Найти тему

Буллинг

📌Буллинг, страшное слово и для родителей и для педагогов. В переводе с английского (bullying) – травля. Это настоящий психологический террор, когда один человек агрессивно подавляет другого, вовлекая окружение, которое либо участвует в этом, либо пассивно наблюдает за насилием.

Сегодня затронем тему школьного буллинга, но одну из наших статей обязательно посвятим и семейному, который встречается тоже достаточно часто.

❗Проявления буллинга, которые могут заметить учителя, хотя большинство предпочитают «закрывать глаза», потому что не знаю, что с этим делать, этому не учат ни в одном педагогическом ВУЗе:

⭕ ребенка дразнят, задирают, высмеивают, унижают

⭕ ребенка «не замечают», устраивают ему бойкот – коллективное игнорирование

⭕толкают, пинают, отбирают вещи, бьют

⭕обзывают, сплетничают о нем за каждым углом, отпускают в сторону ребенка непристойные шутки, клевещут.

Все эти проявления, являются психологическим насилием, а соответственно буллингом.

В буллинге всегда есть 3 составляющие:

👉Агрессор (их может быть несколько человек), это зачинщик, который непосредственно нападает сам, подговаривает и давит на окружение, чтобы его поддерживали, это всегда формальный или неформальный лидер в коллективе.

👉Жертва – ребенок на которого нападают, буллят, который сопротивляется, но не добивается в этом успеха.

👉 Группа – те самые свидетели, активные или пассивные наблюдатели за процессом. Те, кто принимает лидерство агрессора, дети, адаптировавшиеся к насилию, к ситуациям жестокости, ставшие личностно черствыми. Иногда они просто не хотят оказаться сами жертвой.

Почему это происходит?

Любой ребенок рождается невинным, но он рождается в семье, и если в семье есть агрессивное поведение, неважно как оно выражается, в дурном слове, в подавлении одним партнером другого, «семейная дедовщина», игнорирование и игра в молчанку во время обид, это воспринимается ребенком как норма общения и эту норму он затем несет в детский сад и школу.

Истоки буллинга всегда кроются в нарушении границ личности, эта тема связанна с человеческими ценностями и морально-этическими семейными патернами, которые транслируются в общество.

❗Выделяют определенную закономерность в том, как развивается буллинг:

⭕ появляется ребенок, не похожий на остальных (другой, отличный от коллектива)

⭕происходит его ссора с лидером

⭕ начинаются регулярные конфликты, дети начинают враждовать

⭕ жертва пытается игнорировать то, что происходит, замыкается в себе

⭕агрессор начинает настраивать против жертвы коллектив (эта та точка, когда ОБЯЗАТЕЛЬНО должен включиться взрослые РОДИТЕЛЬ+ПЕДАГОГ, с равной степенью ответственности)

⭕ жертва чувствовать себя неправильной, что из-за того, что она такая никчемная, ее так ненавидят, появляется ощущение, что все что происходит – закономерно

⭕ пик буллинга, когда весь класс отворачивается от жертвы, с ней не общается никто, на уроках учителя это не видят, но жертва находится в полной изоляции

⭕ ребенок-жертва находится в подавленном настроении всегда, ее воспринимают в коллективе на ступень ниже, она не является равным среди одноклассников

⭕ дети начинают выживать из класса жертву всеми способами, а жертва начинает часто болеть

Вопрос к подписчикам – знакома ли ситуация? Если да, как вы справлялись с ней и актуальна ли тема, хотите ли более глубоко в нее погрузиться?