К выходу документального фильма «Бэнкси. Расцвет нелегального искусства» рассказываем о нем и о других фильмах о современном искусстве и современных художниках.
16+
«Марина Абрамович: В присутствии художника», 2012
Лента Мэттью Эйкерса и Джеффа Дюпре о том, как знаменитая сербская акционистка готовилась к своей ретроспективной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Ее посетители смогли не только увидеть, но и лично поучаствовать в реконструкциях самых знаковых и провокационных перформансах художницы. Среди них проект «В присутствии художника» — The Artist is Present, где каждый желающий мог сесть за стол напротив Абрамович и смотреть ей в глаза тридцать минут. Лента получила приз зрительских симпатий на Берлинском фестивале. Смотреть
«Кусама: Бесконечные миры», 2018
Удивительная художница Яёи Кусама сейчас живет в психиатрической лечебнице в Токио и работает в студии поблизости. Родилась она тоже в Токио, но в двадцать лет уехала в Нью-Йорк, и там проводила хеппенинги и инсталляции, а также занялась декором и коллажами. Ее фирменный знак — горошек, которым она покрывала в том числе обнаженные тела участников своих перфомансов. Фильм Хизер Ленц рассказывает об удивительной художнице, акционистке, феминистке, которой не нужны черновики и наброски, чтобы создать что-то совершенное, и том, как ее работы связаны с бесконечностью и космосом. Смотреть
«Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся», 2012
«Они зовут его Ай Бог, а это очень опасное прозвище в Китае».
Китайский художник, акционист и критик Ай Вэйвэй учился в Нью-Йорке и занимался искусством еще в 90-х, но фильм рассказывает про нулевые, когда Вэйвэй работал на грани политического активизма. Три года режиссёрка фильма Элисон Клэймен всюду следовала за Ай Вэйвэем, выучила мандаринский диалект и в результате создала местами смешной, местами страшный, но неизменно захватывающий портрет художника и бунтаря.
В 2010 году он, создал инсталляцию, которая представляла собой 100 миллионов подсолнечных семян, ровным по полу Турбинного зала лондонского музея. Эти семена изготовили вручную из фарфора, а затем раскрасили 1600 китайских рабочих, а в 2011-м, когда он летел в Гонконг, его арестовали китайские полицейские. После многочисленных заявлений мирового арт-сообщества Ай Вэйвэя освободили, но это инцидент конечно же никак не уменьшил его политический пыл.
«Выход через сувенирную лавку», 2010
Один из самых популярных документальных фильмов о современных художниках. Хотя правильнее будет сказать псевдодокмуентальных? Сперва режиссером «Выхода через сувенирную лавку» был француз Мистер Брэйнуош: он попал в компанию главных мировых стрит-арт художников и захотел снять о них документальный фильм, но не вышло. Тогда место режиссера занял сам таинственный король стрит-арта, а Брэйнуош превратился в современного художника.
В картине Бэнкси выполняет и роль рассказчика, правда, голос его изменен, а лицо скрыто капюшоном. Когда фильм номинировали на «Оскар», многие надеялись, что статуэтку получит именно он — и тогда на сцене наконец раскроется, кто же, в конце концов, этот Бэнкси? Но не вышло, — тайна осталась покрыта мраком. Смотреть
«Дэвид Линч: Жизнь в искусстве», 2016
«Всё, что я хотел, это рисовать. Кажется, я не мог этого контролировать».
Кажется, с чего бы великому американскому режиссеру Линчу оказаться в подборке про художников (в узком смысле этого слова)? Но гениальность многогранна, и Линч не только снимает картины, но и пишет их — что не удивительно, учитывая, какие огромные перерывы между съемками у него периодически случаются. В этом фильме он, сидя в клубах сигаретного дыма в своей лос-анджелесской мастерской, погружает зрителя в жуткие и загадочные миры, которые мы видели в кино, а теперь увидим в живописи и услышим в интерпретации их автора. Смотреть
«Баския: Взрыв реальности», 2017
Жан-Мишель Баския, успешный нью-йоркский художник, граффитист и неоэксперессионист, он успел поработать с Энди Уорхолом, и что забавно, по прошествии времени его работы стали даже дороже произведений основателя «Фабрики». Этот фильм в отличие от документалки «Бэнкси. Расцвет нелегального искусства» не стремится передать историю расцвета, зарождения или развития андеграундного искусства, его цель — окунуться в атмосферу и вспомнить юность этого явления и людей, стоявших у истоков. Фильм сняла Сара Драйвера, жена Джима Джармуша, и сам режиссер «Более странно, чем в раю» тоже появляется в кадре и вспоминает о дерзкой молодости. А загадка Жана Мишеля, пуэртаринца, ставшего вдруг одним из символов Нью-Йорка, так и остается загадкой.
«Бэнкси. Расцвет нелегального искусства», 2020
Эта документалка хоть и посвящена Бэнкси, но на деле представляет собой экскурс в историю — от райтеров и хип-хопа до стрит-арта и рейва, а затем в галереи и на торги, где на андеграундовое искусство вдруг повесили ценник. Бэнкси здесь выступает и первопричиной того, что не предназначенное для музеев искусство, там оказалось, и почти мессией от андеграунда. Да, конечно, не с него начался стрит-арт ни вообще, ни даже в Бристоле, но он сделал так много для его популяризации, и так много сказал своими работами, что именно его имя стало обозначать уличное и андеграундное искусство в восприятии обычного человека. Забавно, что кроме имени мы о нем все еще ничего не знаем. Смотреть