Найти тему
Газета Солидарность

Система дала сбой

media.filmz.ru
media.filmz.ru

Московский международный кинофестиваль, который проходил с 1 по 8 октября, отличался не только требованиями соблюдать масочный режим и социальную дистанцию в кинотеатре, но и вниманием к социальным проблемам. В основном конкурсе ММКФ этого года было сразу несколько фильмов, в которых поднимались “больные” темы. Один из них - “В тени” турецкого режиссера Эрдема Тепегеза. Он снят в жанре, который во времена COVID-19 приобрел особую популярность, - антиутопии.

Действие картины, судя по аннотации, происходит в недалеком будущем (очень напоминающем настоящее). Главные герои - рабочие угледобывающей фабрики. Живут они здесь же, в мрачных и грязных бараках. Вместо зарплаты - раз в неделю получают продуктовый паек. Надо ли говорить, что за всем происходящим здесь наблюдают маленькие вездесущие камеры?

Этот фильм снят так, что мир шахты выглядит страшно, но очень живописно. Перед нами мощное визуальное полотно, подкрепляемое филигранным звуковым сопровождением. Показательной в этом смысле становится сцена взрыва в начале картины. Режиссеру удалось вызвать у зрителей ощущение, во-первых, полного присутствия, а во-вторых, оглушающего эффекта. На мгновение показалось, что ты не в мягком бархатном кресле зала № 1 кинотеатра “Октябрь” в Москве, а неожиданно попадаешь, как Алиса, в подземелье, где накрывает взрывной волной. И только медицинская маска на лице спасает от поднявшейся на экране пыли.

Обращают на себя внимание и особенности сюжета. В фильме мало слов и много повторяющихся действий, а еще мы видим только рабочих, но не их руководителей. Шахтеры подчиняются указаниям голоса, идущего откуда-то сверху, со стороны камер. Работа в цехе, перерыв на обед, который проходит в молчании, продолжение работы, возвращение в барак - таков ежедневный ритуал этого места, безропотно поддерживаемый всеми участниками. А еще регулярные медосмотры, когда голос сверху выносит каждому диагноз и определяет его пригодность к работе. (Если рабочий оказывается нетрудоспособным, он исчезает в неизвестном направлении.)

Но, как водится, однажды этот ритуал будет нарушен. Угрюмый бородач Заит первым подвергнет сомнению установившийся порядок вещей. Все начнется со сломавшегося станка, а закончится вырыванием камеры со всеми ее проводами. “Как вы могли лишить систему ее составной части?!” - возмутится поступком главного героя пожилой мастер, который чинит выходящие из строя детали этой системы. Коллеги же Заита настолько встроены в систему рабскую, что любое нарушение правил вызывает у них приступ истерики. Заит оказывается единственным, кто решается преодолеть покорность. “Нам не с кем говорить, здесь только мы”, - напоминает он.

Фильм “В тени” заканчивается бунтом одиночки, и в результате это производит отрезвляющий эффект на остальных. Финальная сцена картины напоминает окончание трагедии Пушкина “Борис Годунов”, где появляется ремарка автора: “Народ безмолвствует”. Практически этим же заканчивается и картина режиссера Эрдема Тепегеза. Только у него в этом безмолвии появляется надежда - рабочие, обступившие Заита, кажется, проснулись. По крайней мере, никто из них больше не бьется в истерике и не пытается его остановить.

После романа “1984” Джорджа Оруэлла или фильмов наподобие “Бразилии” Терри Гиллиама 38-летний Эрдем Тепегез не открывает чего-то нового. Но сам факт обращения к этой теме, найденная для нее высокохудожественная визуальная форма и участие в проекте государственных органов, таких как Министерство культуры Турции, вызывает по меньшей мере интерес и уважение. Что подтвердило и жюри Московского международного кинофестиваля, присудившее картине “В тени” специальный приз “Серебряный Георгий”.

АФИША

“В тени”

Недалекое будущее. Заит работает на угольной шахте, управляемой неизвестными хозяевами, чтобы иметь возможность купить могилу для матери. Его социальное поведение подчинено мыслям о выживании, он пребывает в постоянном страхе потерять работу. Но однажды Заит решается на бунт.

Действующие лица и исполнители:

Заит - Нуман Акар;

гений - Эмрулла Кейки;

Хура - Селин Кавак.

Награды: 2020 - специальный приз жюри Московского международного кинофестиваля - “Серебряный Георгий”; номинация на “Золотого Георгия” за лучший фильм.

Материал опубликован в "Солидарности" №38, 2020

Светлана Прокудина, кинокритик

-2

Не забывайте подписываться на наш канал!

Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org