Читаю я статьи о тяжкой доле современной молодой женщины, и, аж, до слез порой пробирает – что не шаг, то подвиг, как у русалочки в сказке Андерсена, где ей ведьма сделала ноги из хвоста, и каждый шаг русалочке давался со страшной болью, а она при этом танцевала и улыбалась.
Деторождение – это сознательная порча здоровья и внешности, материнство – это вечная погоня за одобрением общества, которое нынче предъявляет непомерные требования к воспитанию детей, и чтобы соответствовать этим высоким требованиям, надо всю жизнь положить на «развивашки» и кружки для чад, тратя все свое время на развоз детишек (часто на собственном авто) по репетиторам и педагогам, и лишь урывками во время занятий, имея возможность посидеть в соцсетях. Быт – непосильная бесконечная рутина (сколько усилий требует одна только сортировка белья перед стиркой в стиральной машине-автомате! А сколько движений требуется совершить, чтобы достать продукты из холодильника и пожить их в пароварку, на сковородку, в кастрюлю или микроволновку и нажать кнопки!). И все это делает женщина одна, при этом сидя в декрете всего лишь три года, и имея утомительную пятидневную рабочую неделю! Разве возможно переделать все домашние дела всего лишь за два коротких выходных дня? В общем, не повезло современной молодой женщине с эпохой. То ли дело было раньше! И тут обычно современные барышни пускаются в рассуждения, как же хорошо жилось женщинам в советское время! Дети в советское время не были брошены на одну несчастную мать – ими занимались и воспитывали, а мать могла достойно жить для себя. Ясли, детсады, школы, кружки, секции, пионерские лагеря на все лето, бабушки, жаждущие сидеть с внуками и увозящие их в деревню с весны до поздней осени. А быт! Прачечные и химчистки на каждом шагу. Ну, а приготовить продукты, если их достанешь, это, если честно признаться, вообще ерунда для того поколения (еда-то, если была, то была точно без пальмового масла и ГМО). Не жизнь, а малина! Сиди себе в соцсетях и не парься!
И вот тут, слезы, навернувшиеся от сочувствия к беспросветной жизни современной женщины, у меня сами собой высыхают. Дело в том, что я еще помню быт советской женщины, поскольку родилась в советское время и прожила там значительную часть сознательной жизни.
А есть ли чему завидовать и не зажрались ли наши современные дамы?
Свое детство до двух лет я могу описать со слов своих родных и отрывочным воспоминаниям. Жили мы тогда в двухкомнатной квартире всемером: мама, папа, я, бабушка, дедушка (папины родители), его незамужняя тогда сестра и моя шестнадцатилетняя няня из деревни, также прописанная в нашу квартиру. Уж не знаю, почему мама не отдала меня в ясли в двухмесячном возрасте, когда вышла из декрета на работу, то ли пожалела, то ли мест в яслях не оказалось, но мне крупно повезло, я считаю. Вообще, условия жизни были совсем неплохие для середины 50-х годов прошлого века: отдельная квартира на семью, печь, керосинки, на которых готовили, и собственная ванна, где вручную помимо всего прочего можно постирать детские пеленки, а потом на кухне, где вся семья питалась, прокипятить их и прогладить. И никакой бытовой техники. Вся семья работала, причем по режиму шестидневки. В ясли меня отдали в два года, а потом в сад. В общем, жизнь моей мамы – это, видимо, мечта современной женщины. Особенно, если учесть, что жила моя мама вместе со свекровью и свекром, поэтому, когда я пошла в школу, кому меня туда водить вопрос даже не стоял – бабушка как раз вышла на пенсию. Но, удивительное дело, моя мама почему-то без особого удовольствия вспоминала тот период своей жизни…В лагерь я ездила всего лишь два раза и каждый раз на одну смену, хотя возможность меня туда засунуть на все лето у родителей, конечно, была. Но, видимо, они считались с моим мнением, а мне там нравилось находиться лишь определенное ограниченное время. Ездили с родителями отдыхать на Кавказ или в Крым, снимая одну из комнат у хозяев, и были вполне довольны отдыхом. Получить путевку на всю семью было практически невозможно, а отправить ребенка в лагерь тоже требовало приложения немалых усилий – все хотели! Так как не у всех были бабушки под рукой, а работу в летний период, ясное дело, никто не отменял.
Я родила свою дочь в конце 80-х годов. Декретный отпуск уже был длительностью 1,5 года, и на полгода можно было его продлить по согласованию с администрацией на своей работе. Мой декрет совпал с исчезновением остатков продуктов, очередями и талонами. Из бытовой техники у меня был пылесос, газовая плита и стиральная машина «Малютка» (это такое корытце с моторчиком). Памперсов не было – пользовались марлевыми подгузниками. Первые одноразовые отечественные подгузники, как раз появившиеся в то время, представляли собой этакие большие прокладки, но детские врачи их не очень-то рекомендовали. Детское питание нужно было тоже доставать, поэтому фруктовые соки и пюре изготавливали дома, протирая купленные на рынке овощи и фрукты через сито, детскими смесями обменивались с подругами – кто, что сумеет достать, детские вещи тоже часто передавали. На детской молочной кухне выдавалось выписанное педиатром определенное количество молока, кефира, творожка и ацидофильной смеси – не разобранные остатки можно было докупить за деньги. Вот я думаю, не о такой ли жизни мечтают современные молодые мамы? Стирка в ванной занимала несколько часов, достать продуктов – тоже, магазинов в окрестностях ограниченное количество и никаких пандусов на входе…И это все в Москве.
Судя потому образу жизни, который достался советским женщинам, мы должны были надорваться от непосильного труда, но, как ни странно, многие женщины выжили, активны, кто-то еще работает, у кого-то хватает сил помогать своим детям с их детьми.
А что же наши современные нытики-страдалицы-мечтательницы? Что будет с ними, изнемогшими от сортировки белья? Сбудутся ли их мечты, в которых плюшки советского периода в виде бесплатных кружков, яслей для грудничков и лагерей на все лето, сочетаются с современными плюшками, отдельными квартирами для каждой семьи, оснащенными бытовой техникой, сильно облегчающей домашний труд, приезжающими исключительно для того, чтобы посидеть с внуками и убраться восвояси по окончании миссии, бабушками, не сующим нос в жизнь молодой пары, так как теперь те и другие чаще всего живут раздельно?
Как вы думаете?