Мы поднапряглись, и вашего развлечения / образования ради составили подборку примечательных книжных монстров всех времен и народов. Здесь они будут даны в хронологическом порядке.
Монстр Франкенштейна («Франкенштейн, или Новый Прометей», Мэри Шелли)
Первая в истории литературы научно-фантастическая книга повествует о молодом учёном, который научился с помощью электрического тока оживлять отдельные части тела человека. Эксперимента ради он сшил из кусков тел умерших от чумы чудовище, которое оживил всё тем же оригинальным (но считавшимся в доэлектрическую эпоху очень убедительным) способом. Вот только как контролировать созданное им жуткое существо Виктор заблаговременно не придумал. Что и породило дальнейший сюжет повести.
Бармаглот («Алиса в Зазеркалье», Льюис Кэррол)
Эпичный монстр, который фигурирует во вставной поэме, которая сама по себе была пародией на стихи в «англосаксонском» стиле, популярные в Англии тех лет. Ну, вы помните, «Варкалось, хливкие шорьки...» (перевод Дины Орловской). По сюжету летает и «пылкает» огнем, пока ему не срубает голову (что потом «барабардает с плеч») лирический герой поэмы.
Фантазией художника-иллюстратора Джона Тенниэла Бармаглот (Jabbewoсky) превращен в жуткую помесь дракона, паука и какого-то грызуна. Детишки в теории должны были пугаться вусмерть, и из-за этого иллюстрацию не сразу одобрили к публикации. Позже монстр фигурировал в экранизации «по мотивам» от Тима Бертона. Правда, в несколько отличном от Тэнниэловского дизайне. Здесь помещен для шутки, потому что понятно — книжка Кэррола на упомянутую в заголовке фантастику не тянет. Но персонаж известный и культурно значимый.
Ктулху и Азатот (вселенная Говарда Филлипса Лавкрафта)
Великий Древний, которого населяющие страницы книг Лавкафта оккультисты считают богом. Но на самом деле он просто верховный жрец собственной расы. Живет Ктулху (по-английски произносится «Катулу») на дне океана, где до поры мирно спит. Оккультисты сильно ждут его пробуждения, при котором мир должен «погрузиться в безумие и ужас».
Изображается как осьминогоголовый гигант с гуманоидным телом. Слизь, чешуи, недоразвитые перепончатые крылья. Лицо представляет массу щупалец. Прибыл откуда-то со звезд.
Азатот — существо куда круче Ктулху, однако интернет-мемов о нём почему-то не делают, и как результат в массовой культуре он известен сильно меньше. Меж тем в вымышленном пантеоне Лавкрафта именно Азатот занимает нишу верховного божества. Обитает где-то в космосе в складках между миров. Чудовище описывают как ультимативно могущественного, но при этом слепого и слабоумного бога, который уже давно не понимает что создает и ради чего. Другие титулы: «бесформенный кошмар в средоточии хаоса», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос».
Балрог («Властелин Колец» и «Сильмариллион» Джона Толкиена)
Состоящий из дыма, огня и теней рогатый демон, обитающий в раскаленных подземных глубинах. Когда-то балроги были светлыми духами-майярами, которых совратили темные силы в пору создания мира Арды. Любят пользоваться огненными топорами и плетьми. Верховный злодей Мелькор в своё время использовал их как элитную гвардию.
Одного из последних барлогов, прятавшегося в глубинах покинутого жителями гномьего королевства Мория, который известен под именем «Проклятие Дурина», как на грех разбудили главные герои — девять Хранителей Кольца — когда решили «срезать дорогу» в Мордор.
Пройти более безопасным путем поверх гор, под которыми лежит Мория, путникам не дал спровоцированный Сауроном снежный шторм. Дело закончилось битвой с орками, а затем огненной дуэлью барлога с Гэндальфом, в которой погибли (как думали соратники) оба. Меметические фразы «Ты не пройдешь!» и «Бегите, глупцы!» в комбинации с соответствующими кадрами Питера Джексона вам наверняка попадались в Сети даже если вы не читали книгу / не смотрели фильм .
Шрайк (тетралогия «Песни Гипериона» Дэна Симмондса)
Про этого персонажа и сам цикл у нас уже была отдельная статья. Но ради такого случая не грех и повториться. Шрайк — это четырехрукий красноглазый гуманоидный киборг, который достался современникам персонажей книги в наследство от более развитой цивилизации будущего (он движется во времени спереди назад).
Шрайка в книге считают божеством, Ангелом Искупления, и даже поклоняются ему. Тело монстра густо покрыто лезвиями, он быстро перемещается и способен совершать скачки в пространстве-времени в тактических целях, что позволяет ему с успехом противостоять абсолютно любому противнику.
А занят этот монстр тем, что, во-первых, охраняет особо значимое место на планете Гиперион (Гробницы Времени) от визитов посторонних, а, во-вторых, накалывает добровольно приносящих себя в жертву паломников на острый шип, торчащий из груди. Собственно и имя персонажа переводится на русский как «сорокопут». Это реально существующая птичка из отряда воробьинообразных, которая именно так и поступает со своими жертвами — мелкими позвоночными — нанизывая их еще живыми на сучки и шипы деревьев.
Мотивы этого персонажа остаются непроясненными. Известно, что иногда он выбирает кого-то из паломников и обнимает, не убивая. Причем, как правило, уже уничтожив всех остальных членов прибывшей группы. Такой человек становится «избранным Шрайком» и резко повышает свой статус в рамках построенной вокруг робота религии «Церковь последнего искупления».
Оно (одноимённый роман Стивена Кинга)
Одно из самых меметичных чудовищ литературы ужасов. Живет под землей, а точнее — в параллельном измерении («Мир Огоньков»), куда открывается ход из-под захолустного городка Дерри*. В своём потустороннем обличии выглядит как паукообразная тварь, служащая своего рода оболочкой для гипнотически вращающихся внутри неё таинственных цветных огней.
*Кстати, в точности такую же схему места происхождения монстра Кинг использовал в более позднем романе «Безнадёга» 1996 года.
Питается психической энергией людей в целом, но по своим причинам предпочитает именно детей. Читает мысли, а для максимизации выхода энергии принимает облик разнообразных детишечьих фобий. Ведет себя как потусторонний медведь: просыпается раз в 27 лет, ест и снова укладывается спать ещё на один цикл.
В нашем мире Оно предпочитает облик жившего здесь в 18 веке макабрического клоуна Пеннивайза. Причины этого не раскрываются и остаются на волю фантазии читателей. Кинга на этот образ вдохновил реально действовавший в 70-х годах серийный убийца Джон Гейси, который любил наряжаться «клоуном Пого».
Книжка была настолько значима, что вызвала в Америке целую эпидемию коулрофобии (боязни клоунов) у детишек, читавших роман. Кстати, вторая киноадаптация (2017) книги, прекрасно отбившаяся в прокате, породила всю нынешнюю волну реэкранизаций легендарного писателя из штата Мэн.
Ёроол-Гуй (роман «Многорукий бог Далайна», Святослава Логинова)
Монстр на первый взгляд вполне заурядный, однако действует в необычном для НФ-романа абстрактном сеттинге, вдохновленном монгольским языком и мифологией.
В этом мире, который окружен пылающей стеной и разбит на квадратики суши и воды (собственно Далайн), обитает многоглазый-многощупальцевый осьминогоподобный монстр, который обычно спит в воде, но периодически выбирается на сушу и полностью уничтожает население одного из прибрежных квадратиков-оройхонов. Примечателен тем, что по местным легендам родился из испражнений бога-творца Старца Тэнгера.
История напоминает какую-то игру на листке клетчатой бумаги (чем и является, поскольку именно таким образом Логинов придумал данный мир). Колорит ей придаёт масса заимствований из монгольского. Причем почти ни одно из них не значит в романе то же, что в реальном языке. Роман хороший, написан увлекательно и с интересными сюжетными твистами. Так что если не читали, очень рекомендуем.
Напишите в комментариях каких ещё литературных монстров мы забыли упомянуть и почему они достойны включения в аналогичную подборку в будущем.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы получать больше материалов на близкие темы в свою Яндекс-ленту!