но значительно уступала последней в габаритах и массе: 4,2 т против 11,2 т. Экипаж из трех человек: командир-наводчик, механик-водитель и заряжающий. По шоссе могла развивать скорость 41 км/ч, запас хода – 220 км. Лоб рубки имел броню в 10 мм, остальное бронирование – 6 мм. Боекомплект – 30 снарядов.
Испытания, проведенные летом 44-го, произвели очень благоприятное впечатление на военных. Но были отмечены и недостатки, основным из которых стала неустойчивость при стрельбе – сказались небольшие размеры и вес. ЦАКБ, возглавляемому В.Г. Грабиным, было поручено изучить вопрос о возможности снижения энергии отката пушки ЗиС-3. Заводу № 235 предлагалось и вовсе создать новое 76-мм орудие с баллистикой ЗиС-3, но меньшим откатом.
За устранением недостатков прошел 1944 год, начался 45-й. Руководству страны и вооруженных сил уже было ясно, что скоро все закончится, повоевать новая САУ не успеет. А какого оружия потребует мирная жизнь – еще не понятно. Поэтому в серию ОСУ-76 решили не запускать. Но наработки даром не пропали: уже после войны опыт был применен при создании авиадесантных САУ АСУ-76 и АСУ-57.
Фото из открытых источников