Найти в Дзене
Этноmix

Кала Корейш: cмерть — это дверь.

Оглавление

Кала-Корейш — древний город высоко в горах, в труднодоступном месте, овеян легендами и загадками истории. Расположен город напротив Кубачей, в Дахадаевском районе Дагестана.

Усыпальница кайтагских уцмиев.
Усыпальница кайтагских уцмиев.

Когда-то давно село было столицей крупнейшего средневекового феодального владения — Кайтагского уцмийства. Увы, от этой исламской цивилизации остались только кладбище с могилами уцмиев XII−XIX веков и мечеть XI века. Но даже то немногое, что уцелело в селе за более чем тысячу лет существования, поражает воображение: надмогильные плиты со стихами и философскими изречениями, похожие на саркофаги надгробия с вырезанным на них мировым древом, покрытые кружевной вязью деревянные ворота мечети.

Кайтагское уцмийство

Кайтагское уцмийство — влиятельное феодальное государство Кайтагцев и южных Кумыков существовавшее на протяжении 14 веков с V по XIX века. Уцмийство занимало территории современных Кайтагского, Дахадаевского, районов и часть от Сергокалинского, Дербентского, и Каякентского районов.

Что означает титул «уцмий», т.е. правитель Кайтага, никто не берется перевести адекватно. Одни считают, что название произошло от турецкого слова «именитый, родовитый». Другие — что от даргинского слова «брат». Третьи — что так трансформировалось арабское слово «усама» — «лев».

Как бы то ни было, заселившие Дагестан племена образовали свое «уцмийство», в котором власть переходила к старшему в роду. Какова была национальность первых кайтагов, к какому племени они принадлежали — неизвестно. Некоторые историки соотносят кайтагов с даргинцами, хотя никаких доказательств их идентичности не существует. Вероятно, в средневековье c 14 века сложился субэтнос кайтагцев, которые впоследствии и составляли ядро Кайтагского уцмийства вместе с южными кумыками.

Связь кайтагов и кумыков хорошо прослеживается в кайтагских коврах, которые теперь можно увидеть по всему Дагестану.

В начале нашей эры этот регион входил в состав Кавказской Албании с очень пестрым национальным составом, В III столетии сюда двинулись таты — переселенцы из сасанидского Ирана. Веком позже — вторглись племена гуннов, которые, однако, не тронули Кайтаг.

Владения Хайдака располагались в среднем течении реки Уллучай и входили в состав Хазарского каганата. Жители Хайдака вместе с хазарами сопротивлялись власти Сасанидов (иранский правитель назначал своих ставленников на должность малика Хайдака). А с VII века у них появился новый враг — принявшие ислам арабы.

Три религии

Арабские хронисты, рассказывая об победоносном походе в 7-м веке Абу-Муслима на неверных, писали, что в числе прочих храбрых воинов противника они казнили и правителя хайдаков, которого именовали Газанфар ал-Гаррар, т.е. «пожирающий лев». А на его место посадили своего эмира. Но он продержался всего год — покоренные кайтаги восстали.

Пришлось снова посылать арабское войско, назначать нового правителя Хайдака и казнить всех, кто проявил нелояльность. В том числе и предводителя кайтагов из города Жалаги — Казанапа (Казанпара), который, как отмечали современники, был человеком очень жестоким и очень храбрым. Но и этот поход на Хайдак был не последним.

То что у кайтагцев в доисламский период было как христианство, так и иудаизм рассказывает камень, найденный на древнем городище у селения Жалаги. В процессе бесконечных войн с арабами сложилась очень интересная ситуация: в стране кайтагов одновременно сосуществовали три религии: иудаизм (поскольку это была вера хазар, в Хайдаке имелись целые села, где жили горские евреи), христианство и ислам. В X веке один из правителей Хайдака исповедовал все веры. В пятницу он молился вместе с мусульманами, в субботу — с евреями, а в воскресенье — с христианами.

-4

Интересно, что после разгрома и падения Хазарского каганата, в кайтагский город Кахтан мигрировали 3 тысячи хазарских семей, которые прежде проживали в Итиле. По всей видимости, Кайтаг являлся одним из первых мест, куда переселились горские евреи и таты.

В XI веке власть кайтагского уцмия распространилась на соседние даргинские села. С тех пор Хайдак стал все чаще называться Хайдак-Дарго или Уцми-Дарго. Это наводит на мысль, что ведущую роль в кайтагском обществе стали играть этнические даргинцы.

Монгольское нашествие

В XIII веке Хайдак попал под власть монголов. И противиться этой власти уже не смог. Уцмий быстро понял, что сопротивляться новому мощному врагу опасно и бессмысленно. Он выбрал меньшее из зол — подчинился и стал хорошим вассалом.

Но поддержка ханов выходила кайтагам боком. Они послушно участвовали в походах, гибли в боях. А если выказывали хоть какое-то своеволие, на земли Хайдака врывались монгольские карательные отряды.

Еще более тяжелым стало положение Хайдака, когда наступило время нового великого завоевателя степей — Тамерлана. Охотясь за своим приемным сыном, неудачливым ханом Золотой Орды Тохтамышем, с которым уцмий был в большой дружбе, Тимур прокатился разрушительным смерчем по всему Хайдаку. Биографы великого хромца отмечали: хорошо, если спасся один из тысячи.

Тимур значительно проредил население Хайдага. Возросло количество межнациональных браков, народ получил сильное вливание тюркской и монгольской крови. В результате этого упомянутый выше османский путешественник и увидел вокруг себя сплошь монголоидные лица. Таковы были кайтаги в XVII веке.

В 1944 г. по приказу Сталина жителей Кала-Корейш насильно депортировали в Чечню в пустующие чеченские аулы. Люди вернулись в родные места только после десятилетнего периода, когда умер Сталин. Но они не возвратились в Кала-Корейш, предпочтя горным вершинам равнинную местность. Хотя, вероятно, посчитали, — жить в крепости как его хозяева, достойные былого могущества, уже не смогут…

Кала-Корейш — столица уцмийства

У легендарного поселения и история соответствующая — круто замешанная на невероятных космогонических событиях. По преданиям, основали село люди, приплывшие сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к которому и швартовались корабли.

Другая легенда приписывает основание крепости арабам-корейшитам — мекканскому племени, к нему принадлежал и пророк Мухаммед. Эта версия объясняет название селения: Кала-Корейш в переводе с арабского — «крепость корейшитов» (местные жители называли село по-своему — Урцмуци).

В VII—VIII вв. (если верить арабским летописям) либо в IX—X вв. (в соответствии с исторической хроникой «Тарих Дагестан») в Кайтаг пришли арабские газии — поборники ислама, которые под знаменем священной войны огнем и мечом насаждали новую религию в Дагестане. Труднодоступная вершина горы, стоящей у слияния пяти рек, была для воинственных миссионеров идеальным стратегическим пунктом. Со всех сторон гору окружали ущелья, в село вела только узкая тропинка над отвесным обрывом. Высокие двухэтажные дома, глухой стороной обращенные к ущелью, были настоящей крепостной стеной. Укрепив поселение и построив систему сигнально-оборонительных башен, пришельцы превратили Урцмуци в один из первых форпостов распространения ислама на Северном Кавказе. Именно здесь была резиденция кайтагских уцмиев, которые, приняв ислам, утверждали, что ведут свой род от дядей пророка Мухаммеда — корейшитов Хамзы и Аббаса, — чьи потомки завоевали Кайтаг. — Это не более чем версия, — говорит Махач Мусаев, директор Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

Он объясняет, что это обычная практика: когда правящая династия как бы легитимизирует свою власть, возводя свой род к героям, царям, мифическим персонажам, богам, пророкам.

Самый древний исламский артефакт, найденный нами в Кала-Корейше, относится к началу XI века. Значит, можно говорить о том, что как минимум в середине X века сюда пришли мусульмане. Но к этому времени Арабский халифат уже сдавал свои позиции, и с большой долей вероятности мы можем говорить, что в Кала-Корейш пришли не арабы, а сельджуки или другие газии. Это было весьма распространенным явлением в раннем средневековье — отправиться за границы мусульманских земель нести ислам язычникам. К тому же на могилах первых кайтагских уцмиев имена не арабские, а местные, например Ахсибар, Хиздан. То есть апелляция к дядям пророка, причисление их к своим предкам — не более чем политический ход, попытка доказать свои права на престол в период дефеодализации. Поэтому мы не знаем, когда именно было основано поселение и когда было завоевано арабами, да и были ли это арабы.

Для понимания мировоззрения самих кайтагцев приведу фрагмент истории, найденной на одном из кайтагских ресурсов:

Одна из славных страниц даргинского народа в мировой истории является опустошительный и карательный поход уцмия Кайтагского Хиздана (В русских летописях известного как Дюдень Щелканов, отец уцмия Ахсибара или Щелкана Дудентьевича), совершенный по просьбе его двоюродного брата - хана Золотой Орды Тохты, на Русь, и полное ее разорение сравниваемое историками по значимости с нашествием хана Батыя на Русь.

Верить ли этому источнику решать вам, но сам факт мифологизации истории видимо присущ источникам. связанным с уцмийством, а поэтому понять что же там было на самом деле очень сложно.

Уцмий Ахмадхан

Кайтагцам свойственно преувеличивать деяния известного уцмия Ахмед-хана, якобы он разгромил армию Петра, сразил в поединце Надир-шаха и т.д.

Сражение кайтагцев с Надир-Шахом по версии художника
Сражение кайтагцев с Надир-Шахом по версии художника

На самом деле, Ахмед-хан был внуком уцмия Рустамхане в годы правления которого (1601—1645) был составлен кодекс законодательных актов, известный под названием «Постановления Кайтагского уцмия Рустамхана».

В 1688—89 годах нижнее кайтагское село Башлы было захвачено иранцами. Тем не менее Ахмадхан сумел организовать войско против кызылбашей, являвшихся шиитами. В 1711 году Уллу Ахмадхану вновь приходится освобождать село Башлы, вытесняя своего тезку Ахмадхана, сына кубинского хана Хусейна.

В июне 1722 года начался Каспийский поход Петра I. Уцмий Ахмадхан занял позицию лавирования. Руками султана Махмуда Утамышского он организовал нападение на регулярные войска Петра, а позже, убедившись в силе царя, изъявил покорность. Одновременно он заигрывал с Турцией, поддерживая постоянные связи через Сурхайхана и Хаджи-Дауда. Тем не менее Россия признала его права. 11 мая 1727 года он официально присягнул Российской империи. За два года до этого российские власти временно упразднили звание шамхала, и уцмий становится в пределах российской части Дагестана «первым» человеком.

Надир-шах
Надир-шах

Во время второго похода Надир-шаха в Дагестан (1735 г), иранское войско осадило Кала-Курейш, и уцмий Ахмадхан вынужден был сдаться. Мир с Надиром был закреплен тем, что уцмий послал к Надиру в сопровождении почетных лиц свою дочь. Надир выдал ее замуж за кубинского хана Гусейн-Али, происходившего тоже из уцмийского дома, таким образом он хотел помирить кайтагскую и кубинскую ветви уцмиев.

В конце мая 1741 года начался новый, третий поход в Дагестан Надир-шаха. Надир сделал последнюю попытку перетянуть Ахмадхана на свою сторону: к нему была отпущена его дочь. Однако не дождался. 24-тысячное войско Лютф-Али-хана осадило уцмия в Кубачи. После падения Кази-Кумуха и сдачи Сурхая Ахмадхан-уцмий остался один на один с огромной иранской армией, а потому предпочел переговоры. Он согласился явиться к шаху в Кумух, в свою очередь иранское войско покинуло Кайтаг.

Перед битвой с Надир-шахом
Перед битвой с Надир-шахом

Однако в том же году Ахмадхан снова проявил непокорность. Примерно с 15 по 20 сентября 1741 года в районе Капкайского ущелья кайтагцы под руководством уцмия Ахмадхана и Ахмадхана Мехтулинского устроили засаду, внезапно атаковали персидский отряд на марше и нанесли страшное поражение. В итоге до Дербента добрались не более 100 человек, среди убитых нашли и  хана Лютф-Али, осаждавшего ранее Кубачи. Более тысячи персов попали в плен, были захвачены и оставшиеся у них пушки и боеприпасы, множество золотых и серебряных вещей, а также весь обоз шаха, его шатер и часть гарема.

В музее Кубачей я видел сдвоенный клинок зульфикар армии Надир-шаха, доставшийся им в качестве трофея, вероятно этот трофей был добыт именно в том сражении. Говорят, что это даёт сабле большую убойную силу, вырывая из противника кусок плоти. Но даже далёкому от холодного оружия человеку понятно, что воевать такой саблей невозможно. Если её и использовали, то только как парадную или мистическую, сравнивая с легендарным мечом Зульфикаром, который принадлежал пророку Мухаммаду. Кубачинцы верят, что сабля Надир-шаха охраняет их село.

В 1747 году Уллу Ахмадхан вытеснил иранский гарнизон из Дербента. Умер Уллу Ахмадхан зимой 1749—1750 года в месяце мухаррам (между 11 декабря и 9 января) и был похоронен в крепости Кала-Курейш. В надписи на его могиле говорится, что он «оставался в государстве 50 лет».

«Смерть — это дверь»

Джума-мечеть XI века и пантеон кайтагских уцмиев с уникальными надгробиями XI−XIX веков — то, ради чего в Кала-Корейш поднимаются и паломники, и туристы, и ученые. Стелы выполнены в едином «уцмийском стиле»: на плите из местного камня арабской вязью вырезаны коранические тексты, философские изречения, стихи, их оплетают геометрический и растительный орнаменты.

Владелец этой могилы Имам-Али, сын правителя Ахмада. Конец XVI в. – начало XVII в.
Владелец этой могилы Имам-Али, сын правителя Ахмада. Конец XVI в. – начало XVII в.

Удивительно, но имена на надгробиях — редкость. Из 39 надгробий имена есть только на пяти-шести. Арабская вязь выполняет не только эстетическую функцию, но в первую очередь — смысловую. Вязь рассказывает о неизбежности смерти, которая вместе с тем — «дверь» в загробный мир, о равенстве всех перед Господом, о бренности мира.

-13

Надпись на надмогильной плите Ахсабара, сына Хиздана, XIII век:

«Царство принадлежит Всевышнему, Единому, Всепобеждающему. Владелец этой могилы знаниями напоминает деяния пророков, благочестие его подобно благочестию Абу Бакра, доблесть его подобна доблести Али, справедливость его подобна справедливости праведных халифов, а он — владелец Кала-Корейша Ахсабар, сын Хиздана. Да осветит Аллах его могилу, да простит Аллах его грехи». Абу Бакр Мухаммад бин ал-Валид ал-Фихри ат-Туртуши (1059−1126), «Светоч для правителей»

Лично меня поразила и удивила одна из 4-х могильных плит в усыпальнице, резко отличающаяся по орнаментике и форме. Необычно что она расположена на сдвоенной могиле, имеет прямоугольный вид и свастичный орнамент в центре, который больше нигде не встречается. Что это значит и кто там похоронен для меня осталось загадкой.

Стелла со свастикой. Это — усыпальница счастливого мученика, нуждающегося в милости Владыки, Дарующего блага, Мухаммад-хана, сына Султан-Ахмада. 1596 г. или 1597 г.
Стелла со свастикой. Это — усыпальница счастливого мученика, нуждающегося в милости Владыки, Дарующего блага, Мухаммад-хана, сына Султан-Ахмада. 1596 г. или 1597 г.

Удивило также наличие красочного слоя на могильных плитах, который сохранился внутри усыпальницы. Вот пример других плит:

Помимо текстов из Корана на плитах вырезаны отрывки из произведений поэтов разных стран. Так, на надгробии Амир-Хамзы (XVIII век) — стихи андалусского ханафитского ученого XI века Абу-Бакра ат-Туртуши. На других стелах встречаются тексты Фараздака — арабского поэта VII—VIII вв. из Басры; Зейн аль-Абидина — правнука пророка, подвижника, философа, очень набожного человека, жившего в Медине в VII веке,

Надпись на надмогильной плите уцмия Амир-Хамзы, сына Мухаммад-хана, сына Ахмад-хана, 1788 год:

«Где прежние цари и целые народы?
Куда ушли былые поколения?
Где те, чьи головы были увенчаны коронами?
Куда делась вся их челядь и свита?
Где те, кто так гордился своею мощью и ратью?
Куда делись те, кто обладал могуществом и властью?
Воистину Аллах вывел их из просторов замков в тесноту могил,
И пребывают они там под тяжестью камней и скал!»

Изречения на могильных плитах говорят о тщете всего сущего, о том, что имя человека забудется, останется лишь вечная мудрость:

  • Сгинули все, и некому поведать тебе. Покинули все этот свет, и нет ответа от них.
  • Все сущее тленно, кроме Него. За Ним — решение, и к Нему вы будете возвращены.
  • И днем, и вечером прибывают обитатели земли, и стираются их прекрасные черты.
  • Где тот, что был унижен, и тот, что был превознесен?
  • Господь — Он тот, кто создал нас безгрешными. Затем мы возвращаемся к Нему с грехами.
  • Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?
  • Смерть — это дверь.

Читайте также статью о даргинцах и кайтагцах >