Работая логопедом в детском саду и проводя занятия по обучению грамоте, я старалась как можно больше давать задания на развитие фонематического слуха. В старшей группе детского сада дети знакомились со звуком. Они неплохо выделяли звуки в начале, в середине, в конце слова. Могли определить гласный или согласный звук. Определяли твёрдый или мягкий согласный по звучанию. Можно начинать знакомить с буквами и давать графическое написание печатным шрифтом. Знакомство с гласными буквами можно начинать по классической схеме со слов «АУ», «УА». «Выделить первый звук, охарактеризовать его, рассмотреть букву. Можно выложить букву «А» из счётных палочек, обвести пальцем на столе, найти в кассе букв и показать её. Игра «Волшебный мешочек», находить букву на ощупь. Можно прописывать букву на ладони, а ребёнок должен назвать её. Хорошо находить заданную букву среди других букв, вычёркивая её. Желательно писать буквы близкие по графическому написанию. Дети очень любят писать буквы мелом на доске, можно прописывать буквы мокрым пальцем. Предложить назвать слово на заданный звук в начале слова. Напечатать букву в тетради по обводке. Тетрадь используют в крупную клетку. Если ребёнок плохо запоминает буквы во время печатания предложить проговаривать звук, когда печатает соответствующую букву. Выделить второй звук, провести аналогичную работу. Как правило гласные буквы «А», «У», «И», «О» не вызывают трудности ни в запоминании, ни в написании. Знакомство с буквой «К». Обязательно произнести звук, дать ему характеристику (согласный, твёрдый, глухой). Далее работу проводить по заданному алгоритму. Подбирать как можно больше слов на звук «К» чтобы ребёнок смог его услышать. Составлять слоги с буквой «К», прочитывать, печатать в тетрадь. С буквой «М» аналогичная работа, охарактеризовать, рассмотреть, обвести, напечатать в тетради. Когда гласные «А», «О», «У», «И», буквы «К», «М» будут усвоены предложить звуковой анализ слова «Мак». Охарактеризовать каждый звук, выложить слово «Мак» из букв. Обязательно провести словарную работу, сказать, что это такой цветок, показать картинку. Затем предложить путём замены одной буквы получить новое слово «Мок». Провести словарную работу. Предложить прочитать слово наоборот, составить из букв слово «Ком» (снежный ком). Такая же работа проводиться и при изучении других букв: т, х, ф, л, ч, п, д, г, я. Во время проведения занятий задействованы несколько анализаторов – зрительный, речедвигательный, слуховой, а также разрабатывается кисть руки, формируется двигательный навык, который необходим при написании букв. Чем больше анализаторов участвуют во время знакомства с буквами, тем легче и быстрее дети усваивают новый материал.
Профилактика ошибок письма на уровне буквы (продолжение)
19 октября 202019 окт 2020
9
2 мин