Давно посмотрела этот непростой фильм. Но никак не решалась написать о нем.
Впервые со зрителем серьезно заговорили о трагедии поколения, раннее детство которых пришлось на излет Советского Союза. Они успели побыть в СССР октябрятами и пионерами, но уже не стали комсомольцами.
Итак, "Пионеры-герои" (2015 г.).
Сценарист и режиссер - Наталья Кудряшова сняла очень личный фильм о о своем поколении. Она 1978 года рождения. Поэтому кино так цепляет и бьет в самое сердце.
Детские воспоминание трех героев фильма связаны со светлыми минутами, школой, пионерской клятвой. Пионерская организация вводила их во взрослый мир, они чувствовали себя сопричастными к жизни страны, к будущим великим свершениям.
Режиссер ностальгирует, но не по Союзу, а смыслу жизни и высоким критериям, по которым предлагалось жить.
Все, кто воспитывался в советской школе, наверняка помнят равнение на героев во всем. Разве можно плакать от ссадины, когда это ничто по сравнению с тем, что вынесла Зина Портнова или Зоя Космодемьянская? И каждый свой поступок дети сверяли с высокими идеалами. Это то, что разительно отличает советских детей от современных.
А потом эти дети-пионеры оказались вброшены в постсоветскую действительность, где вообще не было места никаким идеалам.
Мы видим взрослых бывших пионеров, они успешны, хорошо едят и модно одеваются, ездят на красивых машинах, делают престижную работу, они очень хорошо вписались в эту новую действительность. Так что же грызет их какая-то непонятная неудовлетворенность? Почему они вспоминают свое пионерское детство с такой ностальгией? Чего им не хватает? Откуда ощущение ущербности жизни - своей и своих детей - нового поколения, не отягощенного поисками идеалов?
- О чем ты мечтал? - Совершить подвиг. - Совершил? - Приехал в Москву. - Все приехали в Москву.
Трагедия брошенного поколения, рожденного в конце 70-х - начале 80х - это вечная неудовлетворенность жизнью, потому что они не видят в ней смысла, тщетно пытаясь его чем-то заменить. В этой действительности им не дают совершать великие поступки и работать на большие цели. Нет места подвигу, к которому они готовы, их успели этому научить!
В этом и есть трагедия последнего советского поколения - они не будут счастливы до тех пор, пока не смогут почувствовать свою полезность обществу и государству, пока их таланты и силы не будут востребованы в полной мере. Они многое могут, они - потенциальные пионеры-герои.
В конце фильма мы увидим, как "повезло" только одной героине фильма, судьба предоставила ей шанс - выскочить из замкнутого круговорота дерьма в природе.
Читать еще:
Фильм "Связь" как пропаганда неверности
Некогда нашумевший фильм оказался социальной драмой