По мере того, как мир, по признанию экспертов ВОЗ, все активнее идет к так называемой «второй волне» коронавируса, ситуация на рынке труда в большинстве развитых и развивающихся стран остается крайне сложной. Растет кредитная нагрузка, в ведущих экономиках мира все сильнее средства, выделяемые на поддержку экономики в период трудного коронавирусного этапа оказываются на рынках облигаций и фондовом рынке в целом, провоцируя надувание соответствующих пузырей. Для России проблема также актуальна, тем более, что наше государство в самый разгар весеннего этапа приняло целый ряд важнейших решений по поддержке граждан и особенно наиболее уязвимых слоев (прежде всего семьи с детьми). Можно упомянуть и двойные выплаты по 10 тысяч всем семьям с детьми от 3 до 16 лет, отсрочки по кредитам и платежам, масштабный пакет помощи малому и среднему бизнесу, который играет важную роль в социальной стабилизации и поддержке рынка труда.
Однако интереснее в анализе реакции российского государства на пандемию ковида другое. Не секрет, что в этом году также состоялось важнейшее политико-электоральное мероприятие – голосование по внесению изменения в Основной закон страны. не меняя суть и дух Конституции, власть пошла на закрепление в документе основополагающих социальных прав и гарантий, которые крайне важны в контексте накатывающейся «второй волны». Достаточно лишь упомянуть положения согласно которым в России отныне не могут приниматься решения согласно которым модель расчета прожиточного минимума может предусматривать его снижение. Это важный нюанс, который в перспективе способен качественно изменить всю систему помощи социально-незащищенным категориям граждан, а также поддержать доходы населения в регионах.
Проблема регионального рынка труда заключается в том, что значительный сегмент работающих там как раз и сосредоточен в зонах с оплатой практически на границе прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. В обновленной Конституции эти показатели приравнены, что должно привести к улучшению материального положения граждан. При этом важно понимать, что государство в России не оставляет граждан один на один с социальной бедой и в непростой жизненной ситуации. Так, по заявлению председателя правительства России Михаила Мишустина, кабмин выделит порядка 35 миллиардов рублей на помощь людям, потерявшим работу.
И в этом смысле, России показывает позитивный пример, наращивая социальные траты – и в особенности в сфере столь актуального сейчас здравоохранения. Надо понимать, что при всех наших природных богатствах и довольно адаптированной за годы санкций и волатильности на внешних рынках экономики, доля поддержки государства, а также индекс Джини в России еще очень сильно проседает даже по сравнению со странами в которых пересчитанный по ППС валовый внутренний продукт меньше российского. А значит поле для наращивания социальных трат и на выведение людей из бедности и нищеты еще большое и непаханное.