Найти тему

Страх и катастрофы в современном искусстве.

Время в изоляции не обязательно означает время в одиночестве. Чтение книг по искусству, изучение искусства в Интернете, даже создание искусства могут усилить ощущение человеческих связей и усилить сочувствие. Существует большое количество художественных онлайн-выставок и художественных платформ, которые мы можем посетить, обсудить, поразмышлять и внести свой вклад в общий дискурс. Возможно, мы живем в беспрецедентные времена, заставляющие чувствовать себя неуверенно, но искусство может пролить свет на неопределенный путь впереди.

Искусство всегда «беспрецедентно». Он предлагает посмотреть на реальность сквозь новые перспективы, которые часто неоднозначны, а иногда и неудобны. Искусство не обязательно решает проблемы, но оно заставляет нас задавать вопросы и переосмысливать наше мировоззрение. Это открывает пространство для размышлений и побуждает нас реагировать творчески и открыто.

Важно отметить, что это отражающее пространство используется нами совместно с другими зрителями и наблюдателями. Мы задаем вопросы друг другу, стремимся услышать мнение окружающих, найти подтверждение своим идеям, это помогает нам переживать чувство потери, разочарования и неуверенности. Искусство обладает способностью связывать нас независимо от того, действует ли оно на расстоянии или вблизи.

Sohpie Calle captured her mothers final breath(TateShots/Sophie Calle)
Sohpie Calle captured her mothers final breath(TateShots/Sophie Calle)

Чтобы проиллюстрировать мимолетные моменты, Софи Калле запечатлела последний вздох своей матери (TateShots / Sophie Calle). Фильм «pas pu saisir la mort» («Невозможно поймать смерть») представляет собой 11-минутный документ, состоящий из отредактированных кадров, следующих за моментами, когда Калле и медсестры не были уверены, умерла ли мать Калле. Впервые показанная в итальянском павильоне Венецианской биеннале в 2007 году, по настоянию директора того года Роберта Сторра, который с трудом убедил художницу показать это произведение. С тех пор интерес к работе не угасал, настолько она стала волнительным переживанием для зрителя, в 2010 году работу вновь показали во Дворце Токио в рамках более крупной выставки, посвященной смерти ее матери, и снова в 2012 году на Авиньонском фестивале.

Заразные образы
Иногда художники рискуют, подвергая опасности свое здоровье, чтобы создать или сохранить это отражающее пространство. В 2011 году, через несколько месяцев после землетрясения, цунами и ядерного распада в Фукусиме (Япония), художественный коллектив Chim Pom инициировал проект под названием Don’t Follow the Wind, выставку работ 12 художников в зоне отчуждения Фукусимы.

Naohiro Ukawa, flag design for Don’t Follow the Wind, 2015, courtesy of Don’t Follow the Wind.
Naohiro Ukawa, flag design for Don’t Follow the Wind, 2015, courtesy of Don’t Follow the Wind.

Саму выставку посмотреть нельзя. Зона отчуждения Фукусимы была эвакуирована после катастрофы из-за высокого уровня радиации. Установив «Не следуй за ветром» в этой зараженной зоне, художники позаботились о том, чтобы документация этой невидимой выставки привлекала внимание к сложному и постоянно разворачивающемуся гуманитарному кризису.

Поскольку правительство Японии все еще обвиняется в сокрытии масштабов ущерба, документацию «Не следовать за ветром» можно увидеть в странах по всему миру от Австралии до Швеции, напоминающую нам о последствиях катастрофы.

Meirō Koizumi, Home, 2015. Installation view, Fukushima Prefecture, Japan, courtesy of Don’t Follow the Wind.
Meirō Koizumi, Home, 2015. Installation view, Fukushima Prefecture, Japan, courtesy of Don’t Follow the Wind.

Кровотечение для искусства

Иногда художники вызывают страх своими провокационными попытками открыть пространство для размышлений и переосмысления. В 1994 году, в ответ на другой кризис - СПИД - американский художник Рон Эти создал перформанс, в котором вырезал узоры на коже другого исполнителя, Divinity P Fudge (Дэррил Карлтон).

В четырехактной мистерии актеру наносились порезы, все было выполнено как ритуал, открывающий тему СПИДа и гомофобии для размышления. Этей промокал кровоточащее тело Карлтона полотенцами, прежде чем повесить их на веревку для белья, или кидал полотенца в зал зрителям.

Этот спектакль «Четыре сцены из суровой жизни» вызвал такой страх заражения ВИЧ-положительной кровью (хотя Карлтон был ВИЧ-отрицательным), что были наложены ограничения на финансирование его проекта из Национального фонда искусств, а в СМИ подняли скандал.

В краткосрочной перспективе произведения искусства подверглись цензуре, но дискуссии о гомофобии и изображении тела никуда не делись. «Четыре сцены из суровой жизни» столкнулись с этими проблемами и стали культурным событием непреходящей значимости.

Близость по согласию и без согласия

Предыдущие художники возможно «слишком сближаются» в своем искусстве, но есть другие художественные методы, проводят социальное дистанцирование таким образом, чтобы укрепить человеческую связь. В 2010 году художница Марина Абрамович провела перформанс, используя свое тело в качестве художественного носителя.

Opening night of The Artist is Present performed by Marina Abramovic (left) (AFP)
Opening night of The Artist is Present performed by Marina Abramovic (left) (AFP)

В «Художник присутствует» Абрамович в течение трех месяцев проводила по восемь часов в день, глядя в глаза 1000 человек, которые по очереди сидели в шести футах от нее. Участники часами выстраивались в очереди, чтобы сесть напротив Абрамович и встретиться с ней взглядом, и часто люди плакали во время выступления. Здесь социальная дистанция компенсируется близостью этого зрительного контакта, вниманием другого человека и потребностью в общении.