Время в изоляции не обязательно означает время в одиночестве. Чтение книг по искусству, изучение искусства в Интернете, даже создание искусства могут усилить ощущение человеческих связей и усилить сочувствие. Существует большое количество художественных онлайн-выставок и художественных платформ, которые мы можем посетить, обсудить, поразмышлять и внести свой вклад в общий дискурс. Возможно, мы живем в беспрецедентные времена, заставляющие чувствовать себя неуверенно, но искусство может пролить свет на неопределенный путь впереди.
Искусство всегда «беспрецедентно». Он предлагает посмотреть на реальность сквозь новые перспективы, которые часто неоднозначны, а иногда и неудобны. Искусство не обязательно решает проблемы, но оно заставляет нас задавать вопросы и переосмысливать наше мировоззрение. Это открывает пространство для размышлений и побуждает нас реагировать творчески и открыто.
Важно отметить, что это отражающее пространство используется нами совместно с другими зрителями и наблюдателями. Мы задаем вопросы друг другу, стремимся услышать мнение окружающих, найти подтверждение своим идеям, это помогает нам переживать чувство потери, разочарования и неуверенности. Искусство обладает способностью связывать нас независимо от того, действует ли оно на расстоянии или вблизи.
Чтобы проиллюстрировать мимолетные моменты, Софи Калле запечатлела последний вздох своей матери (TateShots / Sophie Calle). Фильм «pas pu saisir la mort» («Невозможно поймать смерть») представляет собой 11-минутный документ, состоящий из отредактированных кадров, следующих за моментами, когда Калле и медсестры не были уверены, умерла ли мать Калле. Впервые показанная в итальянском павильоне Венецианской биеннале в 2007 году, по настоянию директора того года Роберта Сторра, который с трудом убедил художницу показать это произведение. С тех пор интерес к работе не угасал, настолько она стала волнительным переживанием для зрителя, в 2010 году работу вновь показали во Дворце Токио в рамках более крупной выставки, посвященной смерти ее матери, и снова в 2012 году на Авиньонском фестивале.
Заразные образы
Иногда художники рискуют, подвергая опасности свое здоровье, чтобы создать или сохранить это отражающее пространство. В 2011 году, через несколько месяцев после землетрясения, цунами и ядерного распада в Фукусиме (Япония), художественный коллектив Chim Pom инициировал проект под названием Don’t Follow the Wind, выставку работ 12 художников в зоне отчуждения Фукусимы.
Саму выставку посмотреть нельзя. Зона отчуждения Фукусимы была эвакуирована после катастрофы из-за высокого уровня радиации. Установив «Не следуй за ветром» в этой зараженной зоне, художники позаботились о том, чтобы документация этой невидимой выставки привлекала внимание к сложному и постоянно разворачивающемуся гуманитарному кризису.
Поскольку правительство Японии все еще обвиняется в сокрытии масштабов ущерба, документацию «Не следовать за ветром» можно увидеть в странах по всему миру от Австралии до Швеции, напоминающую нам о последствиях катастрофы.
Кровотечение для искусства
Иногда художники вызывают страх своими провокационными попытками открыть пространство для размышлений и переосмысления. В 1994 году, в ответ на другой кризис - СПИД - американский художник Рон Эти создал перформанс, в котором вырезал узоры на коже другого исполнителя, Divinity P Fudge (Дэррил Карлтон).
В четырехактной мистерии актеру наносились порезы, все было выполнено как ритуал, открывающий тему СПИДа и гомофобии для размышления. Этей промокал кровоточащее тело Карлтона полотенцами, прежде чем повесить их на веревку для белья, или кидал полотенца в зал зрителям.
Этот спектакль «Четыре сцены из суровой жизни» вызвал такой страх заражения ВИЧ-положительной кровью (хотя Карлтон был ВИЧ-отрицательным), что были наложены ограничения на финансирование его проекта из Национального фонда искусств, а в СМИ подняли скандал.
В краткосрочной перспективе произведения искусства подверглись цензуре, но дискуссии о гомофобии и изображении тела никуда не делись. «Четыре сцены из суровой жизни» столкнулись с этими проблемами и стали культурным событием непреходящей значимости.
Близость по согласию и без согласия
Предыдущие художники возможно «слишком сближаются» в своем искусстве, но есть другие художественные методы, проводят социальное дистанцирование таким образом, чтобы укрепить человеческую связь. В 2010 году художница Марина Абрамович провела перформанс, используя свое тело в качестве художественного носителя.
В «Художник присутствует» Абрамович в течение трех месяцев проводила по восемь часов в день, глядя в глаза 1000 человек, которые по очереди сидели в шести футах от нее. Участники часами выстраивались в очереди, чтобы сесть напротив Абрамович и встретиться с ней взглядом, и часто люди плакали во время выступления. Здесь социальная дистанция компенсируется близостью этого зрительного контакта, вниманием другого человека и потребностью в общении.