📌Буллинг, страшное слово и для родителей и для педагогов. В переводе с английского (bullying) – травля. Это настоящий психологический террор, когда один человек агрессивно подавляет другого, вовлекая окружение, которое либо участвует в этом, либо пассивно наблюдает за насилием.
Сегодня затронем тему школьного буллинга, но одну из наших статей обязательно посвятим и семейному, который встречается тоже достаточно часто.
❗Проявления буллинга, которые могут заметить учителя, хотя большинство предпочитают «закрывать глаза», потому что не знаю, что с этим делать, этому не учат ни в одном педагогическом ВУЗе:
⭕ ребенка дразнят, задирают, высмеивают, унижают
⭕ ребенка «не замечают», устраивают ему бойкот – коллективное игнорирование
⭕толкают, пинают, отбирают вещи, бьют
⭕обзывают, сплетничают о нем за каждым углом, отпускают в сторону ребенка непристойные шутки, клевещут.
Все эти проявления, являются психологическим насилием, а соответственно буллингом.
В буллинге всегда есть 3 составляющие:
👉Агрессор (их может быть несколько человек), это зачинщик, который непосредственно нападает сам, подговаривает и давит на окружение, чтобы его поддерживали, это всегда формальный или неформальный лидер в коллективе.
👉Жертва – ребенок на которого нападают, буллят, который сопротивляется, но не добивается в этом успеха.
👉 Группа – те самые свидетели, активные или пассивные наблюдатели за процессом. Те, кто принимает лидерство агрессора, дети, адаптировавшиеся к насилию, к ситуациям жестокости, ставшие личностно черствыми. Иногда они просто не хотят оказаться сами жертвой.
Почему это происходит?
Любой ребенок рождается невинным, но он рождается в семье, и если в семье есть агрессивное поведение, неважно как оно выражается, в дурном слове, в подавлении одним партнером другого, «семейная дедовщина», игнорирование и игра в молчанку во время обид, это воспринимается ребенком как норма общения и эту норму он затем несет в детский сад и школу.
Истоки буллинга всегда кроются в нарушении границ личности, эта тема связанна с человеческими ценностями и морально-этическими семейными патернами, которые транслируются в общество.
❗Выделяют определенную закономерность в том, как развивается буллинг:
⭕ появляется ребенок, не похожий на остальных (другой, отличный от коллектива)
⭕происходит его ссора с лидером
⭕ начинаются регулярные конфликты, дети начинают враждовать
⭕ жертва пытается игнорировать то, что происходит, замыкается в себе
⭕агрессор начинает настраивать против жертвы коллектив (эта та точка, когда ОБЯЗАТЕЛЬНО должен включиться взрослые РОДИТЕЛЬ+ПЕДАГОГ, с равной степенью ответственности)
⭕ жертва чувствовать себя неправильной, что из-за того, что она такая никчемная, ее так ненавидят, появляется ощущение, что все что происходит – закономерно
⭕ пик буллинга, когда весь класс отворачивается от жертвы, с ней не общается никто, на уроках учителя это не видят, но жертва находится в полной изоляции
⭕ ребенок-жертва находится в подавленном настроении всегда, ее воспринимают в коллективе на ступень ниже, она не является равным среди одноклассников
⭕ дети начинают выживать из класса жертву всеми способами, а жертва начинает часто болеть
Вопрос к подписчикам – знакома ли ситуация? Если да, как вы справлялись с ней и актуальна ли тема, хотите ли более глубоко в нее погрузиться?